Эта странная игра
Назревает новый российско-украинский газовый конфликт
В начале года министр энергетики Украины Юрий Бойко заявил о планах почти вдвое сократить импорт российского газа, потому что Киеву так и не удалось договориться с Москвой о снижении цены на газ. Президент Виктор Янукович поддержал неожиданное предложение украинского министра. «В этом году мы вынуждены были снизить уровень закупок газа в России с 52 до 27 миллиардов кубометров, то есть минус 25 миллиардов, фактически в два раза до конца этого года. Мы готовились к тому, что нам, возможно, надо будет идти этим путём», – заявил украинский президент.
Бойко также сообщил, что Украина планирует перевести все свои ТЭЦ с газа на уголь, что позволит экономить около 6 млрд. кубометров газа в год.Об этом министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил во время брифинга для представителей иностранных СМИ. «Мы переводим все наши ТЭЦ на уголь. На это понадобится приблизительно год, но мы такую работу уже начали», – сказал он.
Министр отметил, что для реализации этой программы нужно принять закон, который позволит приватизацию ТЭЦ и передачу их в концессию. «Как только будет принят закон о выводе их из объектов, которые не подлежат приватизации, мы будем их направлять в концессию или на приватизацию. Но с одним условием – переведение на водоугольную технологию», – сообщил министр.
Бойко отметил, что о внедрении соответствующей технологии Украина договаривается с китайскими партнёрами.
«Эту технологию мы сейчас разрабатываем вместе с китайскими партнёрами. Она даст нам экономию около 6 миллиардов кубометров газа в год», – сказал он.
Премьер-министр Николай Азаров на своей странице в социальной сети Facebook утверждает, что Украина вполне способна уменьшить потребление российского газа и 27 млрд. кубометров газа на нужды страны будет вполне достаточно. При этом премьер обращает внимание на такие факторы, как достаточные, на его взгляд, запасы газа в подземных хранилищах, реальность скорого перехода на отопление углем, возможность увеличения собственной добычи традиционного газа и освоение добычи сланцевого газа.
«Мы на зиму закачали достаточное количество газа, запас которого поможет нам в 2012 году бесперебойно снабжать наших людей. Очень много было сделано для развития добычи угля, и впервые у нас есть профицит более 5 миллионов тонн угля. Ведётся работа по привлечению инвесторов для разработки месторождений сланцевого газа. Понятно, что это дело не одного дня, но мы готовы к тому, чтобы в течение ограниченного времени использовать газозамещающие источники энергии», – считает Николай Азаров.
Эксперты подвергают сомнениям способность украинской экономики существовать лишь на 27 млрд. кубометров импортного газа. Главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан говорит, что в своих прогнозах на 2012 год компания исходила из того, что украинской экономике потребуется 36– 38 млрд. кубов импортного газа. По её словам, в газовых хранилищах ещё есть запасы газа, но «их объём близок к критически минимальному уровню (порядка 11-12 млрд. кубометров), когда изымать газ из хранилищ технически невозможно».
В 2011 году потребление газа на Украине составило 63 млрд. кубометров, 20 из которых было добыто на Украине. То есть даже если украинская экономика не будет расти, ей потребуется около 43 млрд. кубометров газа. Как ожидают эксперты Dragon Capital, из этих необходимых 43 млрд. около 38 «Нафтогаз» приобретёт у «Газпрома», а остальное импортирует частная компания Ostchem.
Согласно формуле российского «Газпрома», с которой соглашаются и украинские обозреватели, в частности бывший специальный уполномоченный президента по международной энергетической безопасности Богдан Соколовский и независимый эксперт по вопросам энергетики Александр Нарбут, в 2012 году Украина должна импортировать 52 млрд. кубометров газа, указанных в статье 2 контрактов 2009 года, которые без штрафных санкций можно уменьшить лишь на 20%, то есть до 41,6 млрд. кубометров.
Однако, исходя из формулы украинского министерства энергетики и самого «Нафтогаза», Украина имеет право импортировать как минимум 33 млрд. кубометров (по подписанным в 2010 году приложениям к соглашениям 2009 года) минус 6 млрд. кубометров, которые якобы должна купить для своих предприятий компания Дмитрия Фирташа Ostchem.
«Вариант, связанный с обращением в суд, становится всё более реальным вариантом выхода из газовой петли», – считает бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник. При этом в интервью агентству УНИАН он заявил, что не ожидает каких-то результатов этих переговоров по крайней мере до завершения президентских выборов в России.
Какой бы ни была формула, в международный коммерческий арбитраж в Стокгольме может обратиться и российский «Газпром» с требованием выполнения условия «бери или плати», и украинский «Нафтогаз» с требованием пересмотра контрактов на основании того, что со времени их подписания рыночные условия значительно изменились.
Бывший пресс-секретарь украинского «Нафтогаза» Валентин Землянский считает, что рассмотрение украинско-российского газового спора в международном суде может иметь и положительные последствия.
«Украину более чем устроит такое развитие событий, поскольку у Киева есть неоспоримые экономические аргументы: превышение цены российского газа по сравнению со среднеевропейской на 150–200 долларов в течение прошлого года и категорическое нежелание руководства «Газпрома» пересматривать положения кабального контракта, – говорит он. – Кстати, этот аргумент будет подкреплён рядом исковых требований европейских компаний к «Газпрому» в тот же арбитражный суд».
Одновременно независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут говорит о возможности достижения положительных результатов в международном суде, о чём свидетельствуют все примеры обращения в Стокгольмский арбитражный суд европейских партнёров «Газпрома» из Италии, Германии, Польши. Однако предыдущий провал украинского «Нафтогаза» в международном коммерческом арбитражном суде в споре с «Рос-УкрЭнерго», а также то, как ведутся нынешние газовые переговоры, то есть когда их проводит министр энергетики без соответствующих директив правительства и без участия руководства самого «Нафтогаза», может привести к очередной неудаче Киева.
Руководитель энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар считает, что на «непростых» украинско-российских газовых отношениях зарабатывалось и зарабатывается так много денег, что их нормализация является просто невыгодной для целого ряда политических и деловых кругов. Эксперт также утверждает, что если бы намерения действующей власти уменьшить энергетическую зависимость от России были настоящими, то её представители говорили бы о периоде не одного года, а последующих нескольких лет, ведь такие кардинальные изменения требуют и времени, и инвестиций.
«К сожалению, в прошлом году у нас не было утверждённого баланса потребления газа украинской промышленностью и другими потребителями, и в этом году у нас его тоже нет, чтобы сказать уверенно, кому сколько требуется газа. Взамен мы имеем ускоренное потребление газа из хранилищ, и, несмотря на бодрые заверения, что этого газа нам на всё хватит, я очень сомневаюсь, что до конца отопительного сезона там что-то останется для поддержания нормальной работы нашей ГТС», – говорит Нарбут.
«Если в этих 27 миллиардах не предусмотрено создание нового запаса в хранилищах, то с чем мы встретим следующий отопительный сезон? Уже не говоря о тех штрафных санкциях по условию «бери или плати», которые «потянут» на дополнительные 5 миллиардов. Этот долг образовался в конце 2010 года, когда «Нафтогаз» взял российский кредит на 1,8 миллиарда долларов под будущий транзит газа. Получился такой долг, который позволяет России требовать через тот же Стокгольмский арбитражный суд его возврата. По сути, мы являемся свидетелями игры в поддавки, где один из игроков министр, и нет уверенности, что играет он совершенно осознанно», – подытоживает Нарбут.
Источник: http://vhoru.com.ua/