Фактов мошенничества не обнаружено Фактов мошенничества не обнаружено
Жители сразу нескольких районов Ангарска в минувшие выходные встречали гостей: рейды по квартирам, где установлены индивидуальные приборы учёта воды, в феврале начал Ангарский водоканал.
Если регулярные приходы инспекторов, проверяющих показания электросчётчиков, для горожан привычны, то необходимость вести гостей в санузел или в кухню большинству пока в новинку.
Право исполнителя коммунальных услуг сверять данные из своей базы с реальными показаниями приборов учёта регламентируется правилами «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. В разделе IV п. 50 подпункт «г» гласит: «Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, их исправности, а также целостности на них пломб». Именно с этой целью и стартовали проверки. Осуществляют их, как правило, сотрудницы службы реализации МУП «Ангарский водоканал»; у каждой из них на руках – свежевыданное или недавно продлённое удостоверение с фотографией и синей треугольной печатью.
Хотя водосчётчики уже установлены в каждой третьей ангарской квартире, у 30 тысяч абонентов, участники плановых рейдов придут далеко не во все «оприборенные» жилища.
– По свежеустановленным счётчикам данных для статистического анализа пока недостаточно, да и в первые три месяца после установки люди пытаются старательно экономить, – поясняет заместитель начальника службы реализации Ангарского водоканала Наталья Дремлюга. – На первом этапе мы посетим те квартиры, по которым имеем данные о расходе воды не меньше чем за год, и те, где показания приборов учёта значительно расходятся с данными о числе зарегистрированных жильцов. В первую очередь проверок включены квартиры, где ежесуточное потребление на одного жильца составляет 10 – 30 литров.
По опыту первых трёх сотен визитов в квартиры ангарчан, фактов мошенничества с приборами учёта или радикального занижения их показаний не обнаружено. Чаще всего подобные расхождения возникают у заядлых дачников, по полгода живущих за городом, и у тех, чьи родные учатся в других городах или работают вахтовым методом. Есть и ситуации, когда часть членов семьи, не выехав из Ангарска, постоянно живёт не по месту регистрации – в таких случаях специалисты Водоканала предлагают внести коррективы в базу данных и оплачивать услуги водоснабжения и канализации по месту фактического проживания.
Обычно визит в квартиру в рамках рейда – минутное дело.
– Встречают нас дружелюбно и доброжелательно, особенно пенсионеры, – рассказывает одна из участниц рейдов. – Только в одну из запланированных для визита квартир нас не пустили, засомневавшись в подлинности удостоверений, но на все заданные вопросы ответили через дверь. Бывают казусы: например, одна бабушка, показания по квартире которой мы получаем ежемесячно, утверждала, что у неё никаких счётчиков нет. Оказалось, что установил счётчики и снимает показания с них взрослый внук, появляющийся у неё в гостях раз в месяц.
Самым активным периодом рейдов станут февраль, март и начало апреля, пока горожане не перебрались на дачи.
– Чтобы застать работающих ангарчан дома, ходить будем по гибкому графику и в будни, и в выходные, – уточняет начальник службы реализации Ангарского водоканала Наталья Наумова. – За день-два до рейда на подъездах будем вывешивать объявления. Девушки – участницы рейдов вправе не только сверить показания, но и заменить подгнившую пломбу, взять заявку на сверку платежей (уточнение произведут в ближайший рабочий день), внести коррективы в базу данных, например при сокращении или увеличении числа зарегистрированных в квартире. Если наш специалист зафиксировал новый состав семьи, увидел документ о плановой поверке водосчётчика или паспорт нового водосчётчика, установленного взамен старого, ехать в наш офис с бумагами абоненту уже не придётся.
Типовая сложность большинства наших не слишком просторных квартир – крайне неудобное для считывания показаний место расположения приборов учёта. Если инспектора электросетей для снятия показаний вынуждены просить табуретки, то инспекторам Водоканала для сверки цифр приходится вставать в санузлах на колени, отодвигать кошачьи горшки и убирать заслоняющие трубы вёдра-тряпки-стремянки и протирать запылившиеся счётчики. Через одну из городских газет сотрудницы Водоканала обратились к жителям с просьбой: если увидели на подъезде объявление о предстоящем рейде – пожалуйста, освободите доступ к приборам учёта и протрите стёкла корпусов водосчётчиков.
Начатая работа – первая ласточка комплексной программы проверок. На следующем этапе рейдов Ангарский водоканал планирует посетить и часть тех квартир, в которых нет приборов учёта. Кандидаты на визит – квартиры, формально стоящие пустыми (в них никто не зарегистрирован). По данным регистрационного учёта, таких в городе около 4500. Во многих из них, по словам соседей, живут арендаторы. Обычно беспокойство по этому поводу возникает в тех домах, где уже установлены общедомовые приборы учёта: за воду, вылитую многодетными гастарбайтерами в съёмных «пустых» квартирах, в складчину приходится расплачиваться соседям, в том числе полностью оплачивающим свой расход воды по водосчётчикам. При выявлении подобных ситуаций арендаторам будет предлагаться прямо на месте, без визита в офис, заключать договора на услуги ВиК и платить по нормативам.
Будет и ещё один этап рейдов, даты и цели которого пока не афишируются. Инспектора будут не только проверять целостность пломб на водосчётчиках, но и пломбировать фильтры перед ними, чтобы исключить водоразбор «мимо счётчика». Ведётся и подбор поставщика антимагнитных пломб – с первого взгляда на такую пломбу можно будет понять, предпринимались ли попытки замедлить или остановить счётчик, чтобы уменьшить его показания.