В ритме «аванс-получка»
«НЛО на дозаправке» у Солнца на этой неделе взорвало Интернет. Слабую реплику учёных: «Это был протуберанец» – уфо-общественность отмела с негодованием. Массовое помешательство, похоже, вызвало само Солнце. С 7 по 9 марта на нём произошли мощные вспышки, спровоцировавшие геомагнитные бури. Авитаминоз, буря, стакан водки – и вот оно, НЛО на дозаправке. О том, что такое человек и его сложные биоритмы, в минувший четверг рассказал руководитель музея занимательной науки «Экспериментарий» ИНЦ СО РАН, кандидат биологических наук, доцент ВСГАО Константин Кравченко. Нам только кажется, что мы управляем собой. Учёные выяснили: даже цикл активности «чотких пацанчиков» в Иркутске равен 27,7 дня – периоду оборота Солнца вокруг своей оси.
«Биоритмология и уринотерапия»
Г.П. Малахов – эта скромная книжечка стояла на выставке прямо на входе в читальный зал Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского. «Геннадий Петрович, вы снова с нами», – упала у меня скупая слеза. Однако как лечить мочой магнитные бури, Константин Кравченко нам не рассказал. Не его, к сожалению, епархия. Зато всё остальное о биоритмах он знает неплохо. Хотя если спросить его самого, он ответит: «Наука не ведает практически ничего». Это касается прежде всего понятия, тесно связанного с биоритмами, – времени.
Если за точку отсчёта времени брать частоту пульса, то время слона совсем не время мышки. А наша рука, молниеносно хватающая муху, для самой мухи движется как в очень медленном кино. Дельфин на своём языке способен воспроизводить до 3 тысяч импульсов в секунду, человек – 50–70. Наша речь для него – жутко неспешный процесс. Время обманывает даже нас самих. Самый длинный сон может уместиться в минуту. Учёный Отто Шмидт в 14 лет составил себе план всего, что он должен был сделать за жизнь. Получилось ровно на 900 лет. Шмидт сократил планы до 300 лет. А прожил 67 лет. И трёхсотлетний план перевыполнил. В 1970-х годах австралийский этолог Карл фон Фриш получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие языка кругового танца у пчёл, тесно связанного с «органом времени». Лакомясь чаем с повидлом на своей веранде, Карл фон Фриш заметил, что пчёлы способны «вычислять» время, когда на столе появляется повидло. А французский физик и математик Жан Жак де Меран, высказавший идею о связи полярных сияний со вспышками на Солнце, провёл и эксперимент с растениями-гелиотропами – поместил их в тёмный подвал, лишив света. Но гелиотропы раскрывали и закрывали свои листья так же, как и под солнечным светом, значит, они имели свой загадочный ритм. В 1960-м году в лаборатории Колд-Спринг-Харбор прошёл международный симпозиум, где биологические часы впервые стали легитимным объектом для изучения. «Биологические часы представляют собой, вероятно, одну из самых интригующих тайн современной биологии», – сказал в своё время профессор ботаники Калифорнийского университета Карл Хамнер.
Действительно, никто не знает, какие «кнопочки» их запускают. И вообще, сколько этих «кнопочек». Говорят, чтобы сбить ритм, достаточно накануне хорошо напиться. И всё, загадочный «орган времени» начинает включаться как попало. Алкоголик, утверждают учёные, раньше других встаёт, но Бог не то ему подаёт. Органы, отвечающие у нас за ощущение пространства, хорошо видны – глаза, уши, нос, кожа. А что отвечает за время? Неизвестен такой орган. Но у каждого из нас свой ритм, в том числе и суточный. Эксперимент, когда людей закрывали на долгое время в бункере без часов и дневного света, показал: после 22 дней «заключения» внутренние часы каждого человека настраиваются на свой ритм. И у некоторых сутки длятся вовсе не 24 часа, а 25 и 26 часов. Учёных поразил итог эксперимента. Когда они открыли бункер, за столом сидели четыре человека. Двое обедали, один ужинал и один завтракал. Их индивидуальные ритмы настроились именно так.
