Необходимость перемен
Одна из основных задач для главы региона – найти широкую общественную поддержку
Если считать формальный срок полномочий губернатора равным пяти годам, то в январе 2012 года губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев мог бы столь же формально отметить середину отведённого ему периода руководства регионом. Политическая ситуация в стране тем временем вошла в такой этап, что твёрдой уверенности нет ни у кого и ни в чём: несколько губернаторов, включая тех, кого настойчиво именовали «тяжеловесами», и мэров, чьи амбиции распространялись как минимум на губернаторство в очередном политическом цикле, в декабре 2011 и январе 2012 года расстались со своими креслами и политическими перспективами. Иркутский губернатор избежал обеих крайностей – подняться к более широкому кругу проблем или вовсе покинуть политическое пространство, переключившись на проблемы личной жизни. И остался лицом к лицу с населением области, своими подчинёнными в правительстве и своими оппонентами.
Ни твоё, ни моё – чужое
Традиционные для зимней Сибири тяготы и лишения отопительного сезона в этот раз вылились для коммунальных служб и энергетических компаний всего лишь в несколько периодов работы в режиме повышенной готовности. Аварий, подобных прошлогодним или ещё более страшным начала века, в этот раз не случилось, а министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи отрапортовало при подведении итогов за 2011 год только о положительных новостях. Количество аварий и сбоев в области неуклонно снижается, даже несмотря на то что требования к регистрации происшествий ужесточаются. Наиболее проблемной частью ЖКХ стали теперь электрические сети, на которых случилась почти половина всех аварийных ситуаций. Именно поэтому в середине января было принято решение проверить исполнение электросетевыми компаниями инвестиционных программ.
Судя по многочисленным жалобам населения, звучащим как в средствах массовой информации (особенно рай-онных и городских), так и во время встреч с губернатором, недовольства пока ещё хватает. Статистика, приведённая в отчётах министерствами, страдает, на взгляд обывателя, чрезмерным обобщением и недостатком внимания к судьбе конкретного человека. Если в среднем по области тариф на электрическую энергию является самым низким в мире, то это верно для южных районов области и зоны действия сетей, подключённых напрямую к ГЭС Ангарского каскада. В тех же населённых пунктах, где электричество получают от дизель-генераторов, тарифы могут быть существенно выше, а качество услуги – намного хуже. Граждане, пользующиеся услугами разных электросетевых компаний, оказываются в совершенно разных бытовых условиях, но при этом пользуются равными правами и имеют одинаковое право голоса во всех вопросах государственной и общественной жизни.
Практически весь январь и февраль, встречаясь в разных аудиториях с разными группами населения, губернатор, его заместители и министры областного правительства сталкивались с одной и той же проблемой: население, работающее в частных компаниях или в бюджетных организациях муниципального подчинения, категорически недовольно своим положением. Трудно объяснить жителю Бодайбо, что проблемы в ЖКХ связаны с нежеланием мэра оформлять бумаги для прихода на территорию рай-она опорного предприятия, если мэр как власть не воспринимается вообще. Невозможно доказать учителям или воспитателям детских садов, что их положение улучшилось, если учитель получает на руки свою личную расчётную ведомость, сумма в которой существенно меньше озвученной. Престиж области, гордость за предприятие, достижения учёных областного научного центра или спортсменов, подготовленных в спортивных обществах, – всё это не имеет значения для человека, недовольного своим бытом, рабочим местом или отношениями с начальством от непосредственного руководителя до отраслевого министра включительно. Впрочем, если этот человек учился в советское время (а таких пока ещё большинство), он должен помнить слова Чернышевского: «Кто не предъявляет требований, о том никто не заботится» – и требовать при каждом удобном случае.
Отчасти происходящее можно объяснить очевидным диссонансом между прогрессирующим экономическим «базисом» и порядком устаревшей политической «надстройкой». Экономика области (причём по нескольким параметрам) не снижала показателей и росла даже в кризисном 2009 году, а многие региональные и особенно муниципальные органы власти были избраны ещё в 2007–2008 годах. Люди, возглавляющие сейчас структуры Законодательного Собрания и муниципалитеты, всё ещё работают по очень старым принципам, из-за чего всё чаще возникают конфликты между различными группами населения, принадлежащими к прогрессирующим и отстающим отраслям экономики и общественной жизни. Судя по опубликованным в начале февраля статистическим данным, регион в последние годы уверенно движется вперёд. За первые десять лет нового века валовый региональный продукт области вырос в 4,5 раза; количество введённого жилья и стоимость продукции сельского хозяйства – в 4 раза; оборот розничной торговли – в 5 раз; инвестиции в основной капитал – в 11 раз. Помимо того, что в 2011 году область вышла на очередной рубеж по вводу жилья (он составил более 750 тысяч квадратных метров), были установлены два абсолютных рекорда: за 11 месяцев 2011 года был отгружен рекордный объём экспортной продукции (более 5,2 млрд. долларов США), а в январе 2012 года тепловые станции ОАО «Иркутскэнерго» выработали рекордное количество электроэнергии.
Казалось бы, есть чем гордиться. Но во время встречи губернатора с активом профсоюзных организаций, состоявшейся 15 февраля, шесть выступающих подряд спросили: «Как нам призывать своих коллег идти на выборы президента?». И перечислили поводы для тревоги: на комбинате «Усольехимпром» и в целом ряде бюджетных организаций грядут сокращения, работники Дорожной службы недовольны своим положением, курортные учреждения Братска опасаются банк-ротства – стоимость услуг ЖКХ растёт, а желающих лечиться в городе со столь дурной экологической репутацией становится всё меньше. И что прикажете отвечать «приводным ремням», позволяющим государственной власти взаимодействовать с трудовыми коллективами в обход (и даже вопреки воле) собственников? Судя по тому, что три дня спустя профсоюзы всё-таки вывели своих активистов на митинг в поддержку действующей власти, ответ губернатора их устроил. За неделю до встречи с профсоюзами правительство озвучило планы по увеличению заработной платы целому списку бюджетников (в том числе муниципального подчинения), а уже через пять дней после встречи предложило увеличить минимальный размер оплаты труда на 7%. Дмитрий Мезенцев среди прочего обещал разобраться с ситуацией в Дорожной службе и назначил специальную комиссию для проведения расследования деятельности руководства «Усольехимпрома» – вместо повального сокращения теперь речь идёт об увольнении всего 100 человек. Это много для Усолья, но практически ничто для области: безработица в регионе составляет всего 1,7%, а в Иркутске и того меньше – 0,8%. Тоже, кстати, рекорд.
Новые рычаги
Несмотря на значительный период времени, прошедший со дня назначения на должность, губернатор всё ещё не вполне доволен составом и структурой своего правительства: видимо, он острее чувствует всю сложность стоящих перед регионом проблем и пытается довести имеющийся у него инструмент управления до более высоких кондиций. В конце января заместителями председателя правительства были назначены Александр Школьник и Игорь Корнеев, причём последнему сразу было поручено ещё и руководство министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы. Сергей Аникеев, возглавлявший министерство до него, остался заместителем председателя правительства, но это, вероятно, ненадолго: он не сумел освоиться на своём посту и не принёс правитель-
ству существенной пользы, вызывая при этом раздражение у депутатов Законодательного Собрания. Покинул свой пост и министр имущественных отношений Михаил Карасёв. Обстоятельства его отставки с министерского поста дали повод для различных слухов.
В середине февраля губернатор опубликовал распоряжение о распределении обязанностей между министрами и заместителями председателя правительства. Эта новость была воспринята с иронией, хотя было вполне понятно, что и ранее министры и заместители прекрасно знали, кому и чем нужно заниматься. Новостью – в каком-то смысле – стали разве что сравнительно узкие рамки, в которых оказался первый заместитель губернатора Владимир Пашков. Но так может думать только человек, не представляющий себе объём проблем, возникающих при решении проблем БЦБК или в процессе расселения посёлка Кеуль. Правительство и губернатор всего за два месяца возвращались к теме комбината несколько раз. Сначала 18 января было объявлено, что предложения по перепрофилированию будут направлены в правительство РФ до конца марта 2012 года, а координацией процесса займётся министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы. Паралелльно с этим, сообщила заместитель министра природных ресурсов и экологии Нина Абаринова, Общественный совет по вопросам охраны окружающей среды при правительстве области рассмотрит предложения по переработке отходов, накопленных за время работы. На заседании совета, состоявшегося всего через два дня, стало известно, что судьбу БЦБК будет рассматривать уже правительство РФ. Ещё через четыре дня в интервью телеканалу «Вести 24» губернатор заявил, что будущего у комбината нет: он должен быть закрыт. Спустя чуть менее месяца совещание в правительстве РФ развернуло ситуацию в обратную сторону – федеральному Министерству природных ресурсов совместно с Росприроднадзором поручено обеспечить выдачу разрешительной документации на деятельность ОАО «Байкальский ЦБК» в период до 2015 года. Пашкову остаётся только посочувствовать, ведь эта головоломка лишь небольшая часть его непосредственных обязанностей…
В механизме областного правительства появились ещё две интересные детали: новичок Игорь Корнеев и министр информационных технологий, инновационного развития и связи Виктор Нечаев. Министр экономического развития и промышленности Корнеев «…координирует деятельность по разработке основных направлений социально-экономического развития, реализации государственной политики в области комплексного социально-экономического развития муниципальных образований региона, реализации инвестиционной политики, формированию и реализации стратегии развития промышленности, поддержки малого и среднего предпринимательства, координации целевых программ, международного и межрегионального сотрудничества». То есть занимается всем тем, что трудно пощупать руками и от чего нельзя ждать отдачи в короткие сроки. Хуже того, за последние годы в области не появилось ни одного крупного предприятия, созданного в рамках частно-государственного партнёрства, а попытки правительства создать для ряда отраслей льготные условия подверглись жёсткой критике. Выворачивать эту «телегу» на основную магистраль, да ещё в условиях, когда каждое «колесо» имеет собственное представление о направлении движения, задачка крайне непростая.
В поисках опоры
Это означает, что у правительства и губернатора всё меньше места для манёвра и на Виктора Нечаева, который в соответствии с тем же распоряжением губернатора исполняет «…работу по реализации государственной политики в области инновационной и научно-технической деятельности, в сфере развития и использования информационных технологий и связи, реализации мероприятий по развитию информационного общества и формированию «электронного правительства», ложится особая ответственность. Правительство должно стать действительно открытым, должно чутко реагировать на любое раздражение и любой сигнал о неблагополучии. Подписав постановление о запрете с 20 февраля движения автомобильного транспорта по улице Урицкого, губернатор продемонстрировал частный случай такого реагирования. Назначив Александра Школьника координировать деятельность министерства культуры и архивов, службы по охране объектов культурного наследия, архивного агентства и управления пресс-службы и информации, Дмитрий Мезенцев тем самым поручил бывшему сенатору задачу по-своему не менее сложную, чем Владимиру Пашкову: поставить информирование населения о деятельности правительства и реальных результатах развития региона на такие рельсы, чтобы никакая положительная новость не прошла незамеченной, а любая негативная дополнялась сообщением о мерах, принятых к решению проблемы. Справится ли он – и все другие новые назначенцы – со своими обязанностями, сказать заранее невозможно, и прошлые чины и звания тут ни о чём не говорят. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» – слова Александра Грибоедова актуальны и двести лет спустя после написания.
Стоит, вероятно, отметить, что в первые два месяца 2012 года правительство фактически осталось без широкой политической поддержки со стороны партии «Единая Россия». Партия в федеральном масштабе до сих пор не оправилась от потрясения на выборах в Государственную Думу, а на региональном уровне получила дополнительный стресс из-за смены секретаря регионального отделения. Депутат Государственной Думы Сергей Тен, ставший уже третьим за два года секретарём, сделал стремительную карьеру. Но это тот случай, когда можно вспомнить первые месяцы Великой Отечественной войны: командиры младшего звена без всякого опыта и образования вынуждены были брать на себя командование крупными подразделениями просто потому, что больше было некому. Считается, что губернатор и секретарь уже нашли общий язык, однако Сергей Тен ещё недостаточно укрепился в собственной партийной организации, чтобы оказать губернатору действенную помощь хотя бы в общении с партийной фракцией в Законодательном Собрании. Фракция эта тем временем переживает непростой период: против неё солидарно ополчились все три оппозиционные фракции, в собственных рядах наметился раскол (вплоть до формирования особой депутатской группы) и продолжать прежнюю политику вряд ли возможно. Да и непарламентская оппозиция не ослабляет нажим. Трудно сказать точно, какую именно из четырёх стадий переживает сейчас новое демократическое движение (Ганди утверждал, что оппозицию сначала игнорируют, потом над ней смеются, потом с ней борются, а в конце она побеждает), но это точно не первая и не вторая.
Губернатору самое время искать новую широкую общественную поддержку – и это самый непростой из стоящих перед ним вопросов.