Узнаваемое ретро
Иркутский ТЮЗ представил студенческую комедию
Иркутский театр юного зрителя под занавес уходящего года представил иркутскому зрителю новый премьерный спектакль по пьесе Александра Вампилова «Ярмарка». Это было первое название комедии, которая, как нам теперь кажется, должна была стать родоначальницей целого цикла (а может быть, и самостоятельного жанра) студенческой комедии.
Название «Ярмарка» было недолгим, и на широкие театральные подмостки пьеса пришла под более известным «Прощание в июне». Она в окончательном варианте осталась комедией, хотя, как и всё в драматургическом творчестве Александра Вампилова, начинаясь комедией, плавно и естественно переходит в драму, чтобы в ряде конфликтных ситуаций сюжета перерасти в трагедию. Таков масштаб таланта драматурга, который в любой из своих малочисленных пьес живописал человеческую комедию.
Прошло почти полвека с момента появления «Прощания в июне». Сегодня уже никого не удивит студенческое общежитие с вином, юношеской влюблённостью, стремлением к показной (а иногда и к ложной) романтике, мир нарождающихся предпринимателей и неумирающей взяточности, дуэльного утверждения справедливости и противоборства истинного чувства и карьерного роста. Впрочем, за пятьдесят лет увеличились человеческие возможности, объём потенциала и потребностей личностей. Сегодня сменилась, наверно, ценность получаемого диплома, когда любой документ можно приобрести по Интернету или в московских подземных переходах. Сегодня смешна сумма предложенной Золотуевым взятки и десять лет лагерей за это прегрешение: ныне ворочают миллионами и не считаются врагами народа. Да, широко шагало общество за эти годы, но, к сожалению, далеко не всегда к своему гражданскому и нравственному совершенству. И потому мы ещё раз отмечаем гениальный провидческий дар Александра Вампилова, который уже тогда, более полувека назад, предугадал возможности и источники человеческого оскудения.
Иркутский театр юного зрителя обращением к этой пьесе, естественно, предполагал не только показать современному зрителю, как жили их родители в столь далёкое время. Это было бы примитивно для театра и для драматурга. Театр справедливо устами нашего классика обозначил смысл неумирающих человеческих ценностей, святого юношеского братства, зарождающегося в студенческие годы, искренности человеческих чувств, которые невозможно выразить ни в денежном эквиваленте, ни в престижности карьерной лестницы.
Режиссёр Игорь Черкашин достаточно чутко отнёсся к драматическому материалу пьесы, он не стремился к сюжетным изменениям, которые бы приблизили и Вампилова и его, Черкашина, к дню сегодняшнему. Он, я полагаю, хотел представить студенческую эпоху далёкого времени и извечную проблему отцов и детей достаточно выпукло, рельефно и динамично, что, в принципе, ему и удалось. Единственно, мне кажется, излишне драматизировано всё действие и спектакль утратил ту ироническую лёгкость, которая свойственна комедиям Вампилова.
В центре спектакля яркая, разнохарактерная студенческая братия, которой по молодости всё было с руки: и гулянка без повода, и легкомысленное знакомство, и дуэльное выяснение отношений. И потому при всей своей бесшабашности всё-таки обаятелен вечный выпивоха Гомыра (Николай Кулебякин), сочувствие вызывает искренне стремящаяся разобраться в своих кавалерах Маша (Наталия Маламуд), запоминаются и Букин (Вадим Карионов) и Фролов (Евгений Старухин). В центре спектакля студент выпускного курса Колесов (Сергей Павлов) и дочка ректора Речникова – Таня (Анна Конончук). Они правдивы в изображении зарождающихся чувств, убедительно переживают родительское вмешательство и подмену человеческих ценностей и закономерно определяют нравственный и эстетический потенциал вампиловского спектакля.
Безусловно, важным для определения ценности и пьесы, и спектакля является триумвират взрослых, которые до некоторой степени представляют собой противоборствующие студенческой «вольнице» силы. И здесь все они – и ректор Речников, для которого собственное благополучие заслоняет интересы семьи (Вячеслав Степанов), и его жена, мужественно отстаивающая счастье и справедливость Колесова и дочери (Ольга Дефлер), и азартно озверевший в то время банальный спекулянт, а по нынешнему – предприниматель Золотуев (Николай Кабаков) – составляют органичный ансамбль спектакля. Не могу не отметить как всегда привлекательного Игорь Бялоуса в роли симпатичного милиционера.
Во многом вызывает отчуждение сценография спектакля, выстроенная из раскладных кроватей, которые, как бы их ни перемещали, отнюдь не способствуют оптимистическому настроению спектакля, не обозначают духа студенческого бытия. В спектакле по воле режиссёра и художника много условного, но это не может быть принято как творческая необходимость, это скорее финансовое удешевление его. Следовало бы также качественно улучшить звучание второй песни во втором действии.
Два дня не дожил Александр Вампилов до своего тридцатипятилетия, и вот уже мы стоим перед порогом его семидесятипятилетия. Огромное расстояние прошло, а кажется, что всё это было вчера. Или лучше – сегодня, потому что жив удивительный образ обаятельного нашего современника Саши Вампилова, потому что как будто сегодня написаны им все его пьесы. И сегодня широко открыты мировые театральные подмостки для всего вампиловского творчества. Как жаль, что театры это сделали сегодня, а не тогда, в теперь уже далёком вчера.