Виктор Сухоруков: «Шоу должно продолжаться!»
На экраны вышел новый анимационный фильм кинокомпании СТВ и студии «Мельница» – «Иван Царевич и Серый Волк». Роль Первого министра, тайного советника Царя, озвучил популярный актёр Виктор Сухоруков. Он специально приехал в Петербург, где много лет жил и работал, чтобы представить мультфильм.
– У меня сегодня праздник – премьера полнометражного мультипликационного фильма (заметьте, я не говорю «мультика»!). Своей работой в нём я горжусь. Здесь мой герой – интриган, дружит с нечистой силой, с поганым персонажем – злобной Тенью, желающей жениться на дочке Царя (а как Сухорукову без тёмных сил?).
Знаете, как интересно озвучивать нарисованных героев! Тех, кого, может быть, и не было на свете. И какое это счастье, чудо и нерв, когда этот персонаж тащит тебя за собой и ты подчиняешься этим рисованным людям. Мой советник так потащил меня за собой, что я словно догонял его, сопротивлялся ему, а он манил меня пальчиком и говорил: «Нет-нет, иди сюда! А теперь пойдём с тобой за угол. Залезем на чердак. Нырнём в кусты. А тут мы шмякнемся задом об землю…» Я испытал некий игровой катарсис. Забыл, что стою у микрофона, потому как был вместе с ним, в той игре, которую нарисовали художники.
– Недавно вы сказали в интервью, что в последнее время стали мастером эпизода: сыграли небольшие роли у Кары, Говорухина, Бодрова и у молодых неизвестных режиссёров.
– Я себя считал мастером эпизода, и мне казалось, что моя участь – эпизодические роли. Может быть, из этого контекста вырвана такая мысль. Потому что при моих внешних данных и амплуа острохарактерного актёра я сыграл достаточно много больших, серьёзных ролей. Может, даже незаслуженно.
– А как вы оценили себя в роли Хрущёва в сериале «Фурцева»?
– Поругал за то, что немного переборщил с внешними вещами. Процесс был так интересен, насыщен, но когда я увидел результат, то кое-что бы ис-правил.
– У многих артистов есть творческие вечера. Почему нет у Сухорукова?
– Предложений огромное количество. Вот недавно «Гнездо глухаря» приглашало. Центр Эльдара Рязанова за уши тащит меня с этой творческой встречей уже несколько лет. Но я, борясь со штампами, отказываюсь. В чём моя оригинальность? Я пользуюсь старыми актёрскими приёмами, ходами, но перелицовываю штампы, чтобы люди не заметили, что я их использую. Ничего нового я не изобретаю. Очень много подражаю кумирам своей жизни. Сочиняя роль сегодня, вспоминаю роли Николая Крючкова, Бориса Андреева, Петра Алейникова, Людмилы Целиковской, Фаины Раневской. «Обворовывая» их, перелицовываю на свой лад их приёмы, методы, манки. И творческую встречу хочу сделать не то чтобы оригинальной, но «сухоруковской». Просто выходить и рассказывать о себе, своём творчестве – скучно, неинтересно. Шоу должно продолжаться! Если я встану хоть на табуретку, а не только на сцену, всё равно уже должен лицедействовать. И, извините, притворяться, что-то изображать, даже если буду говорить сущую правду о себе. Надо найти новые формы. Я ищу их. И вдруг понял, что просто тащу тему под названием «творческая встреча» в сюжет. Хочу сделать из этого моноспектакль. Много мыслей, идей, но это надо как-то собрать, организовать, а нет времени.
– По-моему, у вас и моноспектакля не было.
– Я считаю, что театр – коллективное творчество. Моноспектакль, особенно в наше время – очень пульсирующее, мигающее, импульсивное, скоростное, – это скучно.
– Сейчас идут съёмки фильма «Лифт». Какая у вас там роль?
