издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прописку свою не меняем

То, что Красноярский край относится к регионам Восточной Сибири, знают все. Но не каждый ведает, что редакция одной из старейших в России газет – «Красноярского рабочего» – расположена в Сибири Западной, поскольку Енисей разрезает огромную территорию на две части, а мы обитаем как раз на левом берегу.

Собственно, потому и университетские школы у сотрудников редакции разные. Многие учились на Урале, многие – в Иркутске, а есть и доморощенные, красноярские.

Это характерно не только для «Красноярского рабочего». Во всех местных СМИ картина схожая. Но коль каждый гордится своей альма-матер, я всегда бью себя в грудь и называюсь иркутянином. Так что, жители Иркутска, знайте: численность ваша гораздо больше, чем о том говорит сухая статистика.

В ИГУ имени А.А. Жданова советовал мне поступить Олег Пащенко, в то время ответственный секретарь «Красноярского комсомольца», а ныне – главный редактор вечно оппозиционной (в том числе и по отношению к себе) «Красноярской газеты». Сунул он свою визитку и велел показать её Лидии Владимировне Носановой, работавшей с «заушниками». Сразу, мол, успех будет обеспечен. В смысле успех поступления.

Но было у меня, молодого редактора курагинской районки, ещё одно напутствие – негласное. Долгие годы сотрудничал с газетой «Красноярский комсомолец», у руля её в то время стояла Людмила Ивановна Батынская. Это был непререкаемый авторитет в журналистике, и не только в местной. Публиковался я в «молодёжке» достаточно много, до того много, что Людмила Ивановна иногда на семинарах показывала на меня рукой, выделяя из толпы как известного ей (может быть, только ей) автора. Не скрою, становилось приятно. Толстенная папка печатных работ, в том числе и вырезки из «КК», помогли при поступлении в университет гораздо больше, чем визитка Пащенко. 

Годы заочной учёбы запомнились как постоянные переезды из Красноярска в Иркутск и обратно. В этом была своя романтика. Да и оторваться от работы, от дома и семьи, согласитесь, совсем не плохо.

Нас, красноярских, в ИГУ было немало. Как-то быстро сформировался ближайший круг друзей. Первым, с кем я побратался, стал фотокорреспондент лесосибирской газеты «Заря Енисея» Николай Иванович Лавренко. Бывший полярник, обладатель шикарной бороды, он производил впечатление не только на девушек, но и на всех прочих. Впечатление человека бывалого, чрезвычайно надёжного. Впрочем, именно таким он и был.

Вторым моим закадычным другом стал благодаря студенче-ству вертолётчик Александр Санин. Каким боком он, никогда не работавший в прессе, оказался в университете, не узнает, пожалуй, никто. Но сокурсникам он запомнился не столько шикарными знаниями теории и практики советской и зарубежной журналистики, сколько преследовавшим его рыбным запахом. Санька появлялся на сессии с рюкзаком, набитым солёно-вялено-копчёной северной рыбой, от чего страдали и преподаватели, и мы, друзья. Ну какая могла быть учёба, если все мысли – о «Жигулёвском» и «Бархатном» иркутского розлива?

Кстати, мы так и остались друзьями по жизни. Однажды даже втроём побывали в экспедиции в Саянах, в верховьях Большого Абакана, где обитает знаменитая таёжная отшельница Агафья Лыкова. Путешествие проходило под флагом «Красноярского рабочего», главным редактором которого я стал к тому времени.

Третий наш друг, Дмитрий Пирадов, был очень похож на профессора. По уровню знаний он профессором и был. С ним почтительно здоровались все преподаватели отделения журналистики, ставили ему непременно «отл.». А уж шпаргалкам, которые Дмитрий Борисович не только собственноручно изготавливал, но и которыми ещё щедро делился с нами, цены не было вообще.

Выходец из Грузии, многолетний житель Иркутска, Пирадов уже после окончания универа вдруг появился в Красноярске. Приехал сюда вслед за сыном-актёром на город посмотреть, да так на берегах Енисея и обосновался. Работал у меня главным редактором «Красноярской недели». Увы, не так долго. Потерял зрение, по-ехал на историческую родину – в Тбилиси, затосковал по Сибири, вернулся и вскоре тихо умер. Царство ему небесное.

Вспоминать готов и многих других однокурсников, да места, боюсь, не хватит. Мы переписываемся, перезваниваемся, обнимаемся при встречах. Но хотел бы сказать и о другом – о том, что жизнь порой сближает нас с теми, с кем и боялся сближаться.

Одним из таких людей был столп сибирской журналистики Геннадий Михайлович Бутаков. Помню, очень хотел, даже мечтал зайти к нему в «Восточно-Сибирскую правду», чтобы познакомиться. Но, признаюсь честно, коленки дрожали. Не решился даже предложить ему стать научным руководителем своей дипломной работы. 

А сегодня, так уж получилось, с гордостью называю Геннадия Михайловича своим другом. Бывали мы с ним в разных странах, пили у него знаменитейшую в узких кругах «кедровку», умело приготовленную верной спутницей Екатериной Михайловной. И сейчас, когда слышу в телефонной трубке «Старичок, как дела?», понимаю в любом состоянии: звонит Бутаков. Почётный гражданин Иркутска, которому надо бы присвоить ещё и почему-то не существующее пока звание «Почётный редактор России». Именно с него и начать.

В редакции «Красноярского рабочего» нас, выпускников ИГУ, сейчас четверо. Нина Селина помоталась по просторам России. 26 лет проработала в Магадане на областном радио, пройдя все ступени роста – от младшего до главного редактора. Причём радио, как и многое в её жизни, оказалось делом случая: когда молодая семья перебралась в Магадан, вакансий ни в одной из газет на тот момент не оказалось, а на радио нашлась. Как и многие северяне, приехала туда на три года, а задержалась… Но стартовала в журналистику Нина Селина именно в Красноярске, в газете «Красноярский комсомолец», куда пришла с лёгкой руки известного журналиста Золика Мильмана, тоже выпускника ИГУ. Считает, что ей очень повезло, ведь на тот момент в «молодёжке», которой, увы, теперь уже нет, работал очень сильный коллектив. Газетные корни оказались глубокими и крепкими, раз захотелось вернуться к ним. Сейчас Нина Селина заведует службой информации «Красноярского рабочего». 

Журналистская семья Рак тоже не забывает Иркутск до сих пор. Игорь Леонидович, коренной красноярец, в 1976 году поступил в ИГУ. Именно там он встретился со своей будущей женой, коренной иркутянкой Любой Баклушиной (сейчас – Любовь Анатольевна Рак). Их курс в истории отделения журналистики до сих пор вспоминают благодаря самодеятельному театру «Междометие», который был создан единомышленниками – Александром Клейном, Татьяной Тарасовой, Олегом Хрипуновым, Алексеем Одинцовым, Владимиром Митькиным, Альбиной Даниловой и многими другими.

Любовь Рак прошла путь от корреспондента до редактора газеты «Красноярский комсомолец», а потом долгое время была собственным корреспондентом газеты «Труд». Сейчас она руководит службой писем «Красноярского рабочего», являясь одновременно и главным редактором популярной газеты «Сибирские разносолы». Игорь остался верен одной газете – «Красноярскому рабочему», где служит уже более тридцати лет. Сейчас он первый заместитель главного редактора. Ну а их театральные пристрастия передались сыну Никите, он осуществил несколько интересных постановок в Красноярске, а сейчас учится и работает в Центре имени Мейерхольда в Москве.

Кто-то из мудрых преподавателей сказал как-то нам, первокурсникам: «Университет даст только одно – после его окончания вы будете не вправе говорить, мол, мы университетов не кончали». Это была шутка, но в каждой шутке… Мы действительно не можем говорить, что не оканчивали Иркутский имени Жданова, потому как гордимся им и по особому относимся к адресу своей студенческой прописки: улица Чкалова, 2.

Владимир ПАВЛОВСКИЙ, выпускник 1988 года, генеральный директор – главный редактор ИД «Красноярский рабочий»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры