Шестеро смелых
Шесть крупнейших управляющих компаний областного центра обвинили мэра Иркутска Виктора Кондрашова в нарушении принципов свободной конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. Соответствующее заявление компании направили в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области, сообщает информационное агентство «ФедералПресс». Поводом для жалобы стали публичные призывы главы городской администрации к горожанам при выборе управляющих компаний отдавать предпочтение муниципальным. Результаты расследования УФАС будут известны через месяц.
Крупные иркутские управляющие компании возмутились действиями градоначальника: в конце ноября Виктор Кондрашов по телевидению раскритиковал работу частных управляющих компаний и обратился к иркутянам с призывом выбирать муниципальные УК. В сообщении городской администрации говорилось, что ситуация на иркутском рынке услуг ЖКХ, по мнению мэра, «требует оперативного вмешательства городских властей». Основанием для этого названы многочисленные жалобы жителей на низкое качество обслуживания их домов, непрозрачность платежей за коммунальные услуги, невозможность добиться от управляющих компаний выполнения своих обязательств по договору. В качестве варианта решения проблемы мэр предложил создать ещё одну муниципальную управляющую компанию на базе МУП «ТЭСИ». Такая управляющая компания может появиться ориентировочно в первом квартале следующего года.
С заявлением в УФАС 1 декабря обратились Северное, Южное и Западное управления ЖКС, УК «Сибирская» и «Приморская». Как сообщил «СЭ» представитель антимонопольного органа, расследование будет проведено в течение месяца.
Эксперт по юридическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Анна Романенкова пояснила, что согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещено совершать любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. «Считаем, что высказывания мэра в эфире иркутских телекомпаний содержат действия, запрещённые этим законом, и могут повлечь наступление последствий в виде ограничения и недопущения конкуренции на рынке управления многоквартирными домами на территории Иркутска, а именно устранение с рынка управляющих компаний, не являющихся муниципальными», – добавила юрист.
Заместитель генерального директора ОАО «Северное управление ЖКС» Марина Кокорина подчеркнула, что городская администрация имеет возможность участвовать в работе крупных управляющих компаний, поскольку является их акционером: «25% акций Северного управления ЖКС принадлежат муниципалитету, мэрия имеет полный доступ к информации о деятельности компании, обладает правом созывать ревизионную комиссию, выносить различные вопросы на совет директоров. Однако со стороны городских властей не поступало обоснованных претензий по хозяйственной деятельности предприятия».
По словам руководителя УК «Сибирская» Альбины Лемешевской, контроль работы со стороны мэрии возможен и в отношении полностью частных управляющих компаний. «Более 60% обслуживаемого нами жилого фонда – это муниципальное жильё, неприватизированные квартиры. Эти дома были приняты нами в управление по результатам конкурса, проведённого администрацией Иркутска. Был подписан договор управления, который предусматривает возможность контроля нашей работы со стороны мэрии», – рассказала Альбина Лемешевская. Компания, отметила руководитель, отчитывается перед муниципалитетом по сбору платежей и порядку обслуживания домов на слушаниях в городской Думе, на заседаниях Высшего административного комитета.
Руководитель областной саморегулируемой организации «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек считает сферу ЖКХ «выгодной площадкой для политических игр». Жалобы на управляющие компании со стороны жителей не могут быть основополагающим аргументом, заявил эксперт. Михаил Дамешек предположил, что вопрос о качестве работы управляющих компаний поднят в первую очередь для отвлечения внимания от других проблем, существующих в Иркутске. Он также отметил, что иркутяне уже достаточно хорошо осведомлены о своих правах в отношении управляющих компаний.
Кроме того, специалисты считают, что перевод значительной части жилого фонда в управление вновь создаваемыми муниципальными УК может привести к тому, что Иркутск лишится финансирования Фонда содействия реформированию ЖКХ по программе капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно федеральному законодательству, получить средства из фонда могут только муниципалитеты, где не менее 75% жилого фонда управляется частными УК. Именно с целью получения госфинансирования предыдущей администрацией было принято решение продать частным инвесторам 75% акций муниципальных управляющих компаний. В результате, как отметил Михаил Дамешек, город получил из госбюджета порядка 1 млрд. рублей, направленных на комплексный капитальный ремонт зданий. Действие закона продлено до 2015 года, однако получение финансирования по этой программе теперь может оказаться под вопросом.
Между тем действия управляющих компаний не заставили Виктора Кондрашова изменить свою позицию, однако мэрия воздерживается от официальных комментариев, пока своё решение по этому вопросу не вынесет УФАС.