– Был такой фильм в 50-е годы – «Лифт на эшафот», экранизация романа Ноэля Калефа, где Лино Вентура играл комиссара, следователя. У Станислава Говорухина, написавшего новый сценарий, следователя играю я. Он вроде как не планировал снимать меня, потом всё-таки надумал. Я прочитал сценарий, он мне не понравился, но Говорухин сказал, что сценарий будет исправляться уже на ходу. И тогда я решил, что не буду больше читать этот сценарий, приду и стану играть сцену сегодняшнего дня вслепую. И вот я встречаюсь со Станиславом Сергеевичем. Он раскуривает свою трубку и спрашивает:
– Ну и как ты решил играть своего следователя?
– А никак. Жана Габена играть буду.
– Что, под Коломбо косить?
– А чем плохо? Не всё под дядю Васю… Вон сколько следователей, оперативников развелось по телевизору – и все бритоголовые, как будто волосы ни у кого не растут. Хоть кудри приклеивай в знак протеста!
Пошутили и пошутили. Но кудри мне не приклеили.
– За какую новую работу возьмётесь в ближайшее время?
– Сейчас у меня период переговоров. Перечисляю названия, которые мне предлагают театры: «Мефистофель», «Ричард III», «Сирано де Бержерак», Вампилов, Брехт. Сижу, думаю, разбираюсь. И знакомлюсь со сценариями, их четыре: два полнометражных фильма и два многосерийных. У меня период раздумий, сомнений, тревог, ёрзанья, какой-то паники, потому что хочется не ошибиться, выбрать что-то новенькое для себя, интересное, основательное, чтобы было за это не стыдно. Работаю я скрупулёзно, дотошно, с самоотдачей. Почему так про себя говорю? Я так живу и работаю.
Недавно разговаривал с режиссёром Сергеем Поповым, снявшим фильм «Фурцева». Он очень хочет со мной работать. То есть выбор огромный. Только бы не ошибиться! Знаю, что без работы не останусь. Мало того. Если мне будет совсем плохо, если будет какая-то кромешная тишина, опасное затворничество – это я сигнализирую своим коллегам! – я из тех, кто не постесняется напомнить о себе. Я обязательно встану, побрею морду и буду стучаться во все двери. Я своему товарищу, который сейчас страдает из-за того, что работы мало, говорю, что не надо стесняться прийти к режиссёру или продюсеру и сказать: «Хочу играть. Дайте роль. Давайте попробуем!» Мы же не христарадничаем, не просим милостыню, а предлагаем сотрудничество. Что здесь унизительного, если я услышал об интересном проекте и мне есть там место, я могу найти себе применение?! Вот я не постеснялся позвонить продюсеру Александру Боярскому (зная, что студия «Мельница» снимает много хороших мультипликационных фильмов): «Саш, может, дашь мне какую роль?» И меня пригласили! Так я озвучил тайного советника Царя в «Иване Царевиче…»
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Работаю над собой. Это же такая работа! А когда присылают сценарий, его надо прочесть, обратить внимание на своего персонажа, тут же включаются мысли, фантазия: каким его сделать, что нужно придумать, почитать, где откопать… Идёт сочинение ребёнка! Которому уже много лет – 40–50 и больше.
– Каким был для вас ушедший год?
– А чем плохим? Прожил я его не-плохо. Побывал во многих странах: в Польше, Индии, Германии, Италии, были интересные гастроли в Канаде, Америке. Закончил съёмки в двух фильмах. Оба можно назвать случайными для меня. В 2011 году я стал штатным актёром Театра имени Моссовета, где играю Фёдора Иоанновича в спектакле режиссёра Юрия Ерёмина «Царство отца и сына» по пьесам Толстого. В театре на Малой Бронной выпустил Тартюфа, играю с огромным удовольствием (спектакль «Тартюф» по Мольеру поставил режиссёр Павел Сафонов).
– Чего желаете себе в 2012 году? Здоровья? Работы побольше?
– Желаю только одного: не остаться на обочине своих дел. Хочу быть востребованным. Только бы не остановиться! В движении жить интереснее. Время бежит быстрее. Здоровья-то мне люди пожелают, как бы враги ни кляли и ни злились. Но я помню о том, что надо быть в силе, в форме, в прекрасной организации, в светлом настроении изнутри и без прыщей снаружи.