издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путешествие байкальского льда: Третьяковка, исток Москвы-реки

Видимо, мощная харизма Байкала не знает границ. По крайней мере, странных людей он притягивает к себе со всего света. Довольно банально сейчас выглядят многочисленные туристы-интуристы, которые обходят его по льду вдоль и поперёк, бегают и переплывают его на скорость и устанавливают прочие сомнительные рекорды. Но побывавшая на прошлой неделе большая группа творческих людей разных специализаций и из множества городов России переплюнула всех по степени оригинальности. Они устроили обряд почитания байкальской воды, выстроив лабиринт в Ангасолке, потом повторив его миниатюрный аналог в Москве в Третьяковской галерее – на рояле и из байкальского льда, а под конец выпустив байкальскую воду в 150 км от столицы, в церкви, стоящей прямо на истоке Москвы-реки.

Формально всё началось 17 марта, когда в Иркутск приехали 26 человек – художников, музыкантов, архитекторов, дизайнеров, театралов из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Перми, Уфы и даже Венгрии. Всех этих разных, не похожих друг на друга и даже не очень знакомых людей объединила странная идея – выстроить изо льда Байкала и на льду Байкала лабиринт, сопровождая это действие театральной и музыкальной импровизацией. Этот ныне модный акт творчества, в общем именуемый «перфоманс», осуществила «Лаборатория Театрика». Это содружество независимых театралов было основано в 2006 году как команда молодых, свободомыслящих, активных людей, профессионалов в разных областях, но с одной общей страстью – игра и театр. Через некоторое время была обнаружена другая общая точка – любовь к красивым и стильным вещам. «Художественный подход и системный взгляд – это основные принципы работы лаборатории», – говорят они сами о себе.

Фактически отследить истоки зарождения этой странной идеи с лабиринтом «Иркутскому репортёру» просто не удалось. Одна из деятельных участниц проекта, танцовщица и актриса «Лаборатории Театрика» Наталья Бриль рассказывает об этом туманно:

– Невероятная красота нашего проекта в том, что эта идея приходила в головы многих людей в разное время. И сейчас трудно найти того человека, кто первым её придумал. Я не могу вам сказать даже, кто из нас в этот раз предложил довести наконец её до физического воплощения. 

Так что 17 марта практически из ниоткуда в Иркутске материализовалась группа из 26 человек, которые уехали на электричке в Старую Ангасолку и там с помощью местных коллег, дизайнеров и архитекторов, стали выпиливать лёд кубами и из этих «доминошек» строить круговой лабиринт.

– Форма этого лабиринта, она… древняя, – размышляет Наталья Бриль. – Но нельзя сказать, что мы приехали в Иркутск с готовым проектом, неким чертежом будущего строительства. Была идея, которая доводилась до ума, додумывалась прямо в процессе её воплощения. Это как бы роза ветров. Это три линии, сходящиеся в одну точку. И когда мы разговаривали с местными жителями, нам рассказали, что в этих местах есть некая традиция. А нам несвойственно идти против местных обычаев. В общем, в процессе оказалось, что наш лабиринт символизирует розу байкальских ветров. Северо-восточная часть спирали посвящена ветру култук, южная – баргузину, а центральная – сарме. И всё сходится у ледяного столба. Нам сказали, что так полагается.

В Третьяковской галерее на крышке старинного рояля из байкальского льда построили миниатюрную копию лабиринта в Ангасолке

Надо полагать, что столб символизирует «сэргэ» – бурятскую коновязь, родовой столбик, на который принято бурханить. И в данном случае бурхан был несколько своеобразный. Дело в том, что с собой эта экспедиция привезла бутылочку воды, набранной в московских чистых ключах. Более подробно, что это за вода, кто откуда её набрал, Наталья говорить отказалась: «Это – секрет». Но кроме собственно строительства лабиринта и не описуемого словами театрально-музыкального действа у перфоманса была ещё одна, глубокая смысловая нагрузка – обмен водой. Московскую воду смешали в одной посудине с байкальской, участники отпили по глотку и потом оставшееся вылили на ледяной столбик.

Лабиринт строили в течение нескольких дней – с 18-го по глубокую ночь перед отъездом 21 марта. Наталья рассказывает:

– Строили мы долго. Осложняло работу то, что до этого никто из нас со льдом не работал. А сам материал… лёд вызывает привыкание. Без него потом скучаешь. Лабиринт – это структура, сделанная изо льда, из статичного материала. То, что в лабиринте проходит игра, театральное действие – это некоторое прохождение этой структуры, оживление её, насыщение её игрой, музыкой, голосом, музыкальными инструментами. Это как вскрытие её. 

Некоторое количество льда участники перфоманса забрали с собой в специальных контейнерах. Всё продолжилось 22 марта на большом благотворительном концерте «Чудо творения», который в Третьяковской галерее устраивал фонд Чулпан Хаматовой. На антикварный рояль положили стеклянное полотно и на нём построили точную копию лабиринта в Ангасолке в уменьшенном варианте. 

– Мы успели замкнуть лабиринт до того, как лёд растаял. Параллельно шла импровизация, посвящённая воде, льду, пару, – рассказала Наталья Бриль. 

26 человек из разных городов из ниоткуда возникли на берегу Байкала и принялись рубить лёд на кубики…

А закончилось всё в 150 километрах от Москвы. 24 марта туда уехали несколько актёров «Театрика». Поздним вечером, на закате, они достигли конечной точки своего путешествия – истоков Москвы-реки. Там очень кстати оказалась маленькая церковь. Это показалось весьма символичным для обряда обмена и возвращения воды. Вот как это описывает один из участников:

«Путь до назначенного места оказался не близким. Более 150 км. Там, в истоке реки Москвы, должна была быть отпущена вода, привезённая нами из озера Байкал, где несколько дней назад произошла закладка и строительство ледяного лабиринта. Торопились. Хотелось совершить задуманное до заката. Но московские пробки как будто специально не позволяли нам ускориться… В это время Небесное воинство во главе с Солнцем занимало свои места на сцене вселенной. 

И когда мы преодолели первую половину пути, нам открылось невероятной красоты действо божественных сил. Дух, держащий меч, направил его в огненный шар. Шар начал постепенно опускаться. Вослед ему вечно провожающие сегодня образовали ураган, вихрь, поток, дымом уходящий ввысь. Затем невидимые воины прорезали небо остриями своих сабель, оставляя белые раны. Вдруг из многочисленных потоков и движений появилась рука с чётко очерченными пальцами. Пальцы почти касались поверхности небесного моря и замерли в желании зачерпнуть несколько капель. Следующее превращение не заставило себя долго ждать: кисть обрела очертания головы птицы, а рука стала телом и крыльями. Птица проводила солнце до следующего утра. И в одну минуту всё представление рассеялось, оставив только следы сотворённого действа. Нам предстояло сотворить ещё одно. 

Чистейший байкальский лёд, который, казалось, стал ещё прозрачнее, мы оставили в истоке – часовне. Оттуда, с каменной горы, по желобам, растопленный лучами весеннего солнца, наш спутник будет струиться в Москву, очищая, заводя новые круговороты, образуя нескончаемый поток жизни».

Пожалуй, настолько странных людей на Байкале ещё не было ни разу. Хотя, казалось бы, он всякого повидал… 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры