«Мы строим Родину»
В нескольких километрах от села Большая Елань Усольского района зарождается необычное поселение Ладога. Ему чуть больше пяти лет. В чистом поле 17 семей пытаются построить новую жизнь, которая должна выгодно отличаться от городской. Здесь практически все взрослые жители имеют высшее образование, а доля вегетарианцев среди населения превышает все мыслимые для нашей страны среднестатистические данные. Ладога выделяется и своим статусом: это первое и пока единственное в области круглогодичное родовое поселение. «Сибирский энергетик» попытался выяснить, зачем люди бегут из города в дикое поле.
Перезимовать в «лисьей норе»
Сегодня родовое поселение Ладога напоминает новый дачный посёлок. На поле в 120 гектаров то тут то там возвышаются деревянные постройки разной степени готовности. Большая часть домов пока недостроена: у кого-то поставлен только сруб, у кого-то окна на время затянуты плёнкой. Поэтому некоторым семьям на период строительства приходится зимовать в небольших баньках или в так называемых «лисьих норах». Такие «норы» строятся по принципу землянок: основная часть дома находится под землёй, на улице виднеются лишь маленькое окошечко и крыша. Впрочем, как признаются сами ладожцы, «лисьи норы» очень тёплые и уютные, их удобно использовать на период стройки.
Есть в поселении и уже обжитые дома. Один из них принадлежит семье Седлецких, которая была в числе местных первопроходцев. В нём они пережили не одну зиму.
«Сейчас не найдёшь человека, который бы ответил, что такое Родина. Это же не «трёшка» в панельном доме и не бабушкин домик в деревне, в который вы приезжаете раз в несколько лет. Мы хотим создать особенное место, в которое захочется возвращаться и нам и внукам. Мы показываем альтернативный путь для России, показываем, что можно самим строить свою жизнь, а не выступать на митингах с требованиями к властям», – делится Александр Седлецкий своей мечтой о прекрасном настоящем.
На сегодняшний день в уникальном родовом поместье области проживает 17 семей. Почти полсотни человек, объединённых одной идеей. Многие из них – бывшие жители крупных населённых пунктов. Сейчас ладожцы признаются, что в городской суете потеряли радость, в постоянной погоне за чем-то потеряли сами себя. «Раньше я работал в Доме культуры. В один момент понял, что при выходе на сцену не испытываю радости, не могу её нести людям. Вот тогда и решил, что нужно что-то менять», – добавляет Александр.
Как обустроить гектар земли
Движение родовых поместий в России уже имеет свою историю. Популярность оно получило в центральной части страны. Здесь некоторые регионы даже приняли закон о родовых поселениях. В Иркутской области такой ещё не принят, зато в Ладоге работают свои неписаные законы. Главный из них – быть максимально дружелюбным к земле, на которой живёшь. Хотя, как говорят наши собеседники, никто не противопоставляет себя технократическому обществу и не собирается жить отшельником. «Мы так же работаем, так же выезжаем в город, некоторые из нас имеют свой бизнес. Правда, перешли на альтернативные источники энергии – солнечные батареи, но мы не отказались от сотовых телефонов, ноутбуков, телевизоров. Мы участвовали в выборах, часто выступаем в школьных конкурсах Большой Елани. Ну какие же мы отшельники!» – смеётся Александр Седлецкий.
Каждой семье выдаётся один гектар земли. Как объясняют сами ладожцы, размер участка выбран неслучайно. Именно столько земли нужно человеку, чтобы обеспечить себя всем необходимым. На отведённой территории каждый может не только построить дом с дворовыми постройками, но и разместить огород, небольшой лесок и даже свой собственный пруд. «Мы грибы и ягоды собираем на своих участках. Нам нет нужды выбираться куда-то далеко, как горожанам, чтобы найти грибное место. Летом мы сможем выйти и искупаться в собственном пруду и не беспокоиться о полупьяной молодёжи с пивом, как это было бы в городских местах отдыха», – рассказывает идею одного гектара Александр Огнев.
Всё родовое поселение отличает ещё одна особенность: здесь нет заборов. Роль изгороди играют живые деревья. Саженцы по всему периметру высаживают сразу же, как получают угодье. И дело даже не в желании отгородиться от соседей, жить своим тесным семейным мирком. Такой вариант невозможен даже теоретически, потому что здесь все знают соседа в лицо, все участвуют в общих собраниях. У живой изгороди иное предназначение. Она позволит создать особый микроклимат на участке. Вообще рационализаторские идеи и прагматичность в хорошем смысле этого слова видны в каждом поступке ладожцев.
Хозяева участков не живут обособленно. Регулярно жители поселения проводят общие собрания. Для этих целей построили небольшой восьмиугольный дом. На собрания приводят даже детей: подрастающее поколение должно набираться опыта .
– Наш гостиный дом мы поставили на общие деньги. Здесь проводим не только встречи, здесь временно живут ладожцы, которые только строят свой дом. В поселении свой бюджет, который формируется за счёт взносов самих поселян. На эти деньги мы, например, содержим дорогу. У нас в совместной собственности машина «ЗИЛ», к ней цепляем старый, советских времён грейдер, который удалось приобрести подешевле, – рассказывает Александр Седлецкий.
– Жить вот так в чистом поле получается даже выгоднее. Мы не тратим свои средства на всякую вредную ерунду. У нас нет соблазнов, которые преследуют в супермаркетах. Горожанин заходит в магазин и набирает совершенно ненужные ему вещи и продукты. Мы же на сэкономленные таким образом деньги покупаем экологически чистые овощи и фрукты, – подхватывает Александр Огнев.
Как только разговор коснулся еды, сам собой возник вопрос о стиле питания. Современные приверженцы эко всё чаще переходят на нетрадиционные кухни: вегетарианство, сыроедение. Ладожцы честно признаются, что никто в их поселении никому не указывает, что, как и с чем есть. Каждый сам выбирает наиболее приемлемый для него стиль. «Здесь каждый отвечает сам за себя, за своё здоровье. Я, здоровый мужчина, спортсмен, отказался от мяса. Сам к этому пришёл. Родственники сначала смеялись, а теперь поняли меня. Разве по мне скажешь, что я плохо питаюсь!» – встаёт в свой немалый рост Александр Седлецкий. И таких, как он, здесь большинство.
Правило «Не указывай» распространяется не только на питание, добавляет Валентина, жена Александра. В посёлке каждый живёт по своим правилам, строит дом своей мечты.
Следом сама собой возникла тема мусора, которого в Ладоге как бы нет: мы так и не увидели мусорных баков или выставленных вдоль дороги пакетов с отходами. Здесь применяют метод селективного сбора мусора. Так, в каждом доме имеется отдельная ёмкость для пищевых отходов, которые потом используют в основном в качестве удобрений. «Железные банки обжигаем в печах и укладываем на дно лунок под саженцы. Деревья получают железо. Если есть плёнка полиэтиленовая, закапываем её в землю. Там она быстрее будет разлагаться. Живя здесь, заметили, что мусорить стали меньше. В городе практически каждый день выносили пакеты с отходами. Теперь же практически всё остаётся в поместье. Даже пластик научились приспосабливать: его можно положить на дно компоста. Тогда грядки получаются тёплыми и пластик быстрее разлагается», – делятся секретом чистоты в поселении.
Земля, которую заняли родопоселенцы, считается бросовой. Когда-то она принадлежала совхозу «Большееланский», но из-за истощения почвы была выведена из севооборота. На неплодородной земле пытались закрепиться фермеры, но глина и песок не давали урожая. За пять лет на этой «бесплодной почве» ладожцы научились показывать чудеса огородничества и земледелия. «Мы высадили десятки тысяч деревьев. На нашей земле растёт всё, мы не тревожим почву, даём ей восстанавливаться. Стараемся не копать её лишний раз, не выдираем травы, чтобы не нарушить природный баланс. Сейчас даже арбузы свои выращиваем», – с гордостью рассказывает Валентина. В подтверждение слов она показывает тыкву размером с баскетбольный мяч и смеётся, что это ещё маленькая. Огородники Ладоги стараются не использовать удобрения, даже природные. Сейчас сложно, признаются они, найти подкормку для растений без химикатов.
Как признаются другие жители поселения, за пару лет на бросовой земле появились не только специально посаженные растения, но и дикие самосевы. «В прошлом году на участке вырос дикий шиповник. Видимо, ветром семена принесло. Замечаем, что появляются растения, которых мы пока не знаем. Но ведь какое поле для саморазвития и творчества», – подтверждает слова Валентины Александр Огнев.
Все жители чувствуют какую-то особую связь с природой, признают, что она на них действует положительно, пробуждает скрытые ранее способности. Александр Седлецкий, например, начал писать стихи. Хотя раньше никогда этим не занимался. Александр Огнев сочиняет песни. Его жена Ася постоянно что-то мастерит. Имея образование архитектора, девушка сама создала макет будущего дома для своей семьи. «Хотя сын ещё совсем меленький, у меня имеется время на саморазвитие, на творчество. Вряд ли у молодых мам в городе есть такая возможность», – показывает Ася своё творение, пока девятимесячный Егор увлечённо играет с яблоком.
Творческое отношение к жизни взрослые воспитывают и в детях. Их не ленятся возить в школы искусств, на спортивные тренировки. Вот только к школьному образованию у ладожцев особое отношение. В основном ребята обучаются дома и лишь несколько дней в неделю посещают школу. Решающим фактором оказывается даже не расстояние до неё – около пяти километров, – а неудовлетворённость родителей современной системой образования. Как утверждает Александр Седлецкий, в прошлом школьный учитель труда, он сам замечал, что дети лучше усваивают знания дома. К тому же дома родители могут сами проконтролировать процесс. «Сейчас в поселении пять детей школьного возраста. В Ладоге живут учителя почти всех школьных предметов, даже кандидат наук и просто образованные люди. Ребятишки всегда могут обратиться за помощью к любому взрослому. И они обращаются. Так, в прошлом году учительница математики Татьяна почти весь год прозанималась с одним мальчиком», – добавляет к словам мужа Валентина, психолог по образованию.
15 снегирей, сова и филин
«К нам часто гости приезжают, в последнее время даже стали надоедать. Прилетают из стран ближнего зарубежья, из Европы, просто из других регионов России. Мы сами выезжаем на встречи с единомышленниками. Постоянно интересуются, не скучно ли нам, чем мы занимаемся и как здесь живём. Нам некогда скучать», – отметил Александр Седлецкий. Во время разговора всем собеседникам «Сибирского энергетика» пришла смс-рассылка: на днях состоится репетиция хоровода. На удивлённый взгляд корреспондента ладожцы, смеясь, ответили, что они сами себя развлекают. Вот решили научиться водить старорусские хороводы. Это весёлое занятие укрепляет дружеские узы и является проверенным психотренингом.
– Как-то прямо рядом с нашим домом села большая сова. Завораживающее зрелище. Один раз к нам на участок филин залетал. Это было просто потрясающе. Настоящий зоопарк прямо за дверью дома. Как-то на другом поместье видели сразу 15 снегирей. Казалось, что дерево зимой зацвело, – рассказывает Александр Огнев.
Для знакомства с дикими животными поселенцам нет нужды посещать зоопарки. По их словам, в родовом поселении стали появляться лисы, птицы, которых не встретишь в городской черте.
В Ладоге живут самые разные люди: учителя, врачи, строители, предприниматели, агрономы. Здесь проживают и молодые семьи с младенцами, и пенсионеры, к которым приезжают в гости внуки. Все разные. Объединяет их идея родового поселения. Однако так повелось, что, когда человек вдруг меняет свой образ жизни, его осуждают, подозревая что-то неладное. Похожая ситуация получилось и с Ладогой. Жители соседних деревень называют ладожцев не только отшельниками. Порой их обвиняют в сектантстве. Наши собеседники не без смеха пересказывают один слух о себе: якобы в поселении живёт поп с 12 жёнами.
Ладожцы научились с юмором относиться к такому проявлению внимания к себе. Предпочитая тратить силы и энергию не на то, чтобы дезавуировать фантастические слухи, а решать вполне реальные проблемы. «Добиваемся принятия закона о родовых поселениях в Иркутской области. Пока же, чтобы не допустить спекуляции землёй, поселение оформляем как некоммерческое партнёрство», – делится ближайшими планами Александр Огнев. Жители уникального родового поселения пока не имеют прописки в поле. Сейчас они зарегистрированы в городах, посёлках. Но все считают себя настоящими ладожцами, которые сами строят свою Родину.