издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кругобайкалке не дают хода

Минспорттуризма России открестилось от проблем КБЖД

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Вопрос софинансирования из областного бюджета туристических перевозок по КБЖД остаётся открытым. После прекращения регионального субсидирования «Кругобайкальского экспресса» заинтересованные ведомства пытаются разобраться, в каком формате область сможет помогать туристскому маршруту и будет ли она это делать вообще. В конце прошлого года Законодательное Собрание направило в Минспорттуризма РФ письмо по вопросам эксплуатации КБЖД. В конце января депутаты получили ответ, в котором ведомство отгородилось от проблем исторического участка дороги и предложило правительству Иркутской области изыскать средства на софинансирование этого имиджевого, но убыточного объекта.

Субсидирование пригородных перевозок перешло от железных дорог в полномочия бюджетов субъектов федерации в январе прошлого года. В связи с этим Иркутской области пришлось увеличить финансирование электричек на 105 млн. рублей – до 348 млн., и эти затраты не являются конечными. По оценкам железнодорожников, ежегодное субсидирование должно быть увеличено ещё на 400 млн. руб. После свалившихся на областной бюджет дополнительных затрат министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области решило исключить «Кругобайкальский экспресс», круглосуточно курсирующий по КБЖД, из списка дотационных. 

Такое решение было принято в июле прошлого года. С тех пор, по утверждению руководства туроператора «Глобалс-Турс», обслуживающего маршрут, дела пошли из рук вон плохо. По информации генерального директора компании Анастасии Павловой, из-за прекращения субсидирования туроператор был вынужден взвинтить цены на однодневную путёвку с 1,3 до 2 тыс. рублей. Заявлялось даже, что «Кругобайкальский экспресс» может свернуть деятельность из-за нерентабельности. Однако пока туроператор работает в штатном режиме и принимает заявки на однодневные поездки по выходным. 

Формально, поясняют в региональном правительстве, министерство жилищной политики поступило в рамках закона: перевозки по маршруту Слюдянка – Порт Байкал осуществляет коммерческое предприятие, поэтому финансировать его деятельность из областного бюджета невозможно. При этом для местного населения в ходу был оставлен один пассажирский поезд, затраты по которому продолжают покрываться. В правительстве и Заксобрании Иркутской области согласны с тем, что финансирование убыточного туристского маршрута, который является визитной карточкой Иркутской области, должно осуществляться. Однако в какой форме, до сих пор неясно. За помощью в разъяснении этого вопроса Заксобрание и Сибирская Байкальская ассоциация туризма в декабре обратились с письмом в департамент туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма РФ.

Пришедший в январе ответ обсудили на прошедшем накануне заседании комитета по собственности и экономической политике ЗС. В письме Минспорттуризма указывается на то, что в соответствии с федеральным законодательством полномочия по организации транспортного обслуживания населения осуществляются за счёт средств областного бюджета и в данном случае маршрут не рассматривается как туристский. При этом, «учитывая общую заинтересованность в сохранении и развитии Кругобайкальской железной дороги в первую очередь как туристского маршрута», ведомство предлагает правительству Иркутской области совместно с Байкальской пригородной пассажирской компанией и другими заинтересованными региональными организациями «разработать комплексный план развития указанного туристского маршрута, а также определить источники финансирования для его дальнейшего функционирования».

К аналогичному выводу пришли и в правительстве Иркутской области, в котором под руководством зампреда Александра Лобакова прошло совещание по вопросу поддержки туристского маршрута. По итогам заседания региональному агентству по туризму поручено до 15 февраля разработать механизм финансирования и определить его источники из областного бюджета. По словам руководителя агентства Ирины Рютиной, вопросом возможности предоставления средств областного бюджета сейчас занимается главное правовое управление губернатора и правительства Иркутской области. Пока не известно, в какие сроки управление даст ответ, равно как и точная сумма претензий на областные средства. По предварительной оценке, поддержка маршрута может стоить области около 40 млн. рублей ежегодно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры