издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юридическая беспомощность

Для государственного юрбюро этот год может стать последним

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Федеральному казённому учреждению «Государственное юридическое бюро по Иркутской области» грозит упразднение. Согласно новому Закону «О бесплатной юридической помощи в РФ», вступившему в силу 15 января, структура в течение 2012 года должна перейти под управление региона. В правительстве пока не комментируют возможную передачу бюро, однако юристы уже строят догадки. По их мнению, изменения могут привести к закрытию организации, которая безвозмездно помогала льготникам. В пользу этой версии говорит и то, что ранее в регионе уже был принят закон, который тоже предусматривал бесплатную юридическую поддержку, но на его реализацию у области так и не нашлось денег.

Пробная версия 

Юридическое бюро в Иркутской области создавалось как эксперимент в 2006 году. Такие же структуры появились ещё в девяти регионах страны: Свердловской, Самарской, Волго-градской, Томской, Ульяновской, Магаданской и Московской областях, а также в Чечне и Карелии. Предполагалось, что на «пилотных» регионах Мин-юст РФ проверит эффективность новой схемы помощи малоимущим гражданам. На реализацию  проекта ежегодно выделялось чуть более 50 млн. рублей (4,5–7,5 млн. рублей на каждое бюро). В Иркутской области работа бюро из 12 юристов обходилась в 7,5 млн. рублей, рассказал руководитель организации Александр Ушаков. Помимо иркутского отделения бюро, в регионе действуют ещё два филиала – в Нижнеудинске и Усть-Куте. 

Главные клиенты казённой структуры – пенсионеры (46%), инвалиды (33%) и безработные (13%). Кроме того, бесплатную юридическую помощь получают бюджетники (3,6%) и ветераны ВОВ (2%). Многих обратившихся в бюро направляют прямо из приёмных президента и губернатора, а также мэрии и органов соцзащиты. «Фактически всё, что нужно для получения бесплатной помощи, – справка из соцзащиты.  А для устной консультации достаточно документов, подтверждающих, к примеру, что человек является неработающим пенсионером», – отметил Ушаков. По его данным, за 2011 год в бюро обратились 5919 граждан (почти половина из Иркутска). Большинство проблем, с которыми люди приходят в учреждение,  связано с жилищным правом (34%), гражданским (30%) и семейным (14%). Зачастую их интересуют вопросы наследования, получения пенсий и социальных выплат. Есть и нестандартные дела. «К нам обращалась бабушка. На неё подал в суд водитель, который её же и сбил. Представляете, он потребовал с потерпевшей около 100 тысяч рублей за повреждения автомобиля: погнут бампер, стальная тяга», – Александр Ушаков привёл случай из практики прошлого года. Бабушке, конечно, выплатить такую сумму с пенсии было невозможно. Юристы бюро защитили женщину от разгневанного автолюбителя.  Всего в прошлом году юристы бюро участвовали в 374 судебных заседаниях. Значительная часть дел решается в пользу обратившихся (72% положительных решений). Более стандартные проблемы решаются, как правило, ещё на этапе устной консультации. 

Эксперимент окончен 

Первые сигналы того, что федеральные власти, очевидно, готовятся свернуть эксперимент,  бюро получило ещё в 2011 году, когда его бюджет был сокращён более чем в три раза – до 2,4 млн. рублей. «Мы влезли в долги. Не могли платить за аренду, электроэнергию, даже на обновление программы «Консультант-плюс», которой ежедневно пользуются юристы.  Все наши коллеги из других регионов тоже были в шоке, – вспоминает Ушаков. – После длительных убеждений деньги на погашение кредиторки всё-таки дали, но только в начале декабря 2011 года».

Выделив деньги на уплату долгов, федеральный центр не стал возобновлять финансирование командировок внутри региона. В результате число выездных консультаций в  отдалённых  территориях  региона сократилось вдвое (58 поездок против 111 в 2010-м). Максимум, что смогли охватить, – Ангарск, Шелехов, Слюдянку, Усть-Орду, Байкальск. «А раньше и в Усть-Илимск три-четыре раза ездили. И даже в Ербогачён. Правда, дальние командировки – существенные расходы. В том же Ербагачёне человеку пришлось провести почти месяц, потому что размыло взлётную полосу. В целях экономии на гостинице нашего сотрудника приютил начальник местной соцзащиты», – рассказывает Ушаков. Снижение числа командировок отразилось  и на общей статистике: в прошлом году в бюро поступило на 10% меньше обращений. 

Переходный период 

Формально 2012 год станет для федеральных юридических бюро по-следним. Согласно Закону «О бесплатной юридической помощи в РФ», вступившему в силу 15 января, эти структуры должны работать под управлением субъектов. «Для этого правительству Иркутской области необходимо принять соответствующий региональный закон и до конца 2012 года взять его под контроль», – отметил Ушаков. Он добавил, что за переходный период бюро могло бы существенно продвинуться и увеличить штат до необходимых 25–35 юристов, а также открыть новые филиалы в  Ангарске, Усть-Илимске, Братске, Усть-Ордынском. Однако строить такие планы преждевременно, уверен Ушаков. На деле, вероятнее всего, получится совершенно иная ситуация. «Федеральный закон записал «могут создать юридические бюро». Получается, бюро оставлять совсем не обязательно», – отметил юрист. До сих пор бюро не сообщили, найдутся ли в региональном бюджете деньги на его содержание, хотя по сравнению со многими областными учреждениями его работа не требует больших затрат. «Пока позиция «Серого дома» неясна. Мы ждём принятия регионального закона, чтобы вести предметный разговор, – отметил Ушаков. – Впрочем, коллеги из других регионов  уже сообщили, что их власти  отказываются содержать такие структуры. Регионы собираются принять бюро, а потом распустить». В правительстве Иркутской области запрос «Конкурента» оставили без ответа. 

Вторая проблема для бюро при смене управления – кто станет учредителем. «Мы не можем быть просто автономно областным. Нужно профильное министерство, которое бы несло ответственность за учреждение и выхлопотало деньги на его работу, – сказал Ушаков. –  Но в регионе нет своего Минюста. Кто тогда? Минсоцзащиты? У них самих более ста учреждений. Может, департамент мировых судей? Но тут в самом названии противоречие, поскольку мы иногда обжалуем решение судей». Неопределённость в этом вопросе только усиливает беспокойство бюро. Но Ушаков признаёт: существование бюро полностью зависит от области и, на его взгляд, единственная весомая причина для его упразднения – отсут-ствие денег.

Недостойная замена

Альтернативой юрбюро по закону может стать адвокатура (расходы на оказание юридической помощи юристам должен компенсировать бюджет). Такое содействие предусмотрено и на федеральном, и на региональном уровнях. «Закон «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области» не особо работает. Адвокаты отказываются выезжать в труднодоступные районы за деньги областного бюджета. Им это невыгодно», – уверен Ушаков. Адвокат  Роман Буянов отметил, что региональный механизм оказания бесплатной юридической помощи для некоторых слоёв населения сейчас вообще не действует. «Расходы должны возмещаться из бюджета. Однако под реализацию закона в Иркутской области не предусмотрено финансирование, более того, не установлен чёткий порядок  компенсации оплаты услуг адвокатов», – сказал Буянов. По его мнению, опасения юридического бюро на предмет возможного упраздения могут оказаться небезосновательными, поскольку и существующие нормы не работают.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры