В резиденцию Деда Мороза
Через козни Лешего, Бабы-Яги и двух Кикимор
Вообще-то резиденция Деда Мороза открылась только в начале этой недели. Но весть о том, что у «головного офиса» Деда Мороза появился достойный филиал в селе Большой Кашелак Куйтунского района Иркутской области, уже прошла не только по местным, но и по центральным СМИ. «Иркутскому репортёру» оставалось выяснить только подробности: почему именно там, кто это придумал, как это будет происходить… И оказалось, что затея с обычными детскими утренниками объединила население отдалённой деревни и стала одной из тем восстановления исторических корней и организации современного экотуризма.
Долгий и трудный путь к Деду Морозу
Трудно сказать, легко ли добраться до Великого Устюга, а в Иркутской области резиденция Деда Мороза появилась, как и полагается сказочному объекту, в Тмутаракани, куда запросто не доберёшься. Да и описание дороги звучит, как инструкция «пойди туда, не знаю куда»: достигнув границы Зиминского и Куйтунского районов, за Кимильтеем нужно свернуть с Московского тракта влево и через заповедные места, Карымское и Феофановку, ехать по заметённой дороге. Там местные вам объяснят, что напрямую не получится, так как дорогу там окончательно завалило снегом, а грейдер ещё не пустили, и приходится делать большой крюк в объезд через Харик.
Проехав через всю деревню, на дальнем её конце попадаешь… не во владения Деда Мороза и Снегурочки, а в лапы всяческой сказочной шантрапы: встречает вас Баба-Яга у своей мрачноватой избушки, показывает карту «правильной дороги», убеждая, что тут «шалит лесная нечисть и идти нужно другой дорогой». Она звонит по мобильнику, как полагается в этих странных местах, сделанному из веточки с шишечкой, сообщает, что обо всём договорилась.
Так усталый путник попадает на шабаш, где переодетые Дедом Морозом и Снегурочкой Леший и Кикимора устраивают у кострища около шалаша языческие пляски. Пока не появляется Фея, не стыдит их и не уводит вас в избушку Деда Мороза, где он восседает в тронном зале и принимает посетителей. Снегурка тут же выполняет секретарские обязанности: отвечает на письма, собирает подарки… Только после этого начинается привычный новогодний утренник: хоровод у ёлки во дворе, катание на лошади, горке и качелях, потом уже можно согреться в игровой чаем с блинами и сувенирами.
Кстати, в тронном зале есть хрустальный колокольчик, в который можно позвонить и загадать про себя желание – оно обязательно сбудется. Если сильно не наглеть…
– Мы ещё не открылись, а уже телезвёзды. Столько журналистов успело побывать, а показывать ещё и нечего: продолжается ремонт в игровой, проводим электрику в резиденцию, – устало улыбается глава поселковой администрации Галина Алексеева накануне открытия, 21 декабря. – Чест-ное слово, мы не думали, что наша идея поднимет такую шумиху!
Не успев открыться, резиденция Деда Мороза уже пользуется бешеной популярностью – со всей области идут письма и заявки. Побывать тут с «официальным визитом» уже высказали желание детские группы из Черемховского, Зиминского, Аларского, Куйтунского районов, Тулуна и Иркутска. А началось всё ровно год назад…
Дед Мороз на лесном кордоне
Несколько лет назад окончательно закрылся Карымский лесхоз. А следом было закономерно ликвидировано и Большекашелакское лесничество. Этот печальный факт имеет непосредственное отношение к нашей истории, так как в селе Большой Кашелак располагался кордон этого лесничества в виде нескольких строений, и два из них – бывшие контору и дом лесника – в ноябре прошлого года передали на баланс Большекашелакского МО. И к его главе Галине Алексеевой пошли бесчисленные ходоки, претендующие на освободившиеся жилые площади.
Одни просили отдать дома им под квартиры. Другие хотели купить их «под вывоз» – разобрать, увезти и собрать себе новый дом на новом месте. Галина Алексеева хотела найти им какое-то более общественно полезное применение. Она утверждает: на продуктивную идею её натолкнули роскошные ёлки, стоявшие на территории бывшего кордона.
– Я не помню, какое это было число, но это было тогда же, в ноябре, и это было ночью. Я ворочалась, не могла заснуть, и из головы не шли эти два дома. И вдруг подумала: может, сделать там для детишек резиденцию Деда Мороза, благо Новый год на носу… То есть идея сразу возникла в таком виде и за год никак не изменилась: в двух имеющихся в наличии строениях организовать хотя бы на районном уровне дом Деда Мороза и игровую комнату для детей.
Но встретить новый, 2011 год в новой резиденции Деду морозу тогда не удалось: под конец отчётного периода никто не выделил на это денег, да и не было их свободных в бюджете глубоко дотационного района. Однако куйтунский мэр Андрей Полонин идеей сразу проникся и обещал на следующий год помочь всеми возможными ресурсами.
Помогла разрушенная церковь
Праздник минул, строения временно законсервировали и призадумались об их судьбе в историческом контексте. Дело в том, что кроме двух освободившихся домов в Большом Кашелаке был ещё один заброшенный объект – старинная разрушенная церковь. Во время оно на месте села был обычный бурятский улус, а в годы столыпинской реформы сюда переехали крестьяне из европейской части России и в Большом Кашелаке поселились преимущественно белорусы. В 1911 году новое население приступило к постройке церкви, в 1914-м она уже действовала.
Между двумя новыми годами поселковая администрация попыталась написать собственный проект развития села, где можно было бы объединить судьбу церкви с судьбой резиденции Деда Мороза в рамках восстановления традиций и попытки организации экотуризма.
– Мы подумали, что церковь можно восстановить и сделать у нас в селе что-то вроде филиала «Тальцов», – рассказывает Галина Алексеева. – Директор этого музея Владимир Тихонов уже был у нас в селе в 2007 году, ещё при бывшем главе поселковой администрации, и они даже ударили по рукам, чтобы церковь перевезли в «Тальцы». Владимир Викторович приехал сюда в 2008 году, смотрел, как можно увезти храм, но главой к тому времени стала я. И не позволила трогать церковь.
С этим связана одна мистическая история. Поселковый совет устроил общественный опрос, как люди относятся к вывозу церкви. Люди ответили отрицательно. Всё ещё сомневаясь, находясь под давлением директора «Тальцов», Галина Алексеева решилась на неожиданную последнюю проверку: пригласила из церкви Куйтуна священника, отца Игоря. Тот, посмотрев, в каком удручающем состоянии находится храм в Большом Кашелаке – это покосившийся остов без окон и дверей, – сначала сказал: «Лучше отдайте, в музее его восстановят и будут хранить». Потом он пошёл в разрушенную церковь и отслужил в ней службу.
И неожиданно для всех изменил своё мнение: после службы он вышел и сказал, что никогда не ощущал такой сильной энергетики родства с местом и поэтому церковь должна стоять на своём историческом месте в неприкосновенности: «Не грешите – не отдавайте!»
– Да мы бы всё равно её не отдали, – чуть улыбается Галина Алексеева. – Мы к тому времени уже составили проект «Столыпинская деревня», где кроме необходимости восстановления церкви в пределах села указали, что в перспективе развития деревни необходимо организовать экотуризм, для чего нужно создать на имеющихся площадях резиденцию Деда Мороза.
«Народный бюджет» быстро кончился
Год прошёл быстро, а разрешилось всё и вовсе стремительно. Осенью появилась программа правящей партии «Народный бюджет» – на селе считают, что это была предвыборная программа Путина.
– Что за программа? – полюбопытствовал «Иркутский репортёр».
– Вы что, про «Народный бюджет» не слышали? Вот наивный человек! – удивляется глава Большекашелакского МО. – Путин создал «Народный фронт», а «Фронт» объявил о создании программы «Народный бюджет». Правительство области объявило об этом главам муниципальных образований в конце лета. Мы подали заявку на выделение средств на организацию резиденции Деда Мороза в октябре, и уже в ноябре нам выделили деньги. Причём по другим программам выделялись деньги на что-то жёстко сформулированное: «на восстановление водокачки», «на ремонт дома». И только нас ни в чём не ограничивали – как хотите, так и расходуйте. Единственное условие – 170 тысяч должны быть освоены до 1 декабря.
Впрочем, деньги закончились очень быстро: 82000 ушло на музыкальное оборудование, 50000 – на костюмы (костюм Деда Мороза стоил 18000 рублей, его борода и посох – по полторы), остальную мелочь потратили на хозяйственные товары для ремонта игровой комнаты – до того там были голые стены, обшитые дранкой. Но назад хода не было – стали привлекать спонсоров, а сами местные на этом народном строительстве работали совершенно безвозмездно. Всего обустройство резиденции Деда Мороза обошлось в среднем в 300000 рублей, часть из которых ушла на закупку подарков.
Неожиданный ажиотаж
– Мы не хотели широко афишировать эту идею, – признаётся Галина Алексеева. – Всё как-то вышло из-под контроля.
В народ новость ушла через Интернет. Глава Куйтунского городского поселения выразила недоумение, почему резиденцию строят в отдалённой деревне, а не в райцентре. И ко дню рождения Деда Мороза 18 ноября иркутское телевидение решило сделать сюжет.
– А у нас ещё вообще не готово было, даже костюмов, их ещё шили в Иркутске. И мы были вынуждены одолжить их в районном Доме культуры в Куйтуне. И человека на роль Деда Мороза ещё не придумали. Поэтому первым Дедом Морозом в резиденции был лично мэр района, – вспоминает Галина Алексеева.
Появление телекамер стимулировало поиски окончательного Деда Мороза, и всё решилось внезапно. Когда в село приехала съёмочная группа ТВЦ, вроде бы уже утверждённый на эту роль человек оказался в командировке, поэтому нарядили подходящего по комплекции местного жителя Николая Кругликова.
– Согласился легко, – смеётся Николай Фёдорович. – У меня жена раньше в клубе работала, так что я и до этого какие-то мелкие роли в постановках и на праздниках исполнял. А тут для детишек – грех отказываться.
И неожиданно местные дети решили, что именно этот дедушка настоящий: «Он добрый!» Когда их спрашивали: «А что, предыдущий (который районный мэр. – Авт.) был не добрый?», дети хором отвечали: «Этот добрее!» В результате все местные оказались при деле. Избушку Бабы-Яги срубили Игорь Сыроватский, Юрий Коваленко и Дмитрий Федорин. Труппу актёров набрали тоже из селян: кроме упомянутых, в неё вошли Кащей, два помощника Снегурочки, баба Капа, командующая в игровой, и две Кикиморы. Снегурочка Анастасия Троцкая и Фея, кстати, работают специалистами поселковой администрации.
– С оплатой пока не ясно, но постараемся изыскать средства и хоть что-нибудь заплатить. Но и без этого вся деревня объединилась, все помогают, – рассказывает Галина Алексеева.
Особенно дух единения проявился тогда, когда пришло письмо от Тани…
Подарок для Тани
Как только стало известно про грядущее открытие резиденции Деда Мороза, в Большой Кашелак валом пошли письма от детей. Сначала его поздравляли с днём рождения, но ближе к Новому году пошли традиционные просьбы о подарках. На местной почте отмечают: если ребёнок просит дорогой подарок, то мудрые родители письмо Деду Морозу отправляют, а обратный адрес не пишут, понимают, что подарок придётся покупать самим.
На письма отвечает не только вся труппа, но и вообще все жители Кашелака и утверждают, что отвечают индивидуально на каждое письмо. А вот подарки Дед Мороз по почте не отправляет – вручает только лично приехавшим в резиденцию. И тут пришло письмо из села Буреть Усольского района. Девочка Таня написала Деду Морозу, что живёт с мамой, папы нет. Мама говорит, что Деда Мороза не существует, а девочка Таня верит, что он есть. Соседские девчонки смеются над ней за эту наивную веру и дразнятся, что семья нищая, а она всё равно верит и ждёт чуда. Таня попросила Деда Мороза прислать ей куклу. Ну а если куклу не получится, то хоть что-нибудь.
Над письмом плакали всем селом. Потом все совершенно добровольно собрали деньги, кто сколько смог, и купили Тане подарок – куклу за 900 рублей и праздничный шоколадный набор. По крайней мере, один ребёнок в Иркутской области твёрдо уверен, что Дед Мороз есть и живёт он в селе Большой Кашелак Куйтунского района.