Вторая жизнь мусора
«Сибирский энергетик» выяснял мотивацию жителей городов Иркутской области, практикующих раздельный сбор мусора.
«Бумагу жалко – пропадёт же»
Проще всего, судя по результатам нашего экспресс-исследования, отсортировывать и сдавать макулатуру.
По наблюдениям приёмщиков ангарской фирмы «Сибронтек», макулатуру чаще всего сдают старушки-пенсионерки. Как правило, не только свою бумагу, но и собранные у соседей книжки-журналы-газеты. Просят приехать и забрать по 20–25 кг. Зато молодёжь и среднее поколение практически не обращаются – может, потому, что за кило макулатуры можно выручить всего 1 рубль 50 копеек, а может, «некогда заморачиваться».
Данные приёмщицы другой ангарской фирмы, «Авантаж», с этими наблюдениями несколько расходятся. Среди их клиентов довольно много молодых людей, расхламляющих квартиры накануне ремонта: такие привозят накопленное предыдущими поколениями добро сами. Есть и те, кто приносит бумагу из-за денег. «Для некоторых 1 рубль 70 копеек за килограмм хоть какая-то прибавка к бюджету», – уточняет наша собеседница. Как нам удалось выяснить, дороже всего макулатура стоит у базирующейся в Ленинском районе Иркутска фирме «ВтормаБайкал» – 2 рубля.
Экосознательность нередко овладевает людьми на работе. В «Авантаже» вспоминают двух худеньких девушек, которые недавно привезли аккуратно расфасованный по фирменным пакетам центнер использованной в офисе бумаги.
Копят макулатуру во многих иркутских офисах. Правда, сборщики готовы вывозить её только при накоплении ста и больше килограммов (у некоторых фирм «нижний предел» – 300 кг): приходится с кем-то кооперироваться или выделять место для хранения и накопления макулатуры в течение года и дольше. Ещё одна проблема – «привередливость» приёмщиков: так, какие-то фирмы не принимают «глянец», другие просят отдельно упаковывать картон.
Некоторые копят «домашнюю» макулатуру в гаражах: ждут, пока станет столько мешков, чтобы загрузить полный багажник и вывезти одним рейсом.
– Здесь вся бумага, которая оказывается ненужной: старая пресса, включая бесплатные рекламные газеты, которых всегда много, – говорит Александр. – Дома есть студент – от него достаточно бумаги. Я, будучи студентом и аспирантом, тоже много бумаги использовал. Другие отходы не собираю, поскольку пластик и стекло на свалке не гниют, а вот бумагу действительно жалко выбрасывать – пропадёт же. Просто какая-то бережливость нападает на меня и плюшкинизм. Там ведь сущие копейки за макулатуру дают, а всё равно не поднимается рука выбросить. И добра жалко.
По словам ангарчанки Натальи Рандиной, в школе № 53, где учатся её старшие дети, сбор макулатуры проводится ежегодно. «Так что мы уже четвёртый год складываем бумагу стопочками, связываем её и уносим в школу, – рассказывает она. – Раньше приходилось ждать конкретной даты, но теперь в школьной библиотеке макулатуру стали принимать постоянно. Так что по субботам, когда папа не работает, а дети учатся, он привозит их в школу вместе с очередной пачкой бумаги».
Пластик пластику рознь
Пара вполне обеспеченных людей, сдающих стеклотару, при опросе нашлась. А вот найти людей, собирающих и сдающих в переработку пластик, в нашем кратком исследовании не довелось.
Впрочем, был один отклик с небанальным взглядом на проблему:
– Хотя я эколог по образованию и сам на перерабатывающем предприятии занимаюсь именно переработкой пластмасс, от населения мы не принимаем сырьё: те виды
пластмасс, с которыми мы работаем, могут сдать только некоторые предприятия. У населения таких отходов нет. В будущем планируется расширять производство на переработку бытовых отходов, но есть опасения, что не сможем собирать достаточного количества вторсырья, поскольку культура переработки бытового мусора осталась где-то в Советском Союзе.
В Иркутске администрация города поставила недавно на улицах контейнеры «Пластик/стекло» для раздельного сбора. Но это – мёртвому припарки. Существуют десятки видов пластика, и складывать их в один контейнер «Пластик» – всё равно что сразу выбрасывать. Пластик в одной куче – это не отсортированные отходы, а просто мусор. Для людей это всё одно, а на производстве для каждого вида пластмассы нужна своя линия.
Вторая жизнь вещей
Генеральный директор ООО «Бизнес-технологии» Наталья Зюзина просит слушателей семинаров и тренингов не выбрасывать бутылки от воды, а оставить на столах. После каждого семинара она увозит их в детский сад – из поллитровых бутылок с обрезанными горлышками дети мастерят замечательные вазочки, декорируя их цветным пластилином, семенами или крупами. Материалом для детского творчества становятся и частично исписанные листы флип-чарта («блокнота» формата А1) – дети с удовольствием рисуют на чистой стороне.
Использование того, что на первый взгляд кажется мусором, для хэнд-мэйда – оживающий тренд. Например, в Ангарске ежегодно проходит выставка «Вторая жизнь вещей». Экспонаты выставки (а в её рамках проводится ещё и дефиле в «костюмах» из отходов) демонстрируют креативный подход школьников к использованию мусора – пластика, цветного полиэтилена, одноразовой тары.
Пищеотходы – в компост
Казалось бы, ну много ли в семье накапливается органики – очистков, объедков, чайной заварки? Наглядными они становятся, если в семье появляется заядлый садовод, начинающий копить до весны яичную скорлупу или высушивать спитой чай, чтобы удобрить родные шесть соток.
Сопредседатель «Байкальской экологической волны» Дженнифер Саттон собирает овощные пищевые отходы, чтобы превратить их в компост. Чтобы они не портились и не продуцировали насекомых, летом регулярно их вывозит. Зимой копит их не дома, а в гараже – там с ноября минусовая температура. Пакеты с пищевыми отходами в вёдрах и тазиках стоят до весны, потом их содержимое перекочёвывает в компостные ящики на даче.
Семья активистов движения «Мусора.Больше.Нет» Александра и Натальи Рандиных вот уже несколько лет дома складирует пищевые отходы в ведре с крышкой. Примерно раз в неделю – благо дача недалеко от города – содержимое вывозится в компостную кучу.
«Мои объёмы сборщикам неинтересны»
Эксперт Совета Европы, директор частного культурно-просветительского центра «Школа мира» Игорь Ливант несколько лет, живя в центре Иркутска, сортировал дома пластик, стекло, бумагу и металл. Для раздельного сбора сделал у входа в дом специальные резервуары с большими мешками. Общался с представителями администрации Правобережного округа – специалисты тамошнего отдела экологии обещали поддержку и даже собирались прислать к нему телевизионную съёмочную группу. Однако одно дело накопить разделённый мусор, и совсем другое – обеспечить его приём на вторпереработку. Второе Игорю Бениаминовичу не удалось:
– У меня были телефоны нескольких организаций, занимающихся вторсырьём. Одни сразу отказывались приезжать, узнав, сколько у меня банок или бутылок. Другие вроде бы обещали приехать, но не приезжали. Собирать раздельно, чтобы потом всё выбрасывать в общий мусорный контейнер, смысла не было. Так что пару недель назад я раздельный сбор мусора прекратил.
«Готовим проект. Надеемся на поддержку»
Контейнерная площадка ТОС «Рубин» на улице Жуковского, напротив бассейна «Изумруд», в Иркутске удивляет наличием пакетиков с отсортированным по фракциям мусором. Это – следствие экологического просвещения, которым с жителями окрестных домов занимается председатель ТОС Любовь Аликина:
– Сейчас жители наших домов вместе со студентами ИрГУПС организовали благотворительный сбор макулатуры. За вырученные от её сдачи деньги (возможно, что-то добавим) купим коляски для детей-инвалидов. Остальной мусор уже разделяем, но ещё отдельно не вывозим: всё упирается в деньги. Просить с наших пенсионерок дополнительные копейки на то, чтобы организовать вывоз и сдачу в переработку рассортированного мусора, язык не поворачивается. У нас есть задумка написать проект и получить поддержку из городского бюджета. Наше ТОС имеет статус юридического лица и уже может участвовать в конкурсах на получения грантов.
«Не поеду даже за деньги»
Инфраструктура для переработки нескольких видов мусора в регионе уже есть: например, большинство местных производителей туалетной бумаги «живут» на макулатуре. Люди, готовые сортировать мусор дома и пропагандировать необходимость такого подхода, тоже есть. Дело за «промежуточным звеном»: сделать так, чтобы этим людям было удобнее вторсырьё сдать, чем выбросить. И, пожалуй, многие присоединятся к мнению одной из проинтервьюированных мной бизнес-леди:
– Если я буду знать, что приём той же бумаги организован не в промзоне, не на задворках гаражного кооператива, не с 10 до 17, а там, где я регулярно прохожу, и в то время, которое мне, как работающему человеку, удобно, – я буду ее приносить «по пути» и сдавать бесплатно. А так, как её принимают сейчас, не поеду отдавать даже за деньги.