издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Здравствуйте, дядя Володя!»

Письма с новогодними желаниями адресуют не только Деду Морозу

В отличие от резиденций Дедов Морозов приёмные чиновников работают круглый год. Им, конечно, в почту валятся отнюдь не конфетно-шоколадные просьбы. Помочь с материнским капиталом, устроить приём у врача, образумить управляющую компанию, выделить жильё, предоставить место в детском саду – стандартный список. Правда, в канун Нового года даже в чиновниках люди начинают видеть чуть-чуть Дедов Морозов. О предпраздничных желаниях жителей региона «Конкурент» спросил в работающих с обращениями граждан приёмных губернатора Мезенцева и лидера «Единой России» Путина. Никакого политического подтекста автор не подразумевал, а материал начал готовить задолго до регистрации обоих кандидатов в президенты. Любые совпадения случайны.

Сезонные обострения 

В приёмной губернатора Иркутской области – по стандарту портреты Путина и Медведева. Аналогичная структура администрации президента, кстати, находится по соседству и является одним из основных «поставщиков» обращений к региональной власти. Так что почти все письма граждан, как правило, возвращаются сюда. Круг замыкается. 

Заместитель начальника отдела информационно-аналитической работы  Елена Сорокина  сразу предупреждает, что с сокровенными желаниями от граждан здесь туго. Самые слёзные просьбы – о наболевшем. «Бесплатные лекарства, улучшение жилищных условий, санаторно-курортное лечение, бесплатная земля, место в детсаду, ЖКХ, социальные пособия, зарплата бюджетников, помилование, повышение цен на ГСМ, отопление, подъёмные для учителей», –  Сорокина  перечисляет список популярных обращений перед прошлым Новым годом. Говорит, что первое место вне зависимости от времени года за собой удерживает жильё, затем идут ЖКХ и «социалка». 

Настроения людей едва ли меняет праздник. Попадаются разве что отдельные просьбы: слуховой аппарат, пригласительный на новогоднюю ёлку в Кремль или сладкие подарки.  В остальном в преддверии каникул такая же картина. Вся народная боль, кажется, скапливается в нескольких словосочетаниях, похожих на новостные заголовки:  «недостроенные дома», «сервис Сбербанка», «детские пособия», «колхоз развалился», «нужна проверка органов полиции»,  «ремонт ветхого дома», «новая система оплаты труда», «низкая зарплата медиков», «ликвидация предприятия», «мать-одиночка без жилья», «прорыв сетей горячего водоснабжения», «нет отопления», «незаконная вырубка леса». Ничего «красивого и хорошего», по выражению Сорокиной, не встречалось. Стандартный набор жалоб перед каникулами разбили разве что обращения граждан, которые просили «предоставить им часть  госбюджета для реализации непосредственной власти народа». Одной из обратившихся для этого нужно было погасить кредиты в трёх банках. Какая здесь связь с реализацией власти, в приёмной не разобрали. 

Только после тщательного поиска среди бытовых проблем и политических жалоб всё же нашлось новогоднее желание. «Здравствуйте, Дмитрий, – обращается к губернатору Мария Иванова. –  Помогите мне, пожалуйста. Хотела попросить. Может, вы мне поможете… Потому что самой это сделать, к сожалению, нет никакой возможности. Я болею неизлечимым заболеванием – рассеянный склероз и не могу ходить».  А дальше без всяких переходов,  капс-локом:  «КОТЁНКА МЕЙ-КУН». Елена Сорокина разводит руками: конечно, спросят у знакомых, конечно, позвонят в зоомагазины и сообщат меценатам. Но чуда не обещают, а бюджета на котёнка стоимостью несколько  десятков тысяч рублей не было и нет. 

«Не бойтесь говорить «люблю!»

Новый год для приёмной – отнюдь не сезон наплыва просьб. Обострение происходит, как правило, весной или осенью. В среднем ежемесячно в губернаторскую приёмную обращаются до двух тысяч человек  – по факсу, телефону, электронке, через почтовый ящик «Серого дома» и на личном приёме. За 2011 год в приёмную поступило более 12 тыс. обращений, которые обрабатывал штат из шести человек. Конечно, сотрудники приёмной становятся чаще всего посредниками. Роль «мага и волшебника» берёт на себя обычно минсоцзащиты Иркутской области. Часть обращений уходит в другие профильные министерства правительства. 

Срок для рассмотрения просьб и жалоб – месяц. «Положительно решаются  около 20% обращений. Ещё в 70% случаев даются разъяснения навроде: «Уважаемый Иван Иванович, вы стоите в очереди на жилье 3243-м. Согласно законодательству, вы получите квартиру, как только подойдёт ваша очередь», – сказала  Елена Сорокина.  На остальные 10% обращений, которые состоят из мнений, комментариев и реплик, приёмная губернатора сообщает, что приняла их «к сведению». Такой ответ получила, например, отправительница открытки со стихотворением, адресованным губернатору: «Не бойтесь говорить «люблю!» тем, кто вам дорог бесконечно! Ведь в этом мире мы не вечны – всегда на грани, на краю… Себя не бойтесь потерять, даря восторженность улыбок, и незначительность ошибок учитесь искренне  прощать».   

 Жириновский лично в руки

Елена Сорокина – опытный сотрудник приёмной. На её памяти кроме Мезенцева ещё  два губернатора – Тишанин и Есиповский. С уверенностью говорит, что сейчас люди стали гораздо чаще приходить к главе региона за помощью. В доказательство Сорокина выдаёт мне книгу с её собственной исследовательской статьёй. Действительно, с 2007 года количество обращений увеличилось  примерно на треть. «Доверие к губернатору возросло. Он ведь не просто губернатор, а ещё и председатель правительства Иркутской области. Он часто на виду, люди видят его активность, публичность, – рассуждает Сорокина. –  Вторая причина – появление Интернета, доступность связи. Теперь можно, не разбираясь, слать сообщения: мол, Дмитрий Фёдорович, отключили горячую воду, что делать? И ведь около 80% обращений по отоплению, по ЖКХ должны разрешаться на местах, а не на уровне области.  Однако при мэре подобной структуры нет. Вот и пишут нам».

Лично в руки губернатору попадают обращения, которые направляют администрация президента и депутаты Госдумы. «Очень бойко», говорят, пишет Жириновский. Глава области лично визирует такие обращения.  Иногда Мезенцева ловят в поездке и передают свои просьбы. Кроме прочего, два раза в месяц люди попадают  к губернатору на личные приёмы. Одно время чаще остальных приходили дольщики «Иннокентьевской слободы». 

Путин и дети 

«Посмотрите обязательно. Такое хорошее обращение пришло. Трогательное!» – увещевала меня Елена Сорокина уже перед выходом газеты. «Здравствуй, Дедушка Мороз! Меня зовут Мулинцев Андрей. Я живу в Ангарске, Иркутская область. Пожалуйста, подари мне на Новый год ноутбук (X52D) и, если сможешь, для моей сестры iPhone 4 (чёрный)», – гласит часть обращения, напечатанная на компьютере. Ничего, думаю, трогательно как. Дальше от руки подписано: «Я занимаюсь акробатикой. В 2010 году на первенстве России в Москве-Раменское занял 3-е место. Скоро буду мастером спорта». И уже совсем внизу: «Мне 11 лет». Всё встало на свои места. На конверте числится «Кремль», в обращении  – «Дед Мороз».  Как помочь ребёнку с ноутбуком и айфоном, в приёмной не знают, но верят, что найдутся добрые люди. Раньше ведь находились!

Случай, правда, к Новому году отношения не имел. Ещё летом девочка Таня Жигалова из посёлка Баяндай отправила в приёмную Путина письмо.  «Обнять и плакать» – реакция почти всех, кто его прочитал. «Здравствуйте, дядя Володя! Мой папа работает в Вашей партии, но живём мы очень бедно. В сентябре я пойду во второй класс. У меня нет компьютера. Хочу у вас попросить. У моего папы нет ног, поэтому он не может купить мне компьютер», – написала Таня,  добавив в конце «извините» вместо «до свидания».  Второкласснице не пришлось долго ждать – осенью ей вручили нетбук.  Фамилию депутата Заксобрания, который оплатил подарок, в приёмной называют шёпотом. То ли не хотят разглашать, то ли боятся сглазить. 

Обыкновенное чудо 

Массовое новогоднее пожелание, отправленное в иркутскую общественную приёмную В.В. Путина, – 500 билетов на ёлки для детей сотрудников Иркутской областной клинической больницы. «Хорошо, что директора театров пошли навстречу и дали часть билетов бесплатно или с большой скидкой, потому что отдельного бюджета на развлечения не предусмотрено», –  говорит помощник руководителя приёмной Елена Зубун. Сложнее дело обстоит с более дорогостоящими просьбами. «Здравствуйте. Я инвалид 1-й группы по зрению.  Получаю образование в институте математики, экономики и информатики ИГУ, – пишет студент. – В настоящее время для повышения профессиональной подготовки в данных сферах остро нуждаюсь в брайлевском дисплее и брайлевском принтере». Он добавил, что зрение потерял в 1997 году, живя в Усть-Илимске.  А чуть больше десяти лет назад переехал учиться в иркутскую школу-интернат № 8. «Мы посмотрели, сколько стоит такое оборудование. Четыре-пять тысяч долларов. Конечно, самим не под силу, – говорит Зубун. – А партийный фонд включается только тогда, когда речь заходит, например, о помощи больным, проведении операций. В целом мы ищем спонсоров, как любая другая общественная организация». 

Впрочем, Елена Зубун лукавит: в приёмную Путина, конечно, обращаются гораздо чаще, чем в «любую общественную организацию». За три года  работы пришло более 14 тыс. обращений. Сюда, как и к губернатору, идут будто в последнюю инстанцию. «Четверть всех просьб касаются обеспечения жильём. Ещё 15% обращений связаны с услугами ЖКХ, на социальные выплаты приходится 14%. Ещё по 6% занимают вопросы  здравоохранения, правоохранительных органов, труда и заработной платы», – говорится в отчётности приёмной. В преддверии праздников эти темы не меняются. Хотя, к примеру,  устройство в детсады, соцзащита, вопросы жилья и ЖКХ со временем становятся более популярными, а вот  проблемы науки, культуры, спорта и зарплат – менее. В целом статистика у путинской приёмной такая же, как у губернаторской: около 20% обращений «решается положительно». 

«Новогодние просьбы специально мы не отслеживали», – признаёт Елена Зубун. Запоминаются скорее неординарные обращения. Однажды в приёмную за помощью пришла женщина: у неё были проблемы с задолженностью по квартплате, а на работу не брали. При этом у неё 14 детей. «Глядя на стройную молодую женщину, сложно было в это поверить», – говорит Елена Зубун. Один из депутатов областного парламента настолько проникся историей матери-героини, что не только помог с решением проблем, но и пообещал съездить к Новому году поздравить её детей. «А если о личном, то раньше я по разным причинам никогда особенно не любила Новый год, – признаётся Елена Зубун. –  Но в прошлый раз праздник встретила в Париже. И тоже поверила в исполнение желаний». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры