Научились плохому
Коррекционные школы области неэффективно использовали 34 миллиона рублей
Контрольно-счётная палата Иркутской области проверила коррекционные школы региона на эффективное использование бюджетных средств в 2010 и 2011 годах. Аудиторы нашли нарушения бюджетного законодательства на 33 млн. 809 тыс. рублей. Как показала проверка двух иркутских школ для детей с тяжёлой речевой патологией и умственной отсталостью, в то время как ученики недополучают необходимое питание, главный бухгалтер коррекционной школы №11 назначил себе крупную надбавку к зарплате, а спецшкола №1 использовала 584 тыс. рублей из областного бюджета не по назначению. В КСП полагают, что нарушения допускаются как по воле директоров, так и из-за несовершенства областного законодательства.
По данным на 2011 год, в 15 спецшколах Иркутской области учатся 2 тыс. 199 детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития или тяжёлыми речевыми патологиями. Материально-техническая база учреждений для учеников с отклонениями ветшает. Практически все помещения требуют капитального ремонта, многие из них не подключены к коммунальным сетям, а учебниками классы обеспечены на половину от потребности. Как показала проверка, несмотря на плачевное состояние школ, выделяемые средства не всегда расходуются по целевому назначению и зачастую они попросту попадают в карман руководства. В 2010 и 2011 годах затраты областного бюджета на содержание учреждений составили 473,5 млн. рублей, из них с нарушением закона освоены 33,8 млн. рублей.
Основная масса нарушений связана с переводом интернатов, на содержание которых требуется больше средств, в статус учреждений дневного пребывания. В 2010 году на финансирование специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №14 Иркутска и СКОШ Бодайбо было заложено в сумме 31,7 млн. рублей, при этом деньги на них выделялось как на интернаты, хотя они таковыми уже не являлись. Средства были потрачены с нарушением Бюджетного кодекса, но, признают в КСП, исправить ситуацию уже невозможно – деньги израсходованы.
Внимание на себя обратила иркутская СКОШ №11 для учеников с тяжёлой речевой патологией. Как отметила аудитор Ирина Веретковская, значительное число нарушений там связано с организацией бесплатного питания. В спецшколе, где учатся 119 детей, вместо предусмотренного «продлёнкой» трёхразового питания с завтраком, обедом и полдником было организовано двухразовое питание, а в еду шли просроченные овощи. При этом аудиторы обнаружили, что пока дети недополучали положенное им по закону, главный бухгалтер школы назначил себе серьёзную надбавку к зарплате. Всего в нарушение закона он получил 107,3 тыс. рублей, теперь эти деньги предстоит вернуть в областной бюджет.
Использовать значительную сумму с нарушениями успела и спецшкола №1 Иркутска. До августа прошлого года учреждение располагалось в памятнике истории и культуры со стопроцентным износом по улице Софьи Перовской. Стараниями областного министерства образования его удалось переселить в здание на улице Дорожной, однако для директора это обернулось дополнительными хлопотами. Ещё в мае 2010 года он заключил госконтракт с Иркутской электросетевой компанией на присоединение к сетям и внёс предоплату 709,3 тыс. рублей, но из-за переезда договор был расторгнут. По условиям контракта ИЭСК удержала 125,2 тыс. рублей на возмещение затрат. Оставшиеся средства в сумме 584,1 тыс. рублей не возвратились в областной бюджет, а были переведены на счёт иркутской санаторной школы-интерната №12.
«Мы серьёзно проанализировали результаты проверок, обсуждали их на совещании руководителей учреждений данного вида, были приняты меры дисциплинарного воздействия к руководителям учреждений, допустившим нарушения. Средства, использованные не по целевому назначению в школах №1 и №11, вернут в бюджет. Руководители уже написали соответствующие заявления», – сообщил министр образования Виктор Басюк. Многие нарушения, поясняют эксперты, происходят из-за отсутствия областного закона, определяющего нормативы финансирования коррекционных школ. По словам министра, соответствующий законопроект поступит в областной парламент в июне. Как пояснил чиновник, до сегодняшнего дня принять закон не позволяла стеснённость в бюджетных средствах: утверждённые нормы всё равно не удалось бы соблюсти.