Композиция Казимира Миталя
К 135-летию со дня рождения архитектора, оставившего заметный след в истории Иркутска
Сегодня лишь архитекторы и краеведы скажут, кто такой был Казимир Войцехович Миталь. А ведь этот человек посвятил всю свою жизнь Иркутску и оставил ощутимый след в его истории.
Казимир Миталь появился на свет в 1877 году в проживавшей в Иркутске семье польского ссыльного. Учился в промышленном механико-техническом училище. Нужду познал рано. Вот что писал Казимир Войцехович в своей автобиографии, которую сохранила его правнучка Елена Борисовна Криворучко: «С четвёртого класса начал заниматься репетиторством, что и служило источником существования семьи до окончания в 1898 году промышленного училища. Упорно откладывая скудные сбережения от указанного заработка, я скопил сумму до 150 рублей, с каковой и от-правился в 1898 году в Петербург для поступления во ВТУЗ. В Институт гражданских инженеров поступил лишь в 1900 году».
В 1907 году Казимир Миталь закончил обучение в институте, а в 1908-м выехал в Иркутск, где стал работать в Управлении строительной и дорожной частями. В этом учреждении Миталь прослужил до 1918 года. Одновременно Казимир Войцехович преподавал курс математики в старших классах 2-й Хаминовской гимназии и Иркутском учительском институте, руководил спортивным кружком, проводя занятия по системе профессора Лесгафта, и, наконец, был директором частной гимназии Горцейт.
Но главное, что в 1910-е годы одно за другим в Иркутске стали строиться здания, спроектированные Казимиром Войцеховичем. Он спроектировал здания госпиталя Красного Креста, Троицкого, Ломоносовского, Гоголевского и 5-го городского училищ, а также жилой особняк по улице Почтамтской. Жилой особняк на Почтамтской, ныне Степана Разина, в советское время был надстроен. Здание Троицкого училища занимает сегодня вспомогательная школа № 2, Гоголевского училища – школа № 11, а Ломоносовского училища – корпус музыкального отделения Иркутского училища искусств. Что же касается 5-го училища и госпиталя Красного Креста, то найти эти здания мне не удалось. Трудно сказать, были ли они построены.
А потом грянула революция, за ней разразилась гражданская война. В 1917 году в начале февральской революции Казимир Миталь вошёл в Комитет общественных организаций. С 1917 по 1920 год состоял в партии ПСР (эсеров), за что впоследствии два раза дважды ненадолго попадал в места лишения свободы.
В 1921–1932 годах Казимир Войцехович являлся членом Союза работников просвещения. Он преподавал в строительном техникуме вплоть до его ликвидации. Кроме того, Миталь – один из основателей и учредителей Иркутского отделения Союза архитекторов. Надо отметить, что в советское время он, как и прежде, вёл активнейшую общественную деятельность. Читая его автобиографию, мы видим, что этот человек был занят в самых разнообразных сферах. За ударную работу его неоднократно поощряли: то грамотой, то часами, то готовальней… Он сдал нормы на вручение значков ГТО и «Ворошиловский стрелок».
Но главное – это, разумеется, новые творения архитектора. Можно сказать, что Миталь всегда держал руку на пульсе времени и замечательно чувствовал этот пульс. Поэтому советский период его деятельности ознаменован появлением зданий в модном тогда стиле конструктивизма. Это гостиница «Центральная» (позднее – «Сибирь»), административное здание «Востокзолото» (после войны рекон-
струировано, долгие годы его занимает управление ВСЖД), дом партактива (ныне там расположен магазин «Тихвинское колесо»), дом для работников НКВД на углу Пионерского переулка и улицы Литвинова, дом специалистов на улице Марата и здание курсов марксизма-ленинизма на улице Сухэ-Батора. Также по проектам Казимира Войцеховича был надстроен ряд дореволюционных зданий.
Последние годы своей жизни Миталь прожил в построенном по его проекту Доме специалистов. Казимир Войцехович разделил судьбу многих соотечественников: в 1938 году был репрессирован. Как рассказывает Елена Борисовна Криворучко, он умер в тюрьме, не дождавшись решения своей участи. Поэтому спустя два десятилетия родственники не смогли добиться реабилитации Миталя – он не был осуждён. Но спроектированные им здания, молчаливые стражи времени, хранят память о своём создателе Казимире Войцеховиче Митале.