«Сами себе рисуют остановки»
Сколько раз на ваших глазах маршрутное такси останавливалось и высаживало или подбирало пассажиров в местах, не предназначенных для остановки? Иркутянин или житель любого другого крупного города наверняка не сможет ответить на этот вопрос, сбившись со счёта. Причём во многих местах возникают стихийные остановки, действующие постоянно. Это чем-то напоминает ситуацию, когда пешеходы переходят дорогу в неположенном месте, не доходя до размеченного по всем правилам перехода или светофора несколько десятков метров: все понимают, что это неправильно, но уж слишком велико искушение срезать путь и сэкономить время. «Сибирский энергетик» пытался разобраться, сколь часто и почему негласные нормы подменяют собой официальные правила дорожного движения.
Лет пять назад на иркутской ветке форума одного из известных интернет-сайтов, посвящённых автомобилям, возникла идея создать «чёрный список» водителей. На первом месте в нём ожидаемо оказались шофёры маршруток. В списке претензий к ним нашлось место и полному игнорированию скоростного режима вкупе с прочими правилами дорожного движения, и гонкам между водителями-конкурентами, и многому другому. Есть и ещё одна причина для ненависти со стороны соседей по потоку: часто маршрутные такси останавливаются для посадки или высадки пассажиров в местах, явно для этого не предназначенных, и, становясь возле тротуара, перекрывают целую полосу для движения, тем самым осложняя и без того непростую дорожную обстановку. В подобных местах нередко стихийно возникают несанкционированные остановки, из-за частников функционирующие наравне с официально установленными и оборудованными остановочными пунктами. И опытные водители стараются заранее перестраиваться перед ними в другой ряд, чтобы не уткнуться в торчащий возле тротуара автобус, а инструкторы автошкол советуют своим ученикам делать то же самое.
Как показывает практика, это создаёт неудобства не только автовладельцам, но и самим пассажирам общественного транспорта. «Это просто ужас: людям приходится балансировать на узком бордюрчике, чтобы не оказаться на трамвайных путях или, наоборот, на той части дороги, где идёт поток машин, – рассказывает коллега, живущая недалеко от площади Декабристов. – А когда маршрутка останавливается, на этом узком пространстве начинается давка». И многие водители-частники, даже те, в салоне автобусов которых висят грозные предупреждения о «стоимости проезда в 1812 рублей: 1500 рублей за лицензию, 300 рублей штрафа и 12 рублей за сам проезд», в погоне за прибылью продолжают останавливаться в негласно определённых местах.
С уведомлением и без
Официально в Иркутске насчитывается 526 остановочных пунктов для автобусов, троллейбусов и трамваев. Как сообщил корреспонденту «Сибирского энергетика» начальник отдела транспорта и связи администрации города Виктор Берсенёв, в их число не входят уже существующие площадки на выезде с Академического моста, поскольку прилегающие к нему развязки не сданы в эксплуатацию. При этом 308 остановок оборудованы по всем правилам: на них установлены знаки и указатели остановочных пунктов, там, где это требуется (если автобусы и троллейбусы создают заторы) и есть техническая возможность, сделаны «карманы» и павильоны с навесами (их обычно ставят на остановках вдали от жилой застройки и на маршрутах с большими интервалами движения).
Однако сказать, сколько насчитывается неофициальных остановок, вроде тех, что существуют на улицах Карла Либкнехта и Декабрьских событий или вблизи перекрёстка Гоголя и Чернышевского, где столь часто высаживаются студенты Иркутского государственного института путей сообщения, не может ни один эксперт. «Частники сами себе рисуют остановки, а потом просто уведомляют городскую администрацию», – замечает старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УВД по Иркутску Андрей Кабанов. Это подтверждает Берсенёв, добавляя, что некоторые владельцы маршрутных такси обходятся вовсе без уведомления властей. «Более того, маршрутки вообще могут останавливаться там, где им вздумается, – говорит он. – Но это незаконно, ведь у нас есть согласованные паспорта маршрутов, утверждённые схемы с перечнем остановок».
Требования, которые предъявляются к перевозчикам, чем-то новым не являются: ещё 31 декабря 1981 года был принят приказ Министерства автомобильного транспорта РФСФР №200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». В нём, кстати, есть и требования к остановочным пунктам. Например, они должны располагаться вблизи жилых массивов, предприятий и учреждений, торговых центров и мест массового отдыха, при этом расстояние от места жительства или работы до остановки общественного транспорта не должно превышать 500 м. Остановочные пункты троллейбуса и автобуса следует располагать, по возможности, за перекрёстком, а остановочные пункты трамвая – перед ним, регламентировано и расстояние от пересечения проезжих частей. «Если взять уже упомянутый железнодорожный институт, то от него что до Жуковского, что до Шмидта меньше пятисот метров, так что там нет необходимости оборудовать остановочный пункт, – замечает начальник отдела транспорта и связи администрации Иркутска. – К тому же там дорога идёт под уклон и останавливаться в этом месте попросту запрещено по правилам дорожного движения – там пешеходный переход и сразу же за ним идёт перекрёсток».
Получается, что в данном случае у ГИБДД есть возможность оштрафовать водителя маршрутки за нарушение правил остановки и стоянки. Однако за то, что он тормознул для посадки пассажиров вне специально отведённого остановочного пункта, в Кодексе об административных правонарушениях наказание не предусмотрено. Положение осложняет ещё и тот факт, что не существует федерального закона о регулировании пассажирских перевозок в общественном транспорте. «Приходится выкручиваться, принимая какие-то подзаконные нормативные акты на уровне области и муниципалитета», – констатирует Берсенёв.
Маятниковая миграция маршруток
Проблема кроется не только в несанкционированных остановках, но и в том, что существуют целые нелегальные маршруты, не утверждённые никакими инстанциями. По мнению Берсенёва, таким примером является «69к», по которому курсируют несколько маршрутных такси. Если учитывать их, то в городе действуют 99 автобусных маршрутов плюс 10 троллейбусных, шесть трамвайных и 26 садоводческих.
По оценкам отдела транспорта администрации Иркутска, ежедневно на улицы города выходит до 1800 транспортных средств, перевозящих пассажиров, из них 350 – муниципальные автобусы, трамваи и троллейбусы. Специалисты рассчитали, что для эффективной работы достаточно 1200 машин. Часть перевозчиков, работающих в настоящее время, выходят на маршруты только в часы пик, а кто-то ездит нелегально. «Существует ещё маятниковая миграция, когда утром приезжает микроавтобус из Шелехова, Усолья-Сибирского или Черемхова, привозит людей, потом весь день обслуживает маршруты в Иркутске и вечером уезжает, – добавляет Берсенёв. – Естественно, это неправильно, нелегально. Мы вместе с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора боремся с этим». Методы борьбы просты – рейды, в ходе которых проверяют наличие у перевозчиков лицензий, паспортов маршрутов и расписания движения.
Возвращение эвакуаторов
Судя по тому, что количество нелегально работающих маршруток практически не сокращается, подобные акции приносят разовый эффект, но в целом их результативность не особенно высока (справедливости ради заметим, что винить в этом исключительно надзорные органы нельзя). Как и попытки расчистить остановки от личных автомобилей, владельцы которых не находят лучшего места для парковки и тем самым создают проблемы автобусам и троллейбусам, а те, в свою очередь, другим машинам. Любой, кто хотя бы раз сворачивал в час пик с улицы Дзержинского на улицу Чехова или объезжал остановку «Художественный музей», прекрасно знает, что это такое. «Остановка на Чехова – это ещё не самая большая проблема, куда больше сложностей возникает возле политеха, где автобусы зачастую вынуждены становиться в два ряда», – невесело усмехается Кабанов.
Рейды по таким местам проводятся регулярно, но решить проблему может только постоянный контроль. «Но вы представьте, сколько у нас остановочных пунктов и сколько инспекторов, – замечает представитель городского отдела ГИБДД. – Там, где они замечают подобные нарушения, инспектора если не гоняют провинившихся водителей, то хотя бы выносят им предупреждения». На вопрос о том, не проще ли установить напротив наиболее проблемных остановочных пунктов видеофиксаторы, он отвечает, что на это потребуются значительные средства, к тому же эффективность подобной меры будет не слишком высока.
Тем не менее определённое улучшение намечается. С 1 июля 2012 года вступят в силу новые штрафные санкции за нарушение правил остановки и стоянки. В частности, за парковку в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 м от них, кроме как для посадки или высадки пассажиров, взыскание будет составлять 1 тыс. рублей. А штраф за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки повысят до 1,5 тыс. рублей. На улицы вернутся эвакуаторы, причём теперь их работу будет оплачивать нарушитель. «Остаётся только подождать», – заверяет Кабанов. А в городской администрации тем временем прорабатывают вопрос о создании службы, отвечающей за эвакуацию автомобилей, припаркованных в неположенных местах.