Учёные, ещё в 19 веке заметившие на Солнце пятна, теперь тысячами работ пытаются проверить связь появления и исчезновения этих пятен и всего живого на Земле. Есть работы, доказывающие, что, чем больше числа Вольфа (число солнечных пятен), тем медленнее к голубятне летит голубь. Российские и британские учёные независимо друг от друга получили результаты, доказывающие, что пандемии гриппа приходились на максимумы солнечной активности. «Сейчас мы подходим к очередному максимуму – посмотрим, будет ли пандемия ещё», – обнадёжил Константин Кравченко.
Учёные Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН провели исследование особенностей статистики авиационных аварий и её связи с геомагнитной активностью. Взяли интернет-сайт www.airdisaster.com и проверили статистику аварий на международных авиалиниях. Подтвердилась гипотеза о том, что есть длительные неслучайные периоды, когда аварийность низка. При этом в динамике аварий наблюдаются периоды, «завязанные» на активность Солнца. Опасные ситуации – лётные происшествия и авиакатастрофы – связаны с магнитными бурями и возмущениями.
Кому-то в решении проблемы Солнца помогают 115-метровые секвойи (в четыре девятиэтажных дома высотой) и самое старое дерево в мире – североамериканская сосна, возраст которой около 4-5 тысяч лет. Она росла, когда строили египетские пирамиды. Если сделать спил, то можно проследить, как менялся, к примеру, климат на протяжении этих 5 тысяч лет. Кстати, можно по годовым кольцам посчитать, какое кольцо было в Рождество Христово, а какое – в эпоху крестовых походов. Результаты спектрального анализа годичных колец позволили выделить определённый период роста, равный 22 годам (дважды по 11 лет – цикл солнечной активности).
Иркутск тоже внёс свой вклад в гелиобиологию. На этот раз за счёт хулиганов. Как оказалось, «чотким пацанам» тоже не чужды ритмы Вселенной. Учёные взяли статистику милиции общественной бе-зопасности по ежедневному отлову хулиганов за 2000–2003 годы. Как оказалось, наиболее выраженные пики активности наблюдаются на периодах в 15 и 30 дней. Тут полицейские и без учёных поняли, что за сбой происходит в биоритмах пацанов. Это вовсе не Солнце, это более существенный фактор – аванс и получка. Но учёные заметили и ещё один яркий период: 27,7 дня – ровно столько Солнце обращается вокруг своей оси. Иркутское гопничество чутко реагирует на активность светила. И в этом оно в тренде мировых тенденций.
Известный гелиобиолог Александр Чижевский утверждал: по результатам его анализа исторических рядов за 500 лет получается, что только около 5% мировых исторических событий приходится на минимумы солнечной активности и около 60% – на три года в максимумы. В 1993 году этот результат был повторён уже на основе компьютерного анализа массива данных дат мировых исторических событий по различным справочникам. Выводы Чижевского подтвердились: в солнечные максимумы действительно больше исторических событий. Немецкие учёные просмотрели большое количество данных и увидели корреляцию между всплесками творческой активности и солнечными циклами. Причём поэты, философы, учёные, музыканты рождаются в определённые эпохи, независимо от географии – и в Европе, и в Китае, к примеру. Немцы пошли дальше и взяли перечень полутора миллионов известных мужей с 1801 по 1960 год. Как оказалось, рождение лучшего мужского поголовья тоже коррелирует с 11-летним солнечным циклом. Если вам хочется родить мальчика, лучше подгадать, чтобы он появился в чётный год при активном солнце. Тогда ему светит прекрасная судьба.
Гелиобиология, не получившая пока полноценного признания в серьёзной науке, тем не менее существует в более легитимном поле, чем, к примеру, астрология. Пытливые умы слушателей сразу попытались связать эти две области и предложили Константину Кравченко «открыть для себя широкое поле астрологии». Кравченко вежливо отказался. Зато Геннадий Петрович Малахов, в отличие от косного иркутского учёного, биоритмами занялся всерьёз. Когда лекция закончилась, я пролистала милую книжку про биоритмы и уринотерапию. Если вас мучают магнитные бури, нет ничего лучше клизмы Шанк-Пракшаланы. Не знаю, что это такое, но Геннадию Петровичу на организм уже подействовало.