издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наследство древнего Востока

  • Автор: Алёна КАБУНОВА, искусствовед, для «Восточно-Сибирской правды»

Для многих посетителей Иркутского областного художественного музея приятным сюрпризом становится знакомство с удивительными и необычными произведениями восточного искусства, представленными в постоянной экспозиции.

Действительно, коллекция Востока в собрании художественного музея, без сомнения, одна из уникальных в России. На сегодняшний день она насчитывает около 2500 произведений и может познакомить зрителей с культурой и традициями Китая, Японии, Монголии, работами бурятских мастеров.

Такому богатому наследию наш музей во многом обязан Восточно-Сибирскому отделу Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО), созданному в 1851 г. Именно коллекция музея при ВСОИРГО, собранная исследователями Востока на рубеже XIX-XX вв., стала впоследствии основой восточного собрания художественного музея.

Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества играл значительную роль в духовной и художественной жизни города Иркутска во второй половине XIX в. Горячим поклонником идеи открытия Сибирского отдела был генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьёв-Амурский, один из образованнейших людей своего времени. Отдавая все свои силы вопросам преобразования края, он понимал всю важность отдела и поддерживал его начинания.

С первых же дней своего существования Сибирский отдел стал проводить большую научно-исследовательскую и культурно-просветительскую работу и тем самым привлёк внимание лучшей части иркутской общественности к жизни региона.

Отдел устраивал ежегодные художественные выставки в собственном музее. Члены общества занимались исследованиями обширного региона и изучали не только Сибирь, но и страны Востока – Монголию, Китай, Японию. Иркутск был связан с этими странами дипломатическими и экономическими миссиями, через Иркутск Россия вела торговлю с восточными странами, здесь формировались научные экспедиции и проходили торговые пути.

Экспедиции таких известных исследователей, учёных, этнографов, как Потанин, Гомбоев, Подгорбунский, возвращаясь из сопредельных стран, привозили разнообразные предметы культуры и быта, в том числе произведения искусства. Значительная часть привезённых предметов хранилась в музее ВСОИРГО, затем перешла в фонды краеведческого музея, а впоследствии была передана в собрание художественного музея имени В.П. Сукачёва.

Коллекция исторической народной картины «няньхуа», японская гравюра, китайский фарфор, японские изделия из бронзы, резные нэцкэ, веера, народная вышивка – это лишь малый перечень редкостей, украшающих залы художественного музея.

Особой гордостью экспозиции «Искусство Китая» являются четыре групповых портрета «Предки», созданных неизвестными китайскими живописцами XVII-XIX вв. Портреты написаны минеральными красками на свитках и представляют своего рода генеалогические древа знатных семей Китая. «Предки» вызывают пристальный интерес не только у посетителей музея, но и у научных сотрудников, искусствоведов. И это неудивительно – они не имеют аналогов в России.

Привезены свитки были в нашу страну в 1889 г. хамбо-ламой Гусино-

озёрского дацана Дампилом Гомбоевым, исследователем и прекрасным знатоком восточного искусства. В числе многих предметов, переданных Гомбоевым впоследствии в научный музей географического общества, оказались и эти портреты.

Другой известный член отдела, путешественник и этнограф Григорий Потанин, из экспедиции по Китаю привёз в Иркутск разнообразные предметы повседневного быта и народной культуры, в большей степени отражающие жизнь простых людей, – то, что не представляло в глазах самих китайцев никакой ценности. Благодаря интересу Потанина к таким явлениям «обычной жизни» сейчас наш музей может по-

хвастать уникальной коллекцией народной исторической картины – лубком. Лубок в старом Китае был любимым видом печатного рисунка, он тесно связан с обычаями народа, его жизнью и бытом. На Новый год китайцы традиционно украшали свой дом яркими лубочными картинками. И не случайно почти все лубки в Китае называются «няньхуа», что значит «новогодняя картина».

Гравюра на дереве (ксилография) была популярна и в Японии. «Укиеэ», или «картины изменчивого мира», исполненные в технике цветной ксило-

графии, отображали все стороны жизни Японии. Успехом пользовались такие жанры «укиеэ», как фукэй (пейзаж), мусяэ (историко-героический), бидзинга (изображение красавиц из чайных домов и «весёлых кварталов»). В собрании художественного музея около 70 гравюр «укиеэ», и большая часть этой коллекции поступила опять же из музея отдела Русского географического общества.

Местные культы Сибири – шаманизм и буддизм (распространённый в форме ламаизма среди бурят и жителей Монголии) – также интересовали исследователей и этнографов. Они привлекали учёных своими необычными обрядами, яркими мистериями, глубокой философией. Отдел поддерживал постоянные связи с ламами Восточной Сибири и хамбо-ламой Гомбоевым. От них в отдел поступали пожертвования предметов культа, скульптурные образы божеств, буддийские иконы «танка», составившие основу коллекции музея ВСОИРГО по буддизму. Теперь часть этой коллекции, хранящаяся в фондах художественного музея, украшает экспозицию «Искусство Монголии».

Удивительные по красоте и тонкости исполнения резные изделия из кости и камня, изящная вышивка шёлком, утончённые веера, украшенные вставками из слоновой кости, бронзовые ритуальные курильницы и сосуды с изображением будды и бодхисатвы (прорисованные на ткани или отлитые в металле) – невозможно перечислить всё разнообразие предметов, собранных и сохранённых учёными географического общества. Поступившие в 1925– 1936 гг. в Иркутский областной художественный музей, эти предметы стали ценными экспонатами и гордостью коллекции «Искусство стран Востока».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры