На ручном тормозе
Розничные цены на нефтепродукты в Приангарье, по данным Росстата, за неделю с 9 по 15 января снизились на 1,4%. В частности, бензин АИ-92 на АЗС «ОМНИ» подешевел на 60 копеек, до 26,9 рубля за литр, сообщили в компании. Участники рынка и наблюдатели говорят о «заморозке» потребительских цен на автомобильное топливо до марта – такое указание, по информации газеты «Коммерсантъ», дал нефтяным компаниям вице-премьер Игорь Сечин на совещании 10 января. Это решение может в очередной раз ударить по так называемым независимым операторам, считают эксперты, и спровоцировать рост цен весной.
Из 33 субъектов РФ, где за неделю с 9 по 15 января цены на нефтепродукты пошли на спад, наибольшее снижение, по данным официальной статистики, произошло в Иркутске и Назрани – на 1,4% и 1,2% соответственно. Средняя цена АИ-92 в столице Приангарья на 16 января составила 26,83 рубля, АИ-95 и выше – 29,93 рубля, дизельного топлива – 29,79 рубля.
Последнее повышение цен на заправках крупнейшей розничной сети в регионе – «Иркутскнефтепродукт» (сбытовая структура НК «Роснефть») произошло ещё в ноябре, сообщили в компании. В настоящее время литр «народного» 92-го бензина обойдётся на АЗС ИНП в 26,7 рубля, 95-го – в 29 рублей, дизельное топливо зимнее – в 26,8 рубля. Независимые конкуренты считают такую стоимость дизеля «дискриминационно низкой».
«В переводе на тонны «Роснефть» через свою сбытовую компанию в розницу продаёт дизтопливо по цене 31 тысяча рублей», – поясняет коммерческий директор «Парламент-А» (работает под маркой «ОМНИ») Денис Писаревский. Более того, по его словам, в последнее время нефтяная компания отпускает дизтопливо только своим сбытовым «дочкам». «Предложение на биржах практически отсутствует. С ноября дизтопливо почти не появляется в свободной продаже, минимальные объёмы выставляются на европейских торговых площадках», – говорит Писаревский. С учётом доставки в Иркутск независимым операторам топливо обходится в 35-36 тыс. рублей за тонну. При этом его цена для потребителей у «ОМНИ» и «КрайсНефти» равняется 31,4 рубля.
Бензин марки АИ-92 в Иркутск «ОМНИ» приходится везти из Уфы. «Продаём с наценкой 1,5 рубля на литр. Вычитаем 18% НДС, – продолжает Денис Писаревский, – остаётся 1,2 рубля. Минус наши расходы – около 4–4,5 рубля на литр». Основная статья затрат у заправочных сетей, по словам собеседника «СЭ», – электроэнергия.
Между тем, пока независимые операторы вновь говорят об убытках и нерыночных принципах работы в розничном сегменте торговли нефтепродуктами, автовладельцы могут быть спокойны – повышения цен на заправках, по крайней мере до марта, специалисты не прогнозируют. «Правительство и вертикально интегрированные компании договорились, что последние не будут повышать розничные цены, несмотря на возможный рост оптовых. Весной этот клапан может прорвать, и тогда неизвестно, что нас ждёт», – полагают некоторые из региональных экспертов рынка. «В розничном секторе повышение никто не даст сделать, – уверен Писаревский, – иначе оно уже произошло бы – с 1 января».
Потребительские цены могут «застыть» на уровне декабря. По данным газеты «Коммерсантъ», такое указание дал компаниям вице-премьер Игорь Сечин на совещании 10 января. Пока поставки на внутренний рынок рентабельнее экспорта, но в случае роста мировых цен нефтяники начнут нести убытки. Производство и отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок РФ растут, сообщило в понедельник Минэнерго РФ. Поставка нефтепродуктов на внутренний рынок за период с начала января превысила показатели аналогичного периода прошлого года по всем продуктам. В частности, по бензину Регуляр-92 – на 115 тыс. тонн (11,2%), по бензину Премиум-95 – на 52,5 тыс. тонн (17,6%).
Тем временем, пока правительство вновь вводит «ручное управление» в рыночные процессы, ФАС России в очередной раз предлагает создать рыночный механизм формирования цен на нефтепродукты в ближайшие два года.
С учётом того, что сфера российского нефтегазового сектора весьма монополизирована, заявил глава ведомства Игорь Артемьев во вторник на III Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», «в ближайшем будущем нам стоит обратить свои силы на три метода формирования справедливой рыночной цены: систему внебиржевых контрактов, политику Netback (мировая цена за вычетом расходов на транспорт и пошлины. – «СЭ») и биржевые торги».
«Мы предложили правительству провести в будущем полное реформирование системы вертикально интегрированных компаний, вплоть до вопроса отделения сбытовых компаний от ВИНК, – сказал Артемьев. – Однако это уже весьма радикальные меры». В качестве более щадящего варианта, по мнению руководителя службы, можно рассматривать вариант, когда нефтяная компания не должна обладать более 25% от общего числа бензоколонок в границах субъекта РФ. Впрочем, ФАС неоднократно предлагала различные варианты формирования «справедливой цены», однако реальных последствий, по мнению участников рынка, эти действия не имели. «Штрафы, которые заплатили вертикально интегрированные компании в прошлом году, если учесть их растущую прибыль, – что слону дробина», – полагает Денис Писаревский.