Жёлтый свет
Закон «О такси» простаивает без механизма применения
Шашечки на крыше, таксометр, кассовый аппарат и единая цветовая гамма всех автомобилей – вот новые отличительные черты легальных перевозчиков. После вступления в силу нового Закона «О такси» нелегалам придётся уйти с рынка. Однако правоохранительные структуры пока не знают, как они будут отличать обычного водителя от таксиста-бомбилы, подвозящего пассажиров. Компании, которые уже начали работать по новым правилам, уверены, что это произойдёт по экономическим причинам, ведь пассажир в конечном счёте выбирает ту службу, с которой ему безопаснее и выгоднее передвигаться. «Конкурент» решил выяснить, насколько сложно работать таксистам на рынке по новым правилам.
Вне закона
В среде иркутских такси тревожные настроения. Причиной тому вступивший в силу с 1 января 2012 года федеральный закон № 69, в среде перевозчиков более известный как Закон «О такси», предъявляющий к ним новые требования. С весны 2011 года, когда он был принят, иркутские таксисты уже успели отреагировать на него несколькими акциями протеста. Тем самым выразив своё нежелание ездить с таксометрами и кассовыми аппаратами и перекрашивать все автомобили в один цвет. Между тем это далеко не самые серьёзные требования закона. Специалисты считают, что гораздо сложнее перевозчикам будет сформировать собственный парк автомобилей, тем более что до сих пор большинство служб привлекали водителей с личным транспортом. Кроме того, состоять этот автопарк должен из машин не старше двух лет с левым рулём.
Когда к концу 2011 года стало понятно, что работы по новым правилам не избежать, предприниматели, зарабатывающие на рынке пассажирских перевозок, начали искать выход из ситуации. В итоге часть такси во избежание штрафов за нарушение норм закона ещё в конце 2011 года переименовалась в транспортные службы и службы по заказу легкового транспорта, а какие-то перевозчики ушли в тень. Все остальные решили получать разрешение на выполнение пассажирских перевозок. По данным министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, с 25 декабря 2011 года за месяц в регионе было выдано 502 разрешения на этот вид деятельности, что соответствует такому же числу автомобилей. При этом, по неофициальной информации, только в Иркутске разрешения на работу должны получить около 4 тыс. машин такси.
В ГИБДД по городу Иркутску говорят, что у перевозчиков есть на это ещё около трёх месяцев. За этот срок в правительстве должны быть приняты поправки в закон о правилах дорожного движения, который будет учитывать ответственность водителей такси за нарушения закона № 69. «Как только они будут приняты, мы получим право штрафовать таксистов за работу без лицензий или нарушение других требований закона», – пояснил начальник отделения технического надзора ГИБДД УМВД России по городу Иркутску Сергей Швин. Размер штрафов для водителей автомобилей будет варьироваться и в зависимости от вида нарушений составит от 1 до 5 тыс. рублей. Для индивидуальных предпринимателей максимальный размер штрафов может достигать 200 тыс. рублей.
Президент некоммерческого
партнёрства «Владельцы иркутских такси» Евгения Шороп подтвердила, что пока на рынке действительно объявлен мораторий. « У меня пока нет ни одного заявления о штрафе», – сказала она. И выразила надежду, что в ГИБДД будут и дальше относиться к таксистам с пониманием. Всего, по её словам, сейчас в городе действует чуть больше 100 фирм такси (в ГИБДД называют цифру «112 фирм». – «Конкурент»), в которых в разные периоды года работает от 3 до 5 тыс. автомобилей. Всем им для продолжения деятельности необходимо получить соответствующие разрешения. О том, сколько нелегальных перевозчиков ежедневно выезжает на дороги города, сегодня не знает никто. «Это можно только предполагать, но их в разы больше», – признался начальник ГИБДД УМВД России по Иркутску Вячеслав Жилкин. Как выявлять их в общем потоке водителей, в ГИБДД пока не знают. «По-видимому, для этого придётся объединять усилия нескольких ведомств и правоохранительных структур, а также привлекать к сотрудничеству легальных перевозчиков, которые заинтересованы в наведении порядка на рынке», – предположил он.
Другим путём
На стороне закона сегодня оказались те перевозчики, которые нашли средства на то, чтобы создать собственный парк автомобилей, а также обвесить их счётчиками и сигнальными шашечками. Впрочем, теперь их недовольство вызывает тот факт, что в отношении других участников рынка нормы закона так и не начали применяться.
– Подстраиваться под закон пока, к сожалению, не приходится, – говорит директор службы такси «Жёлтое», одной из первых в городе начавшей работать по новым правилам, Илья Филиппенко. – Мы ждали, что произойдёт чудо и у нас будет цивилизованный легальный рынок. Однако на деле оказалось, что закон приняли, но по факту он не действует.
Самое большое разочарование у него вызывают случаи, когда разрешения получают фирмы, работающие на автомобилях старше 10 лет, с правым рулём, без счётчиков и техосмотра. Причина, по словам Филиппенко, в том, что если по документам всё соответствует требованиям, то по факту никто не проверяет, есть ли, к примеру, в машине счётчик или нет.
Никакой платы за получение разрешений в областном министерстве транспорта не взимается. Все затраты связаны исключительно с оснащением автомобилей. Самая главная статья расходов – это собственно парк. «Одна новая машина с левым рулём не старше двух лет, при этом принадлежащая фирме, это примерно 500 тысяч рублей», – рассказывает собеседник «Конкурента». Плюс ещё 3-4 тыс. рублей стоит собственно счётчик, а также его установка. Впрочем, окупить все эти расходы при адекватной стоимости проезда можно в течение 1,5-2 лет, а это вполне приемлемый срок. «Однако чтобы работа компании была рентабельной и не уходила в минус, нужно иметь парк, состоящий как минимуму из 40–45 машин», – говорит Илья Филиппенко. До конца 2012 года «Жёлтое» планирует довести их число до 200 авто.
В настоящее время в Иркутске всего несколько фирм такси имеют собственный автопарк, отвечающий требованиям закона. Какие-то пытаются делать это сейчас. Так, как рассказал «Конкуренту» владелец другой службы такси Александр Тюменцев, чтобы работать легально, они уже заказали 40 новых автомобилей. Сейчас в компании ждут, когда на них будут установлены таксометры, после чего можно будет получать разрешения на работу. При этом именно таксометры Тюменцев называет ещё одной серьёзной статьёй расходов, так как стоимость одного устройства составляет 15–20 тыс. рублей. «Плюс раз в несколько лет в них надо менять специальную ленту, которая фиксирует все поездки, а это ещё дополнительно около 10 тысяч рублей», – говорит он. Не оценят, по мнению собеседника «Конкурента», это нововведение и сами пассажиры. «Если раньше стоимость поездки считалась по километрам, то с таксометрами оплата будет начисляться и за время, которое машина стоит в пробках», – говорит Тюменцев.
Перевозчики считают, что все эти нововведения неизбежно приведут к сокращению числа компаний, работающих на рынке. Также, по мнению Ильи Филиппенко, не исключено начало объединения служб такси. «Вообще ситуация будет развиваться так же, как развивалась до этого во многих странах, – говорит он, – то есть сначала на рынок выходит много нелегальных автомобилей. Потом начинается формирование законов, чтобы элементарно было с кого-то собирать налоги. И в итоге это приводит к тому, что нелегалы уходят». Евгения Шороп также не исключает, что на начальном этапе до 80% фирм может переквалифицироваться в службы по предварительному заказу автомобиля. Однако в этом случае, по словам Вячеслава Жилкина, им всё равно придётся выполнять определённые требования закона, например заключать с каждым пассажиром договор на оказание услуг. Пугают людей перевозчики и разговорами о том, что с началом действия закона стоимость минималки, которая сегодня по Иркутску составляет в среднем 150 рублей, может увеличиться в несколько раз. «Притом что сейчас средняя стоимость одной поездки по городу колеблется в пределах 250–300 рублей», – говорит Евгения Шороп.
Впрочем, Илья Филиппенко считает, что и при текущей рентабельности службам такси вполне возможно работать и при этом сохранять минималку в пределах 120–150 рублей. Работа в такси сегодня, по его словам, не предполагает сверхприбылей. «Как это бывает, когда человек купил старую «Тойоту» за 90 тысяч рублей, поставил на неё шашку за 300 рублей и начал ездить», – подчёркивает собеседник «Конкурента».
Есть из этой ситуации и другой выход. К примеру, работающая во многих городах страны служба такси «Максим» и вовсе избавила себя от необходимости соответствовать требованиям закона. Как сообщили «Конкуренту» в иркутском офисе компании, они носят статус call-центра, который занимается исключительно приёмом заявок от населения. «А все обязательства по выполнению требований закона несут водители автомобилей, с которыми у нас заключён договор», – пояснили там.