издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Зелёная линия» Алексея Альмухамедова

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Алексей Альмухамедов, заместитель мэра, председатель комитета по экономике администрации Иркутска, прежде чем стать чиновником, успел проверить себя в науке, бизнесе, горном туризме и других сферах. Гуляя по центру Иркутска с корреспондентами «Сибирского энергетика», он рассказал о принципе эко-логичного развития города, изменениях инвестиционного климата столицы Восточной Сибири и отношении иркутян к самим себе.

Мартовское солнце пригревает бронзовые плечи скульптуры Ленина в скверике на Карла Маркса. Для Ильича это уже 60-я весна: памятник выполнен по проекту скульптора Томского и архитектора Голубовского в 1952 году. До встречи с Алексеем Альмухамедовым несколько минут, и я замечаю небольшой информационный стенд с картой у входа в сквер. Из информации на русском и английском языках следует, что на месте памятника до революции находилась лютеранская кирха. 

– Этот сквер – для меня знаковое место, хотя я вырос в Академгородке, – рассказывает герой рубрики. – В доме рядом со сквером жила бабушка, поэтому здесь я проводил много времени. Иркутск ценен именно такими уютными, домашними уголками, которых, к сожалению, всё меньше: во дворах стало больше машин, заборов, закрытых зон, чего никогда раньше не было. 

Из окошка бабушкиного дома можно было смотреть на праздничные демонстрации, марширующие по улице Ленина 7 Ноября, 9 Мая… Дом был «непростой». Мой дед из так называемого «казанского призыва» в Иркутске, он был секретарём обкома буквально полгода до расстрела в 1937 году, тем не менее в этом доме бабушка прожила большую жизнь. Она никогда не говорила ничего плохого о Советском Союзе, но её отношение к тому периоду ощущалось, возможно, поэтому в нас, её внуках, закладывалась способность критически мыслить – анализировать, сравнивать то, что говорится и что есть на самом деле. 

Это место любят многие иркутяне, которые приходят сюда отдохнуть, провести время с семьёй. Мне близка мысль академика Глазычева о том, что город отличается от негорода наличием мест публичного ничегонеделания. Для меня такие точки, как эта, – квинтэссенция города, они делают его чем-то большим, чем место проживания или работы. Когда мы говорим о стратегии развития Иркутска, как раз пытаемся заложить такие варианты, чтобы в городе появлялись подобные места не только в центральной части. Для меня это важный момент.

Я родился и вырос в Иркутске, несколько раз пытался уехать в другие города, но в итоге каждый раз возвращался, потому что он манит к себе. 

– Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях. 

– Папа – геолог, доктор геолого-минералогических наук, всю жизнь проработал в Институте геохимии СО РАН, занимался изучением базальтов. Отец погружался на «Пайсисах», на «Мирах». Всего около 30 человек в мире погружались на глубину больше 5 км. В Иркутске таких двое – академик Кузьмин и мой отец. Он брал меня в полевые экспедиции, это была своеобразная школа жизни, благодаря которой я не боюсь любой работы. 

– Тем не менее геологом вы не стали?

– Со школьных лет я активно занимался альпинизмом и горным туризмом, очень сильно увлекался химией и несколько раз побеждал в российской олимпиаде, на Союзе был четвёртым-пятым. Так что вопрос о выборе профессии не стоял. Когда пришло время поступать в вуз, родители дали мне полную свободу. 

Прежде чем двинуться по улице Карла Маркса в сторону набережной Ангары, задерживаемся у стенда с картой.

– В прошлом году городская администрация запустила проект «Зелёная линия», – поясняет Алексей Альмухамедов. – Он нацелен и на приезжих, и на иркутян. Рядом с памятниками истории и архитектуры установлено 17 информационных стендов, где можно не только прочитать об истории определённой части города, но и послушать аудиогид на разных языках, позвонив по специальному номеру телефона. В этом году будут установлены ещё 13 стендов, они увязаны в единый логичный маршрут. Можно пройтись по Иркутску виртуально, поскольку он есть в Интернете в формате 3D. В этом году мы хотим прямо на асфальте провести пятикилометровую «зелёную линию», соединяющую точки.

Проходим немного по Карла Маркса в сторону набережной.

– Многие из нас, иркутян, свой город знают плохо, – продолжает наш гид, – мы часто куда-то спешим и многого не замечаем. А нас окружает удивительная архитектура. В своё время мне преподали урок питерцы. В одном турпоходе я был с группой архитекторов из северной столицы. И они мне, горожанину, рассказывали про Иркутск! Поразительно, но я поймал себя на том, что воспринимаю эти улицы совершенно по-другому. Вот здание Русско-Азиатского банка. Кто-нибудь видел, что у него Меркурий на фасаде? Многие ли замечали глобус на здании Русско-Азиатского общества на улице Ленина? Напротив нас здание управления ВСЖД, на фронтоне среди других барельефов изображения Розы Люксембург, Сталина. Вы обращали внимание?

– Как получилось, что вы стали чиновником?

«Город отличается от негорода наличием мест публичного ничегонеделания», – цитирует академика Глазычева Алексей Альмухамедов

– Никогда не думал, что буду чиновником, занимался наукой, к большому сожалению, пришлось её оставить. Я рано женился, в 19 лет, через год родился первый ребёнок, через четыре года второй. В то время наука, увы, не позволяла содержать семью, это было начало 90-х, поэтому приходилось браться за любую оплачиваемую работу. Стоял охранником на вахте в «Микрохирургии глаза», например. Потом с друзьями занялись высотными работами, промальпинизмом и организовали свою компанию, которая стала заниматься дизайн-работами. Сказалось влияние мамы, она инженер-проектировщик по профессии, от неё у меня интерес к архитектуре. Затем в 2002 году в Иркутске проводился конкурс «Кадровый резерв Байкальского региона», я подал заявку и неожиданно для себя выиграл. Потом как-то всё завертелось. Закончил президентскую программу подготовки управленческих кадров. Было желание сделать что-то для города, а как – было непонятно. Однажды позвонили из областной администрации: «Ребята, через 3 дня в Сибэкспоцентре будет рассматриваться промышленная политика Иркутской области. А вам слабо сделать предложения?». И мы, детально не зная, ни что такое промышленность, ни что такое политика, взяли и написали документ. Сейчас я сознаю, что он был наивным, но содержал нестандартные решения. После этого меня пригласили в областную администрацию, я возглавил департамент малого бизнеса. Никогда не думал, что буду чиновником. Когда началась череда смены губернаторов, я ушёл и вновь занялся своим бизнесом. Работал с Виктором Ивановичем (Кондрашовым, мэром Иркутска. – «СЭ»), когда он шёл на выборы, и, став главой города, он пригласил меня в команду.

– Когда вы начали работать в мэрии, ваше отношение к городу изменилось?

– Конечно, идёшь по любой улице – не столько любуешься, сколько смотришь, что надо сделать. Но пришло и понимание, что есть сложные механизмы взаимодействия между разными группами влияния и приходится смотреть не только на то, что нужно сделать, но и на то как.

– Над чем сейчас работаете? 

– Стратегия развития города до 2025 года – ключевой момент. Не видя цели, трудно совершать осознанные действия. Можно осваивать бюджет, но иногда нужно сделать точечные вложения, которые изменят ситуацию в целом. В городе действует множество субъектов, каждый из которых имеет свою траекторию движения: бизнес, социальные структуры, региональная и федеральная власть. Мы предлагаем им возможность договориться и двигаться в одном направлении. Нужно показать им их место в будущем города. Причём если создавать этот документ келейно, работать он не будет. Поэтому за прошлый год мы провели более двух десятков стратегических сессий. Так или иначе, всё крутилось вокруг трёх направлений: экологии, коммуникаций и туризма. Причём экология рассматривается в том числе с точки зрения использования имиджа Байкала и его бренда. Появился термин «эко-логичный город». Поскольку Иркутск никогда не был промышленным центром в чистом виде, вопрос развития инновационных бизнесов вокруг экологии, коммуникаций, туризма нам интересен.

Подходим к ещё одному любимому месту публичного ничегонеделания иркутян у памятника Александру III. 

– Вот остров Юность, – продолжает Альмухамедов, – где можно построить отдельные объекты, а можно решить задачу комплексно. Сейчас речь идёт только о комплексном освоении острова Юность и полуострова Конный. Здесь должен появиться парк развлечений, отдыха и для детей, и для взрослых. В городе должны быть фишки, например канатная дорога на ту сторону Ангары. И вообще, городу не хватает фишек, которые подчеркнули бы его уникальность.  

– Многие эксперты утверждают, что такая фишка – деревянное зодчество.

– Я согласен, конечно. Опять-таки, требуются комплексные решения по реновации территории, сохранению средовой застройки. Известно, что в нашей стране только три города, которые могут гордиться своим деревянным зодчеством: Иркутск, Томск и Вологда. 130-й квартал – проект в этом отношении очень интересный, может быть, в нём есть какие-то ошибки, однако сам опыт такого проектирования и строительства мне кажется позитивным. Нельзя забывать, что это очень необычное в масштабах страны решение. 

– Если говорить об экологии в традиционном понимании этого слова, какие шаги планируется предпринять в городе в ближайшее время? (Мы неспеша идём по набережной).

– Меньше сложностей с экологией там, где есть культура поведения. Экологическое просвещение – большая проблема, поэтому мы и решили начать со школ. Проект по селективному сбору мусора мне кажется очень важным.

Следующее, что планируется сделать, – новый полигон для твёрдых бытовых отходов. Здесь важно понять, какие технологии помогут дальше развивать этот полигон: это может быть и вторичная переработка, и получение тепла. 

Когда мы обсуждали тему экологии на стратегических сессиях, стало ясно, что есть проекты, которые может реализовать город, но большинство нужно реализовать с помощью частно-государственного партнёрства, силами частных инвесторов. 

Например, на одной из сессий в декабре прозвучало необычное предложение о создание биржи воды. Экспортировать байкальскую воду сейчас достаточно сложно: существующие технологии упаковки и транспортировки делают её неконкурентоспособной за рубежом. Тем не менее все понимают, что за этим будущее – питьевая вода уже дороже бензина. Получить деньги на развитие технологии можно с помощью биржи фьючерсов воды, то есть будущих поставок этого ресурса. 

Мы понимаем, что Иркутск попадает в первую двадцатку городов по загрязнению воздуха, поэтому появилась идея принятия экологической декларации – договорённости разных субъектов. Вопрос ещё прорабатывается, но мы идём к переводу муниципального транспорта на газовое топливо и развитию сети газовых заправок, механизмов стимулирования частных перевозчиков.

– Как бы вы оценили инвестиционный климат в городе?

– Основные экономические показатели в городе неплохие: у нас одна из самых высоких средних зарплат, одна из самых низких официальных безработиц. Население за прошлый год выросло на 7860 человек, растут и миграция и рождаемость, нам немножко не хватает до 600 тысяч. Но к нам приезжают люди со средним и неполным средним образованием, а уезжают люди с высшим. Имеет место определённый социальный пессимизм, особенно у молодёжи. Должны быть проекты, в которых видны перспективы города. Мы планируем создать реестр инвестпроектов, которые будем оценивать по нескольким критериям, в том числе по социальному эффекту. Победитель конкурса получает все возможные по законодательству формы поддержки, начиная от консультаций, получения льготы по земельному налогу, вовлечения заброшенных объектов в инвестиционный процесс и вплоть до бюджетной поддержки. Это попытка систематизировать работу и сделать этот процесс публичным, а систему открытой.

Ещё один важный момент, на который ориентируются крупные инвесторы, – наличие федеральных торговых сетей, компаний федерального масштаба. Поэтому сейчас мы стремимся привлечь в Иркутск известные бренды. На первом этапе обычно заходят торговые сети, и мы хотим  завести в город таких ритейлеров, как «Ашан», «Леруа Мерлен», «Метро». Местному бизнесу трудно конкурировать с федеральными сетями, но, как правило, сетевики сильно поднимают стандарты обслуживания в целом.

В городе появился отель международной сети Courtyard by Marriott. Иркутский «Мариотт» – первый за Уралом, и, получив позитивный опыт, компания планирует открыть несколько гостиниц по Сибири. В 2013 году планируется начать строить гостиницу Ibis, ведутся переговоры с группой Kempinski и Hayatt. Это приведёт к общему росту турпотока, а значит, выиграет и местный гостиничный бизнес. Появление такого рода проектов стимулирует отрасль в целом. 

– Как глава комитета по экономике вы занимаетесь разными направлениями. Какое вам ближе всего?

– Как чиновнику мне важны все, а как человеку, который активно занимался туризмом, мне интересна эта тема. 

 – Сейчас находите время сходить куда-нибудь с рюкзаком?

– Теперь больше на байдарке. В прошлом году прошёл от Северобайкальска до МРС 400 километров. Детей тоже приучаю к спорту. На самом деле хотелось бы, чтобы дети, а их у меня трое, остались здесь, поэтому и хочется сделать в Иркутске что-то хорошее. Это уникальный город, который имеет право быть тем местом, где хочется жить. При этом мы себя часто недооцениваем, считаем, что всё хуже, чем есть. А у нас очень красивый, дружелюбный, благоприятный город.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры