издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Компромисс по-богучански

Законодательное Собрание Иркутской области и региональное правительство Иркутской области пришли к компромиссу в вопросе о переселении людей из зоны подтопления при заполнении водохранилища Богучанской ГЭС. Вместо жилищных сертификатов для переселенцев решено ввести социальные выплаты, сохранено право семей с приёмными детьми на дополнительную жилплощадь, а госпошлину на оформление прав собственности на жильё включили в расходы застройщика. Однако парламентарии полагают, что сложившуюся ситуацию с подготовкой ложа, которая «становится сложнее и сложнее», необходимо обсудить на отдельном заседании областного правительства.

Короткий процесс

Рассмотрение поправок к областному закону «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению», на принятии которых депутаты Законодательного Собрания настаивали  после июльской поездки в Усть-Илимский район, за последние два с половиной месяца неоднократно переносили. Например, в начале ноября министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Александр Орешков просил парламентариев отложить этот вопрос, поскольку «в ближайшие два-три дня» в Министерстве регионального развития РФ должны были определиться с финансированием работ, а перед первой декабрьской сессией его попросту не стали выносить на заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС. 

«За время между нашим последним разговором и сегодняшним в самом посёлке Кеуль произошло несколько событий», – рассказал председатель комитета Юрий Фалейчик на заседании 14 декабря. По его словам, к настоящему моменту «есть всё необходимое» для принятия поправок, «мало того, у нас многие позиции выверены в переговорном режиме». Так, «Ленгидропроект» завершил корректировку технического проекта станции, правда, директор ОГКУ «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» Алексей Коротнев заметил, что институт «ещё до конца не выдал том по переселению». Тем не менее начальник управления капитального строительства Иркутской области Павел Таюрский сообщил, что в ближайшее время все профильные ведомства согласуют проект. А 25 декабря его вместе с аналогичным документом по Красноярскому краю отправят на рассмотрение Главгосэкспертизы. На то, чтобы получить заключение ведомства, может уйти до трёх месяцев, но Орешков надеется, что процесс займёт меньше времени.

Конфликт вокруг пенобетона 

Между тем компания «Востсибстрой», которая по контракту строит жильё для переселенцев из зоны затопления, уже разметила площадки под дома в Братске и Усть-Илимске. Напомним, в этих городах запланировано строительство 50 и 269 квартир соответственно, ещё 110 квартир выделены в жилом комплексе «Луговое» под Иркутском. «Я их осмотрел, они огорожены, там проведена очистка территории и начинаются подготовительные работы по нулевому циклу», – заметил Таюрский. Однако у жителей Кеуля есть претензии к застройщику. Глава посёлка Николай Штанько напомнил, что изначально, когда необходимость переселения людей только обсуждалась, администрация Усть-Илимска предложила площадку в 100 га на правом берегу Ангары, в так называемом Новом городе, тогда как сейчас речь идёт об участке на левом берегу. «По сути дела предлагают строить на «деревяшках», с которых начиналось освоение города, это очень неудобное место», – подчеркнул он. 

Не устраивает жителей и предложенный проект, предполагающий строительство металлокаркасных домов. Если точнее, то люди настаивают на том, чтобы в качестве материала для стен использовались не сэндвич-панели, а пенобетон или кирпич. 

«Против того, что предложено в «Луговом», где использован пенобетон, никто не выступает, но если мы построим металлокаркасные дома со стенами из гипсоплит в Усть-Илимске, где есть масса качественного жилья на вторичном рынке, никто попросту не сможет их продать или обменять», – эмоционально заявил Штанько, видимо, разделяя возмущение жителей Кеуля. Последние, кстати, даже подготовили обращение к президенту РФ, в котором просят «понудить правительство Иркутской области пересмотреть проект». 

Однако дальше ЗС обращение не ушло, поскольку в правительстве готовы учесть это пожелание, а министр строительства и дорожного хозяйства даже считает, что людей ввели в заблуждение, и обещает, что «всё будет построено, как в «Луговом». 

«Кто будет осваивать эти 6,8 миллиарда рублей?»

Так или иначе, по словам Орешкова, из федерального бюджета поступил 581 млн. рублей, предназначенный на переселение жителей Кеуля и Невона, попадающих в зону подтопления (хотя на последней сессии депутаты ЗС в надежде на компенсацию из федеральной казны были вынуждены заложить в областном бюджете 581,7 млн. рублей, поскольку регион не смог предоставить необходимые для получения средств документы). В 2012 году область должна получить ещё 1,65 млрд. рублей, из которых 250 млн. рублей предназначены на переселение: только по предварительным расчётам необходимо построить ещё как минимум 84 квартиры. Однако в проектно-сметной документации, разработанной «Ленгидропроектом», стоимость всех работ, связанных с подготовкой ложа водохранилища БоГЭС, оценивается в 9,3 млрд. рублей. 

«Если 9 миллиардов в проекте, а суммарно на 11-12-й годы нам выделяют 2,2 миллиарда рублей, то кто будет осваивать 6,8 миллиарда? – поинтересовался председатель комитета по законодательству о природопользовании ЗС Юрий Фалейчик, как только эти данные были обнародованы. – И есть ли в составе проекта – а он должен быть – календарный график работ?» Впрочем, министр строительства и дорожного хозяйства обратил внимание на тот факт, что стоимость работ оценивается в 9,3 млрд. рублей с учётом налога на добавленную стоимость, тогда как без НДС цена составляет 7,871 млрд. рублей. В эту сумму входят 1,439 млрд. рублей на переселение людей и вынос строений из зоны затопления, 2,076 млрд. рублей – на транспортное освоение водохранилища, 2,563 млрд. рублей – на обеспечение сохранности объектов археологического наследия. Затраты на компенсацию потерь рыбохозяйств оцениваются в 625 млн. рублей, восстановление сельхозпроизводства в связи с отводом земель – 375 млн. рублей, строительство и переустройство дорог – 159 млн. рублей, санитарные мероприятия – 132 млн. рублей, лесоочистку – 62 млн. рублей, вынос сооружений связи – 26 млн. рублей. Часть расходов отнесена к разделу «Прочие». «Как   только у нас отработает комиссия [занимающаяся рассмотрением проекта] и появится итоговый документ, мы за подписью губернатора будем вынуждены обратиться к председателю правительства или, возможно, президенту для того, чтобы было определено участие федерального бюджета в этих затратах», – заключил Орешков. 

– Графика-то нет экспертизы? – поинтересовался депутат Валерий Лукин.

– Да нет графика, – бросил Фалейчик. 

Впрочем, министр заметил, что есть график подготовки ложа водохранилища, по которому на территории Иркутской области оно должно быть готово к 1 октября. Орешков добавил, что на последнем совещании в «РусГидро» речь шла о том, что наполнение водохранилища до первой отметки в 185 м начнётся в феврале, а до отметки в 208 м – в июле и завершится в декабре. Переселить людей из зоны затопления при этом необходимо до 1 июля.

Выплаты вместо сертификатов и квартиры на совести застройщика

Этим и объясняется спешка с принятием «сырого», по мнению парламентариев, закона о подготовке части территории Иркутской области к затоплению в июне нынешнего года. Его доработка застопорилась из-за того, что в региональном правительстве выступили против принятия предложенных позднее поправок, касавшихся отдельных аспектов переселения. Наиболее ожесточённые споры вызвала идея ввести сертификаты на получение жилья для переселенцев – такую меру предложила группа из пяти десятков  жителей Кеуля, когда в июле в посёлке побывала рабочая группа депутатов ЗС. Однако в Министерстве регионального развития выступили против такой инициативы, отказавшись выделять средства из федерального бюджета на её реализацию; в областном правительстве, в свою очередь, отказались тратить средства регионального бюджета. В результате был предложен компромиссный вариант: сертификаты в закон не включают – вместо них предусмотрена возможность социальных выплат по указу губернатора. «Если уж такое напряжение этот вопрос вызывает, возникло предложение, с одной стороны, согласиться с губернатором, – пояснил Фалейчик. – С другой стороны, мы предусмотрели возможность введения сертификатов в пожарном случае, если ситуация никак не решается, просто называем это социальной выплатой». 

Решено включить в закон поправку о том, что при переселении учитываются приёмные дети: на каждого из них выделяется по 6 кв. м жилплощади. Дело в том, что в Кеуле проживают 49 детей под опекой – по одному в 16 семьях, по двое – в 12 и по трое – в трёх семьях. У части из них (Фалейчик говорит об 11 детях, в обосновании к поправке указано 18) есть закреплённое за ними жильё, однако мэр Усть-Илимского района Виталий Хомяков подчеркнул, что речь в данном случае идёт о щитовых домиках в посёлке Кедровый, жители которого его покинули. Так что норму решено распространить на всех детей, находящихся под опекой. 

Разрешилась и коллизия с так называемыми «сложными семьями». Такой термин депутаты предложили, описывая ситуацию, когда дети, уже обзавёдшиеся своими семьями, продолжают жить с родителями. «Мы посмотрели закон и поняли, что возможность предоставлять им по две и более квартир есть, – подчеркнул председатель комитета по законодательству о природопользовании. – Настаивать на применении нормы по сложным семьям тоже нет необходимости, дирекция [по подготовке к затоплению ложа водохранилища 

БоГЭС] и так будет предоставлять по несколько помещений. Конечно, это останется на совести самой дирекции, разумно она это сделает или нет. Но сделать неразумно она и не сможет, ведь закон предполагает добровольность – пока строители не договорятся с людьми, ничего не будет».  Кстати, учреждение будет выдавать переселенцам уже оформленные в собственность квартиры, так что вопрос с компенсацией затрат на уплату госпошлины отпал сам собой. 

«Сложнее и сложнее»

Несмотря на то что компромисса в принятии закона, регламентирующего переселение жителей Кеуля и Невона, удалось добиться, ситуация с подготовкой ложа водохранилища, по словам Фалейчика, остаётся сложнейшей. «Чем дальше мы движемся, тем она сложнее и сложнее: вопросов накапливается всё больше, а сроки нам никто не продлевает, – резюмировал депутат. – Непонятно, как мы будем реализовывать весь проект, осваивать нигде не предусмотренные шесть с лишним миллиардов и выполнять весь комплекс работ по подготовке ложа». Поэтому, считает он, необходимо созвать отдельное заседание областного правительства, на котором нужно комплексно обсудить все проблемы. Решения, принятые на нём, можно было бы вынести на сессию в качестве ответа на депутатский запрос. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры