издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бренды займут места на трибуне

Амфитеатр в 130-м квартале стал камнем преткновения

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Архитекторы центральной площади «Иркутской слободы» столкнули между собой два проекта её застройки. Инвесторы – ООО «КрайсНефть» вместе с ГК «Айби Групп» – выступили за строительство надземных этажей торгового комплекса на месте, где ранее планировался уличный амфитеатр на две тысячи мест. Авторы первоначальной концепции резко раскритиковали это предложение, указав на то, что в таком случае вместо общественного пространства иркутяне получат «большое аванкрыльцо» и «десятиметрового монстра». На поиск компромисса стороны взяли время до конца этой недели.

«Мы предлагаем восполнить торговые площади и освободить многофункциональный центр «Иркутской слободы» от встроенных трибун. На их месте появятся каменные здания, а амфитеатр сократится и уйдёт вниз: летом по необходимости там можно будет выставлять мобильные трибуны, а зимой – ёлку и каток», – рассказал о новом проекте архитектор Андрей Белопольский 15 февраля на встрече губернатора и представителей стройотрасли региона. 

Вместе с инвестором строительства ООО «КрайсНефть» и ГК «Айби Групп» (компания консультирует инвестора, а впоследствии намерена взять в управление многоуровневый комплекс в 130-м квартале) архитектор предложил изменить первоначальную концепцию объекта. «Наш вариант не сильно отличается по объёму и функциональности. Мы только по-другому решили территорию главной площади», – отметил Белопольский. 

«Камнем преткновения» стал амфитеатр, на котором архитекторы «споткнулись», так и не «достигнув по нему компромисса», рассказал управляющий партнёр «Айби Групп» Юрий Борисов. «Мы против стационарного амфитеатра, – заявил он. – Первая причина – высокая сезонность. Самый известный амфитеатр, в Сочи, функционирует всего два с половиной месяца. Остальное время он законсервирован. Во-вторых, объект крайне травмоопасен: мы не сможем предостеречь всех от падения с бетонных ступеней». Ещё один аргумент против амфитеатра, по мнению Борисова, заключается в том, что солнце будет светить зрителям в глаза во время представлений во второй половине дня. «Не менее важно, что стационарные трибуны «подрезают» третий и четвёртый уровни торгового центра. Это не позволит привести сюда такие бренды, как Zara, Mango, H&M, Marks&Spenser и другие», – отметил управляющий партнёр. 

Новый вариант площади «Иркутской слободы» резко раскритиковали авторы её первоначальной концепции Елена Григорьева и Марк Меерович. «КрайсНефть» уже обращалась к нам. Мы выполнили проект, который даёт нужный выход площадей, функциональное зонирование, но сохраняет амфитеатр, пусть и с уменьшенным втрое количеством мест. Мы чуть-чуть добавили торговых площадей, а во что в итоге превратился проект? В торговый комплекс, а не в продолжение площади музтеатра и выход к набережной, – возмутилась Елена Григорьева. – Предложенное инвесторами здание недопустимо. Не нужно портить квартал десятиметровым монстром!» Она добавила, что при рассмотрении этого проекта были найдены «грубые ошибки», в частности «несоответствие чертежей и картинок» и «непрофессиональное месторасположение трансформаторной станции». Удивление Григорьевой вызвало и количество парковочных мест: оно сократилось, в то время как объём торговых площадей увеличился. 

«Проект был очень значим как пример. Он позволял за счёт интереса бизнеса реализовать государственный интерес. Впервые за 35 лет в Иркутске не уничтожалось, а создавалось общественное пространство, – поддержал коллегу Марк Меерович. – Но в итоге у нас получается большое аванкрыльцо на входе в торговый центр. И это, к сожалению, не общественное пространство, которое ранее получило одобрение на всех уровнях». Он сравнил обсуждаемое здание с Торговым комплексом на Центральном рынке и предупредил, что «нельзя сокращать исторический квартал на две трети из-за строительства торгового центра». По мнению Мееровича, доводы инвестора против амфитеатра надуманы: «На этом пространстве у нас 365 дней в году по нескольку раз в день проходили бы мероприятия. Уже была запланирована целая программа на год!»

Несмотря на эмоциональные выступления иркутских архитекторов, присутствующие приняли сторону инвестора. Глава фонда «Иркутская слобода» Игорь Потёмкин поддержал идею отказаться от открытого амфитеатра. «Многомерные открытые пространства крайне сложны для эксплуатации, – отметил он. – Мы и так занимаемся уборкой в квартале круглосуточно. После недавнего снегопада на работы вышли одновременно 310 человек. Но каждый раз приводить столько людей мы не сможем». Потёмкин согласился, что «в сцене, расположенной по солнцу, нет смысла», поэтому «амфитеатр является функциональным только в ночное время в 

июле». Руководитель Стройнадзора по Иркутской области Денис Воронов в свою очередь предупредил, что если проект будет снова изменяться, то застройщику придётся представить новый комплект документов. «До того момента все работы на объекте нужно будет остановить», – подчеркнул Воронов. А это затормозит ввод остальных зданий «Иркутской слободы», поскольку многоуровневое пространство находится на пути тоннеля с коммуникациями. «Пока не заработает площадь, легально не будут введены другие объекты», – заключил Воронов. 

На необходимости выбрать проект инвестора продолжила настаивать ГК «Айби Групп», одна из задач которой, по словам Борисова, – «привести в Иркутск современные форматы торговли – федеральные сети, которые стоят на пороге областного центра». «Часть из них дошла до Красноярска, Омска, Новосибирска, но многие ещё на пути, – отметил он. – Изучив рынок ритейла в Иркутске, мы увидели огромный потенциал с точки зрения потребителя». По расчётам компании, в будни через центр будут проходить 6–8 тыс. человек, в выходные – 15–20 тыс. Высокую посещаемость обеспечат «фишки» – музей воздухоплавания (в виде призмы навроде Лувра) и центр детских профессий «Кидбург». В случае отказа от предложенного проекта Иркутск, по мнению Борисова, не увидит ни этих «фишек», ни модных марок. 

«Когда инвестор говорит, что на пороге Иркутской области бренды выстроились в очередь, он немного лукавит», – сказал «Конкуренту» управляющий Агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергей Лыков. Для выхода на рынок крупным сетям нужно больше, чем просто торговый центр современного формата. «Конечно, у магазинов есть свои жёсткие требования по расположению, вплоть до выбора определённых марок по соседству. Но для появления в Иркутске пусть даже массовых мировых вещевых брендов важны ещё два фактора: численность населения и уровень доходов», – отметил Лыков, добавив, что очевидно, если ряд марок до сих пор не появился в Иркутске, значит, вкупе эти условия ритейлеров пока не удовлетворяют.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры