Легенда Байкала
В истории конфликта вокруг БЦБК всё сложнее отличить реальность от вымысла
ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) обратилось в теруправление Росприроднадзора за продлением разрешения на водосброс в Байкал в 2012 году. При этом на предприятии продолжают утверждать, что в соответствии с поручениями правительства РФ на БЦБК одновременно должна начаться модернизация, которая призвана избавить озеро от стоков комбината. Эта нестыковка – лишь часть противоречий и популистских прожектов, которые окружали комбинат в течение уходящего года.
«БЦБК подал документы на продление разрешения на водосброс в 2012 году. Бумаги сейчас на рассмотрении, решение будет принято до 31 декабря», – сообщила «Конкуренту» пресс-секретарь Управления Росприроднадзора по Иркутской области Светлана Ляхович. Если этого не случится, комбинат будет нарушать Закон «Об охране окружающей среды», что грозит ему новыми штрафами. Впрочем, как заверил другой источник, близкий к Росприроднадзору, предприятие, скорее всего, получит продлённое разрешение, поскольку «его сбросы лишь незначительно не соответствуют нормам». Значит, БЦБК продолжит сливать стоки в Байкал и в 2012 году.
Как действия комбината сочетаются с заявленными им планами, не совсем понятно. С осени на предприятии говорят о «Стратегии развития ОАО «Байкальский ЦБК» на период до 2014 года» стоимостью около 5 млрд. рублей, которая предусматривает перевод технологии в режим замкнутого водооборота и отбеливание без применения хлора в течение трёх лет. Однако, несмотря на то что её реализация должна начаться уже в 2012 году, до сих пор неизвестны ни источники финансирования, ни условия получения средств предприятием, которое и так задолжало кредиторам более 3 млрд. рублей. При этом варианту модернизации на БЦБК категорично противопоставляют закрытие. Будто оно «повлечёт за собой высокие экономические затраты и социальные издержки, ориентировочный размер которых оценён в 600 млн. долларов (более 18 млрд. рублей)», говорится в официальном пресс-релизе комбината. Конечно, 5 млрд. рублей кажутся существенно меньше 18. Если только не замечать, что оценка закрытия БЦБК дана в отчёте подразделения ООН по промышленному развитию (UNIDO) от 1996 года, когда курс доллара не превышал 6 рублей. А это значит, что его закрытие оценили не в 18 млрд. рублей, а в 3,6 млрд. Такое обращение с цифрами и информацией в теме БЦБК, кажется, стало обычным.
В то время, пока на БЦБК опираются на отчёты, датированные 1996 годом, учёные утверждают, что последняя объективная информация о работе комбината появлялась в 2009 году. Тогда капитальные затраты на закрытие производства и рекультивацию шламоотвалов оценивались в 4 млрд. рублей, говорится в «Экономической оценке сценариев развития города Байкальска» СО РАН.
В целом спекуляции на теме БЦБК в уходящем году удивляли разнообразием. На словах комбинат закрывали и перепрофилировали. Сначала губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев в эфире радио «Эхо Москвы» заявил о планах превратить промплощадку предприятия в тепличное хозяйство, где можно было бы круглый год выращивать овощи и знаменитую байкальскую клубнику. Проект назывался «Закрытый грунт». Пару недель спустя глава группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук предложил Владимиру Путину создать на месте БЦБК игорную зону. «Правительством и так принято решение, что в регионе может быть игорная зона. Поэтому это дело уже региональных властей, где её разместить», – распространили информагентства ответную цитату премьера, поверг-шую всех в недоумение. Впрочем, дальше новости дело не пошло.
Чуть позже информполе оживил судебный конфликт, инициатором которого стал БЦБК. Комбинат попытался через арбитраж вернуть себе курорт «Гора Соболиная», проданный компании «Гранд Байкал» ещё в 2009 году. Представители предприятия утверждали, что сделка была проведена по заниженной цене – всего 584 тыс. рублей, хотя курорт стоил почти 200 млн. рублей. Однако скандальное разбирательство не получило продолжения: в суде БЦБК отказали.