Кругобайкалке не дают хода
Минспорттуризма России открестилось от проблем КБЖД
Вопрос софинансирования из областного бюджета туристических перевозок по КБЖД остаётся открытым. После прекращения регионального субсидирования «Кругобайкальского экспресса» заинтересованные ведомства пытаются разобраться, в каком формате область сможет помогать туристскому маршруту и будет ли она это делать вообще. В конце прошлого года Законодательное Собрание направило в Минспорттуризма РФ письмо по вопросам эксплуатации КБЖД. В конце января депутаты получили ответ, в котором ведомство отгородилось от проблем исторического участка дороги и предложило правительству Иркутской области изыскать средства на софинансирование этого имиджевого, но убыточного объекта.
Субсидирование пригородных перевозок перешло от железных дорог в полномочия бюджетов субъектов федерации в январе прошлого года. В связи с этим Иркутской области пришлось увеличить финансирование электричек на 105 млн. рублей – до 348 млн., и эти затраты не являются конечными. По оценкам железнодорожников, ежегодное субсидирование должно быть увеличено ещё на 400 млн. руб. После свалившихся на областной бюджет дополнительных затрат министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области решило исключить «Кругобайкальский экспресс», круглосуточно курсирующий по КБЖД, из списка дотационных.
Такое решение было принято в июле прошлого года. С тех пор, по утверждению руководства туроператора «Глобалс-Турс», обслуживающего маршрут, дела пошли из рук вон плохо. По информации генерального директора компании Анастасии Павловой, из-за прекращения субсидирования туроператор был вынужден взвинтить цены на однодневную путёвку с 1,3 до 2 тыс. рублей. Заявлялось даже, что «Кругобайкальский экспресс» может свернуть деятельность из-за нерентабельности. Однако пока туроператор работает в штатном режиме и принимает заявки на однодневные поездки по выходным.
Формально, поясняют в региональном правительстве, министерство жилищной политики поступило в рамках закона: перевозки по маршруту Слюдянка – Порт Байкал осуществляет коммерческое предприятие, поэтому финансировать его деятельность из областного бюджета невозможно. При этом для местного населения в ходу был оставлен один пассажирский поезд, затраты по которому продолжают покрываться. В правительстве и Заксобрании Иркутской области согласны с тем, что финансирование убыточного туристского маршрута, который является визитной карточкой Иркутской области, должно осуществляться. Однако в какой форме, до сих пор неясно. За помощью в разъяснении этого вопроса Заксобрание и Сибирская Байкальская ассоциация туризма в декабре обратились с письмом в департамент туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма РФ.
Пришедший в январе ответ обсудили на прошедшем накануне заседании комитета по собственности и экономической политике ЗС. В письме Минспорттуризма указывается на то, что в соответствии с федеральным законодательством полномочия по организации транспортного обслуживания населения осуществляются за счёт средств областного бюджета и в данном случае маршрут не рассматривается как туристский. При этом, «учитывая общую заинтересованность в сохранении и развитии Кругобайкальской железной дороги в первую очередь как туристского маршрута», ведомство предлагает правительству Иркутской области совместно с Байкальской пригородной пассажирской компанией и другими заинтересованными региональными организациями «разработать комплексный план развития указанного туристского маршрута, а также определить источники финансирования для его дальнейшего функционирования».
К аналогичному выводу пришли и в правительстве Иркутской области, в котором под руководством зампреда Александра Лобакова прошло совещание по вопросу поддержки туристского маршрута. По итогам заседания региональному агентству по туризму поручено до 15 февраля разработать механизм финансирования и определить его источники из областного бюджета. По словам руководителя агентства Ирины Рютиной, вопросом возможности предоставления средств областного бюджета сейчас занимается главное правовое управление губернатора и правительства Иркутской области. Пока не известно, в какие сроки управление даст ответ, равно как и точная сумма претензий на областные средства. По предварительной оценке, поддержка маршрута может стоить области около 40 млн. рублей ежегодно.