На особом счету
Ещё два лесных массива в Иркутске получили статус охраняемых
Две новые особо охраняемые природные территории – в микрорайоне Синюшина гора, а также в водоохранной зоне Ершовского залива – утверждены на последнем заседании Думы города Иркутска в четверг. Теперь там нельзя будет пасти коз, добывать золото, взрывать гранаты, а также вести любую другую хозяйственную деятельность, которая может привести к нарушению природного ландшафта или уничтожению обитающих в этих местах животных и растений. Таким образом, к Кайской роще, которая в прошлом году получила статус особо охраняемой, прибавятся ещё два лесных массива. В планах городских властей – присвоить особый статус примерно десятку таких территорий.
Две новые особо охраняемые природные территории (ООПТ) появились в Иркутске. Такое решение приняли вчера депутаты на очередном заседании Думы города. Обе территории, которые получили особый статус, располагаются в Свердловском районе города. Первая – в микрорайоне Синюшина гора, там ООПТ местного значения стал лесной массив площадью 49,8 га. Второй ООПТ стал лесной массив в районе Ершовского водозабора площадью 85,5 га. Впрочем, её границы могут со временем расшириться. Дело в том, что сейчас в состав ООПТ в Ершах не попали два больших участка, которые в своё время были предоставлены в аренду под массовую застройку. Предположительно речь идёт об участках площадью 12,5 и 17 га, работы на которых планировала вести компания «Иркутскстройреконструкция». Однако сначала эта территория попала во второй пояс водоохранной зоны Ершовского водозабора, созданный в начале 2011 года по инициативе правительства Иркутской области.
Теперь спорный вопрос о возможности ведения какой-либо хозяйственной деятельности на этих участках окончательно решился в пользу городских и областных властей. При этом, как подчеркнул исполняющий обязанности начальника управления по охране окружающей среды администрации Иркутска Владимир Чубук, основания для признания обеих территорий особо охраняемыми вполне весомые. В ершовских лесах, к примеру, произрастает 246 видов высших растений, обитают три вида земноводных, столько же видов рептилий, 29 видов млекопитающих и 110 видов птиц, в том числе перелётных. Из них в Красную книгу включены три вида растений и четыре вида птиц, а ещё один вид рептилий и три вида млекопитающих нуждаются в особом внимании. Похожее биоразно-образие, по словам Владимира Чубука, и на Синюшиной горе.
С приобретением особого статуса на этих территориях будет запрещено большинство видов хозяйственной деятельности, в том числе такие нетривиальные, как выпас скота, добыча полезных ископаемых и взрывные работы. Также запрещается разводить костры, устраивать свалки, передвигаться на машинах и уничтожать места обитания редких видов растений и животных. Любые строительные работы в границах ООПТ тоже запрещены. Исключением могут стать только те участки, которые были переданы в собственность до установления особого порядка землепользования. Впрочем, как отметили в мэрии, в дальнейшем всё равно будут предприниматься меры по их включению в границы ООПТ. «Вероятнее всего, нам придётся договориться с собственниками, чтобы предложить им что-то взамен», – сказал Владимир Чубук.
В общей сложности особый статус сегодня в Иркутске имеют три лесных массива. В декабре пошлого года статус особо охраняемой природной территории получила Кайская роща, в которой были попытки вести малоэтажную застройку. Всего в городе в ближайшие годы должно быть образовано больше десяти ООПТ, особый статус должен получить и самый большой зелёный массив в городе – Плишкинский лес. Общая площадь городских лесов, которые нуждаются в охране, сегодня составляет 5,5 тыс. га, или 42% от площади Иркутска.