Служить возвышению души
Королева одиночества – такую роль уготовила жизнь Галине Проценко
Их целая череда – коронованных особ с внешностью пожизненной красавицы Галины Проценко, наделяющей своих героинь аристократической статью и утончёнными манерами. Заслуженная артистка России блистательно сыграла и продолжает играть в спектаклях для взрослых и детей королев, принцесс, княгинь и графинь. Гертруда в «Гамлете», Анна Австрийская в «Трёх мушкетёрах», Мерседес в «Графе Монте-Кристо», Королева в «Белоснежке», графиня Вишня в «Чиполлино»… Актриса и вне сцены держится замкнуто, особняком, с королевским достоинством. Королева одиночества – такую роль ей уготовила жизнь. Но это был, мне кажется, во многом и собственный выбор.
Характер
Гены генами, но обстоятельства со счетов тоже не сбросишь. Спровоцированная ими ранняя самостоятельность заложила фундамент её натуры. Без отца дочь сирота, считают в народе. Отцом она называла отчима, папу своего только на фото видела – погиб в середине Великой Отечественной. Отчим выпивал. Талантливый драматический актёр, он не наказывал Галину, однако и душевным теплом не особо дарил, добрым для неё не был. С ним колесили по стране из театра в театр. На гастролях маму, наделённую ослепительной красотой, принимали за приму, а та просто заведовала парикмахерским цехом. Голубой крови взяться вроде бы неоткуда, но порода в ней, изысканность вкуса ощущались всеми.
Кулисы, спектакли, гримуборные – судьба театрального ребёнка, считайте, была предопределена. После рождения брата девочка, обделённая вниманием в семье, искала опору внутри себя. Росла, по сути, с мальчишескими ухватками, на детском снимке выглядит пацан пацаном. Спортом увлекалась: плавание в школе, волейбол, бег, прыжки в высоту… Когда уже здесь, в Иркутске, много лет спустя, спасаясь от наркоманов, полетела в темноте с крутой лестницы, то успела завести назад правую руку, чтобы не повредить позвоночник. Услышав, как при этом хрустнула кость, даже не вскрикнула от страха и боли, только слёзы потекли непрошенно и беззвучно.
Но тут, пожалуй, не столько спорт причиной, сколько характер. Привыкла сама себя защищать и надеяться тоже исключительно на себя. В силу чего уже с юных лет она могла бы, наверно, предупреждать окружающих словами из детской книжки с картинками: «Эй, не стойте слишком близко! Я тигрёнок, а не киска». Впрочем, по гороскопу Галина Леонидовна – Лев. Вам это ни о чём не говорит?
Роли
Люди ведь все со звериной душой, –
Тот медведь, тот лиса, та волчица…
(С. Есенин)
Играя Лису в одной из сказок, Проценко поняла, что отрицательное обаяние надо обязательно дозировать. Дети прониклись к хитрющим проделкам её Лисы такой неприязнью, что стали гнать коварную из зала, а на сцену по сюжету другие персонажи не пускали. И актриса, спасая положение, проскочила по узкой кромке рампы. Зато её Волчице в «Маугли», самоотверженно защищавшей человеческого детёныша, зрители устроили благодарную овацию, не дожидаясь финала.
Две прямо противоположные реакции, а свидетельствуют об одном и том же. О силе актёрской убедительности Галины Леонидовны. Мастерству самоотдачи, глубине разработки роли любого масштаба, взыскательности к себе её учил педагог училища при Красноярском драмтеатре Семён Казимировский. А к этому надо добавить её собственный зрительский опыт и художественную интуицию.
Изначально она вообще-то видела себя исключительно актрисой драматической сцены. И до сих пор, похоже, считает, что там её настоящее призвание. Судьба распорядилась иначе. Вслед за мужем Вениамином Филимоновым приехала из Челябинска в Иркутский ТЮЗ. Именно здесь оба снискали и авторитет в труппе, и любовь публики, здесь и звания получили: он – народного артиста, она – за-служенной артистки.
Но здесь же, как ни прискорбно, «семейная лодка разбилась о быт». Как писал в дневнике Юрий Нагибин, людей, особенно близких, «теряешь обычно на земле, а не с их уходом в мир иной». Несмотря на развод, Проценко культивировала в детях Фёдоре и Насте любовь и уважение к отцу, оставшись, как и он, навсегда одинокой. Чего стоило ей, не имеющей здесь ни единой родной души, поднять без чьей-либо помощи сына и дочь, дать им высшее образование, знает и поймёт лишь тот, кто сам пережил сходную ситуацию. Земляк наш, поэт Анатолий Змиевский, верно заметил: «Другим пришлось куда как больше туго, но каждому всегда больней своё».
Может, отсюда и главная тема в творчестве Галины Проценко? Короткое, исчерпывающее понятие: материнство. Неважно, на детских утренниках или в спектаклях вечернего репертуара выходит актриса в роли матери. Неважно, является эта роль главной, второстепенной или даже эпизодической, будьте уверены: в исполнении Проценко она вам запомнится, не скользнёт мимо сознания. В «Беде от нежного сердца» она играет Няню. Роль у автора водевиля отсут-ствует, а сочинили образ Няни… ну да, театр и актриса. Её персонаж заметен в спектакле, хотя почти бессловесен, и трогает зрителя желанием всех утешить, примирить, принять на себя чьи-то невзгоды.
А как не разделить горе шаманки Анюты из «Легенд седого Байкала», истово заклинающей стихии помочь её смертельно больному сыну? Роль Тунгуски в «Прощании с Матёрой» не только у зрителя, но и у самой актрисы вызывает порой мурашки по телу. Кажется, они несовместимы – сугубая интеллигентка Галина Леонидовна и её героиня в грубой стёганке и мужских сапогах, с трубкой в зубах молчаливо и грозно сидящая на родной земле среди потерянных жителей острова. Но тут сливаются в общее русло искусство писательского слова Валентина Распутина и актёрский талант исполнительницы.
В арсенале актрисы хватает острохарактерных ролей: к примеру, Шарлотта в «Вишнёвом саде», Колдунья в «Маленьком Муке», Баба Яга в «Чудесах в новогоднем лесу»… Но сколько ни дли перечень, Проценко ждёт и жаждет новых работ. Без них – депрессия, заикнуться о которой гордость не позволяет.
Партнёры
В принципе, достаточно было бы процитировать высказывания о Проценко её коллег – и добавлять к портрету ничего больше не потребовалось бы. Она была, остаётся и пребудет украшением труппы вампиловцев. Она из когорты ведущих, а это, в расшифровке Марка Захарова, крайне необходимые театру актёры. Разделяю такое определение полностью. Но вовсе не из желания примкнуть к «ансамблю взаимного восхищения» (фраза Юнны Мориц).
Напротив, я не без пристрастия допытывалась, опросив с добрый десяток тюзян, как они воспринимают хранительницу традиций и неписаных театральных законов. Суммирую ответы вкратце.
Виктор Токарев, директор ТЮЗа имени А. Вампилова, заслуженный работник культуры России:
– Её максимализм осмыслен, поскольку сцена требует прежде всего служить возвышению души. Галина Леонидовна добивается внятности существования в любой роли – по внутренней линии, в пластике, речи. Она педантична во всём, что составляет образ: причёска, костюм, грим, аксессуары. Ни малейшей небрежности на сцене себе не позволяет. И молодым безалаберности не прощает, может резко сделать замечание.
Любовь Почаева, заслуженная артистка России:
– В ней много энергии. Некоторые считают её вредной: строга к себе и другим. Да, вспыльчива. Но отходчива. Потом казнит себя за категоричность. С ней советуются, но и она критические мнения воспринимает.
Олег Тупица, ведущий артист:
– Предельно честна в профессии. Это подкупает. Ловит и охотно подхватывает импровизацию в рамках спектакля. Очень активная, не тяготится общественными нагрузками, с ней обо всём можно поговорить, забывая о разнице в возрасте. Юмор ценит. Но взрывается при нарушениях внутренней этики. Тимур Мухаметшин, покидая Иркутск, отыграл в «Руслане и Людмиле» Пушкина и на поклонах снял парик со своей наголо стриженной головы… Реакция Галины Леонидовны, я думаю, будет для него уроком на всю жизнь.
Тамара Терпугова, заведующая труппой, заслуженный работник культуры России:
– Она сложный человек. Всё время в споре, в поиске. Умеет любую роль сделать интересной. Зрители помнят её Цыганку в «Эшелоне», хотя там всего пара фраз, продавщицу зоомагазина в «Радуге зимой». Уж не говорю о таких ярких ролях, как Лёлька в «Городе на заре», поставленном Володей Симоновским, или Ольга в «Якове Богомолове», Ниса в «Дурочке» или мисс Минчин в «Принцессе Кру». Но она сжигает себя сомнениями, пока не выстроит окончательный рисунок роли.
Валерий Елисеев, заслуженный артист России:
– Работе отдаётся на полную катушку. Её Роксана в «Сирано де Бержераке» – что-то невероятное! Играет с озорством, с выдумкой, очень внимательна к режиссуре. Её индивидуальность неповторима, ни с кем не спутаешь. Цену себе знает, но внутренне ранима и не зла.
Людмила Попкова, ведущая актриса:
– Поражает её прямая по сей день спина – самое выразительное у актёра. Чуткий партнёр. «Прощание с Матёрой» – этот спектакль нас по-человечески сблизил, мы стали откровеннее и теплее друг с другом. Умеет хранить чужие тайны, если поделишься с ней. Надёжный человек!
А заключить сказанное хочу словами самой Галины Проценко:
– Я какая угодно, только не равнодушная. И чего не отнять у меня, так это пятидесяти лет добросовестного служения Мельпомене.