Источник вдохновения – Красноярская ГЭС
Хорошую возможность выразить своё отношение к легендарному сооружению, давно ставшему одним из главных символов не только города гидростроителей, но и всей Сибири, – Красноярской ГЭС – получили ученики дивногорской школы № 2. В конце минувшего года в их родной школе прошёл тематический конкурс, включавший в себя сразу несколько номинаций. Помимо представления рисунков или фотографий, участники могли написать сочинения, составить презентации, соперничать в викторинах. Свои творческие работы на суд жюри представили 176 человек разных возрастов – почти половина от общего числа учащихся школы.
Победить, как это удалось, например, восьмиклассницам Анастасии Бобровой и Олесе Сваловой – авторам самого большого рисунка с изображением богатырского «торса» электростанции, или Наталье Федотовой из четвёртого класса, нарисовавшей установленный в Дивногорске памятник гидростроителю и первому директору Красноярской ГЭС Андрею Ефимовичу Бочкину, суждено было не всем. Однако никто из участников не пожалел о том, что попробовал в деле свои способности.
– На этот раз моя работа осталась за чертой победителей, но уже само участие в конкурсе считаю для себя большой удачей, – поделилась впечатлениями ученица 8 «Б» класса Кристина Андрианова. – Я боролась за победу в номинации фотографий. В домашнем фотоархиве нашлось немало снимков, посвящённых ГЭС. Семьёй частенько ездим полюбоваться станцией. С фотоаппаратом, конечно. Моей конкурсной работой стала фотография плотины и примыкающего к ней гиганта-судоподъёмника. Надеюсь, что конкурс повторится в следующем году. Тогда, наверное, попробую себя в составлении презентации, посвящённой ГЭС.
А вот одноклассник Кристины Вячеслав Пагеев сумел завоевать призовое место как раз с презентацией. Признался, что готовить своего рода экскурсионный путеводитель по Красноярской ГЭС ему было очень интересно. В процессе работы узнал много любопытного о станции. Знания обогатили мозаику впечатлений, сложившихся после нередких семейных путешествий к окрестностям гидроэлектростанции и наблюдений за незабываемыми, чарующими своей красотой и мощью водосбросами.
– Очень хотелось бы побывать с экскурсией на самой станции. Мне это особенно интересно, так как мой дедушка после службы в армии участвовал в строительстве ГЭС, – рассказал Вячеслав.
Ещё один из призёров состоявшегося конкурса, ученик 8 «Б» класса Евгений Иванов, тоже горит желанием взобраться на гребень плотины, познакомиться поближе с её внутренним устройством. Ведь пока грандиозное сооружение ему приходится разглядывать и фотографировать издалека.
– Наша гидроэлектростанция впечатляет архитектурной эстетикой, но особенно она красива в ночное время, когда украшена иллюминацией, – улыбнувшись, высказал свою оценку конкурсант. – Такие виды не могут не вдохновлять на фотоработы. Кроме того, мне она интересна и с точки зрения технологий. В том числе и потому, что в будущем хотел бы стать инженером.
Такой неподдельный интерес у школьников к электростанции не случаен. В постперестроечный период ГЭС надолго превратилась для посетителей в почти неприступную крепость. Так случилось, что из-за хозяйственных и экономических реформ отчасти прервалась зародившаяся ещё в советские времена традиция ознакомления всех желающих с уникальным инженерным сооружением, соединившим берега великана Енисея. Экскурсии были редки. Конечно, на плотину и сегодня так запросто не попадёшь. Всё-таки это важнейший стратегический объект. Однако возможностей посетить станцию сейчас стало больше. Руководство ГЭС искренно откликнулось на возродившийся в обществе интерес.
Директор школы № 2 Ирина Ерошкина рассказала, что уже в минувшем году для выпускников и старшеклассников 2-й школы в День знаний была организована экскурсия по территории Красноярской ГЭС. Директор предприятия Сергей Каминский не просто позволил ребятам побывать на электростанции, а сам во время встречи рассказал о современной жизни энергокомплекса, ответил на множество вопросов, в том числе об особенностях профессии гидроэнергетика.
– Организованный в декабре прошлого года конкурс творческих работ, посвящённых ГЭС, фактически стал продолжением более тесного знакомства молодёжи с производством. Мощный импульс этому задала инициатива моего коллеги Игоря Фёдорова, человека, искренно и глубоко увлечённого историей, развитием красноярской гидроэнергетики, – рассказала Ирина Ерошкина.
По словам Ирины Юрьевны, школа с энтузиазмом отнеслась к инициативе Игоря Геннадьевича. Живо откликнулись на неё и в руководстве электростанции, а также представители ветеранского движения гидростроителей. Организаторы предложили ребятам средних и старших классов поучаствовать в широком творческом соперничестве. Уговаривать их не пришлось.
– Чувствовалось, что для ребят это было не только интересным, но и волнительным событием, в том числе и потому, что состав жюри получился весьма представительным, – отметила директор школы. – Работы ребят оценивали действующие специалисты ГЭС, председатель совета ветеранов станции Фёдор Зигфрид, а также профессионалы в области журналистики, фотографии, художественного искусства.
В итоге в номинациях конкурса определилось 6 победителей и 10 призёров. Результаты были оглашены на торжественном школьном концерте, посвящённом Дню энергетика. Получился настоящий праздник: дети читали стихи и пели песни о Красноярской ГЭС, станцевали яркий зажигающий танец с говорящим названием «Энергия воды». Прозвучали песни дивногорского композитора и музыканта Валерия Зайцева.
Начатое дело решено продолжить. С 22 декабря минувшего года и по сей день в школе действует выставка конкурсных работ. Вскоре лучшие из них будут выставлены на самой ГЭС. Творческий конкурс, вероятно, станет ежегодным. Более того, в самое ближайшее время совместно с руководством Красноярской ГЭС будет организована для учеников школы подробная экскурсия по достопримечательным местам гидроэлектростанции. Чтобы ребята смогли воочию увидеть изнутри шедевр отечественной гидроэнергетики, прикоснуться руками к бетонной мощи тела плотины.
По словам Ирины Ерошкиной, это событие, а также экскурсия, провести которую планируется 1 сентября для учащихся старших классов школы, лягут в основу доброго начинания. И наименование ему – крепкая связь поколений.