Держаться корней
Многие события отечественной истории выпадают из поля зрения общества
Многие народы в древности воспринимали историю как бесконечный цикл без эволюции и обновления. Календарь и прогресс появились только после того, как яркие события разорвали эту воображаемую бесконечность на «до» и «после». Если общество забывает свою историю, оно снова скатывается в бесконечный цикл без будущего и прошлого.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – сложная задача. Не столько естественной любви к малой родине, сколько уважения к государству и его истории. Проблема наслаивается на проблему: дети, конечно, не те, что 20 или 30 лет назад, у них всегда найдётся виртуальная реальность, более яркая, чем в учебниках истории, или занятие, предполагающее большую степень вовлечённости, чем выслушивание занудных лекций. Надо честно и откровенно признать, что Российская Федерация как государство, хотя бы теоретически заинтересованное в воспитании преданных ему граждан, катастрофически проигрывает сражение за умы юных россиян. Даже несмотря на то, что под эту задачу выделялись многомиллионные суммы из федерального бюджета и была разработана долгосрочная целевая программа.
Судите сами. В 2011 году мы должны были отметить 50-летие первого полёта человека в космос и 70-летие начала Великой Отечественной войны. На двух этих примерах советская система сумела воспитать несколько поколений граждан СССР, которые не только знали поимённо героев войны и конструкторов ракетных систем, но и строили свою личную биографию, хотя бы иногда сверяясь с подвигами предков. Что мы получили сегодня, какие массовые мероприятия, художественные и документальные фильмы, телепередачи, научные исследования и научно-популярные издания? Честный и достоверный ответ – никакие, если, конечно, не считать фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем–2: Цитадель». Если сопоставить бред и ужас, собранные в этом фильме, с реальной историей, а потом сравнить «творческий подход» Михалкова с изумительной дотошностью американцев (документальные врезки в фильмах «Пёрл-Харбор» или «Самый длинный день» невозможно отличить от постановочных кадров), то за отечественный кинематограф становится мучительно стыдно. А ведь перечисленные возможности были уже много десятилетий назад. Сейчас можно было дополнить старый набор советского агитпропа множеством новых технических приёмов, вплоть до создания компьютерных игр. Ничего не было сделано, кроме традиционной минуты молчания и стандартных траурных мероприятий 22 июня, на которые, кстати, по установившейся в РФ традиции пускали строго по спискам через полицейское оцепление.
Общество, кстати сказать, в какой-то своей части отреагировало на круглые даты активнее и интереснее, чем государственный аппарат федерального и регионального уровней. Во многих западных регионах состоялись инсценировки исторических сражений, проведённые местными клубами реконструкторов истории. В обширном списке открытых для любого зрителя «боёв» были и приграничные сражения лета 1941 года, и оборонительные бои осени, и – в небольших масштабах, но всё-таки – попытки реконструкции битвы под Москвой. Органы государственной власти тем временем спешно решали вопрос: какими словами лучше оправдать решение о передаче под жилую застройку исторического комплекса «Бородинское поле»? В это трудно поверить, но дважды заповедное место (на нём произошло не только великое сражение 1812 года, но и бои в 1941 году) уже отчасти застроено коттеджными посёлками. Часть земли всеми правдами и неправдами переведена в статус «земли поселений» и стоит в очереди на застройку, а в перспективе от знаменитого поля останутся лишь памятники на могилах павших воинов.
С историей космонавтики обошлись ещё жёстче: уже в декабре один из американских музеев сообщил, что открывается экспозиция, включающая всю историю мировой космонавтики – вплоть до скафандра, в котором Светлана Савицкая выходила в открытый космос. Сама Савицкая, правда, уверяет, что в лучшем случае у американцев мог быть скафандр, в котором она летала с Земли на научную станцию и обратно, скафандры для выхода слишком громоздки и на Землю не возвращаются. Но американцы утверждают, что приобрели артефакт у российского научно-производственного объединения, шившего скафандры на всех космонавтов. Так что, может быть, и не врут. Нашлись ведь в их авиационных музеях уникальные советские истребители времён Великой Отечественной, какие в наших музеях представлены только макетами в натуральную величину. А Министерство обороны утверждало, что никому никогда ничего не продавало… Рядовые граждане, принимающие историю страны ближе к сердцу, чем типовые чиновники, уже давно раскусили этот фокус, и два раритета, штурмовик «Ил-2» и истребитель «И-16», восстановленные аэроклубом из Новосибирска вплоть до показательных полётов, государству не достанутся никогда.
История не терпит пустоты
Пока государство жадничает, на смену воспоминаниям ветеранов и научным исследованиям масштаба «Истории второй мировой войны» приходят многочисленные альтернативные версии. Даже если не брать во внимание пикировку многочисленных сторонников Виктора Суворова и его не менее многочисленных оппонентов, в интернет-библиотеках и обычных книжных магазинах можно найти во множестве, превосходящем всякое воображение, сочинения о так называемых «попаданцах» – истории наших современников, каким-либо чудесным способом оказавшихся в 1930–1941 годах. Период выбран по очень простому принципу: есть время, чтобы исправить ошибки предвоенной политики, наставить на путь истинный советское руководство (от самого Сталина до конструкторов стрелкового оружия) и малой кровью, мощным встречным ударом, разгромить немецкую военную машину этак к лету 1943 года. Это может казаться смешным и наивным, но из-за своего количества и доступности такие сочинения уже вытесняют с полок книжных магазинов более качественную литературу, и шанс, что подрастающее поколение познакомится с историей войны не по Симонову или Бондареву, а по очередному чудотворцу из спецназа ВДВ, растёт с каждым днём.
Казалось бы, что тут такого? Многие поколения советских людей получили представление о гражданской войне не по научным трудам, а по фильмам о «красных дьяволятах» или, в лучшем случае, по «Хождению по мукам». Но разница есть: наряду с «дьяволятами» были учебники истории и другие, более выдержанные в идеологическом смысле произведения. Сейчас альтернативы «альтернативщикам» нет. Никто не формирует базу знаний, опираясь на которую можно относиться к разным вариантам толкования истории так, как они заслуживают, то есть к праздным развлечениям в стиле «а что было бы, если…?». Хуже того, многие периоды и события отечественной истории попросту выпадают из поля зрения общества, даже в том случае, если о них звонят во все колокола.
Яркий пример – только что отгремевший юбилей Иркутска. В некоторых магазинах издания, посвящённые этому событию, занимают целые стеллажи, но толп покупателей возле них не видно: горожане остались в целом равнодушны к исторической составляющей праздника. Если кто-то что-то и вспоминает, то это карнавал в июне и концерт в сентябре. Имена основателей, первых губернаторов, границы губернии на пике её территориального роста, роль Иркутска в истории страны в разные периоды, экономическое и социальное развитие, достижения местных учёных, писателей, исследователей – всё это прошло мимо внимания масс и в ближайшие десять лет уже не вспомнится.
Хотите – проверьте. Спросите любого подростка в возрасте от 10 до 17 лет, какие наглядные пособия (плакаты, портреты, карты, фотографии), посвящённые 350-летию Иркутска, он видел в своем учебном заведении. Ответы вас удивят: скорее всего, никакие. С имеющейся в городе научной и архивной базой издать десяток видов плакатов не составляло никакого труда. Но никому, видимо, и в голову не пришло, что таким примитивным способом можно оказывать воспитательное и информирующее воздействие на детей и подростков. В итоге кое-где можно найти весьма однообразные по сюжету самодельные плакаты в стиле «Любимый Иркутск – середина земли», и на этом точка. Если бы не памятник основателям города и восстановленные Московские ворота, вспомнить юбилей было бы практически нечем. Впрочем, о чём мы? Во многих школах вообще нет карт и любых других наглядных пособий по истории, какой там Иркутск с его юбилеем…
Надо же когда-то начинать
Наступающий 2012 год сулит нам много перспективных дат для исправления положения. С июня по декабрь хоть каждый месяц можно будет отмечать тем или иным способом 200-летие событий Отечественной войны 1812 года. От Иркутской губернии в этой войне участвовали около тысячи человек – почему бы, например, не издать книгу памяти с указанием всех или хотя бы части поимённо? Тем более что некоторые пошли на войну добровольно. Много белых пятен в истории Иркутского драгунского и Иркутского гусарского полков, но памятного знака заслуживают и тот и другой. Губерния была первой в Сибири по количеству собранных на содержание армии денег – почему бы не отметить и этот факт? И не кулуарно, научной конференцией на два десятка докторов и кандидатов наук, а так, чтобы каждый житель области узнал, осознал и запомнил. В марте 2012 года исполнится 70 лет Авиации дальнего действия, один из основных самолётов которой в первые годы войны, «Ер-2», на протяжении нескольких лет выпускали на авиационном заводе № 125 в Иркутске. Ни одного экземпляра этой непростой, но интересной машины, насколько известно, не сохранилось, тем интереснее было бы посмотреть хотя бы на модель этой машины. Да и всех остальных, выпускавшихся в Иркутске.
В марте же исполнится 100 лет знаменитому Ленскому расстрелу: в ходе забастовки тогда были убиты солдатами под командованием ротмистра Трещенкова от 170 до 250 рабочих, более 200 получили ранения. Казалось бы, к чему вспоминать события вековой давности? Но в нынешней ситуации, когда некоторые чересчур рьяные защитники существующего порядка вещей заявляют о готовности лично подавлять массовые мирные акции протеста, это будет совсем не лишним. Очень поучительно будет сопоставить слова тогдашнего министра внутренних дел, который заявил, выступая в Государственной Думе: «Так было, так будет!», со словами Иосифа Сталина, писавшего месяц спустя: «Ленские выстрелы разбили лёд молчания, и тронулась река народного движения». Одними из последствий расстрела стали отстранение компании «Лена Голдфилдс» от управления приисками и отказ от строительства железной дороги до Бодайбо. Так её до сих пор и не построили.
В декабре – если пропустить множество других интересных дат – исполнится 90 лет образования Союза Советских Социалистических Республик. Как ни крути, а современная Российская Федерация лишь по немногим параметрам превзошла достижения советского времени. Вспомнить, что было достигнуто, а главное – какими средствами и какую роль в тех достижениях сыграло правильное воспитание граждан, было бы совсем не лишним. Историю ведь недаром называют политикой, опрокинутой в прошлое, – сейчас, судя по происходящему вокруг важных исторических дат, у нас вовсе нет никакой политики.