издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тимур Сагдеев: «Тофаларию надо развивать комплексно»

Депутат Законодательного Собрания от Нижнеудинского района Тимур Сагдеев оставил на контроле свой запрос к губернатору «О мерах государственной поддержки коренных малочисленных народов, проживающих в селе Алыгджер». Как отметил депутат при обсуждении вопроса на комитете по социально-культурному законодательству ЗС, в запросе говорилось о том, что селяне больше месяца осенью 2011 года прожили без электричества; затем свет дали, но это не единственная проблема, обозначенная в запросе. Ответ правительства Иркутской области о мерах поддержки коренных малочисленных народов, об экономическом развитии территории, о решении транспортных проблем пока депутата не устраивает. Тимур Сагдеев подчеркнул, что эти проблемы касаются не только поселка Алыгджер, но и других населенных пунктов Тофаларии, в которой проживают 1176 человек, причем не только коренное население – тофы, но и русские.

По мнению депутата, действующая в регионе программа по социальному развитию коренных малочисленных народов области на 2011-2013 годы неэффективна, и необходимо принять долгосрочную целевую программу экономического развития территории, а не только ее социальной поддержки. В министерстве экономического развития, труда, науки и высшей школы ответили, что сейчас такая программа разрабатывается. По словам заместителя мэра Нижнеудинского района по социальным вопросам Анатолия Козловского, люди, живущие в Тофаларии, просто отрезаны от мира — в магазинах нет достаточного количества необходимых продуктов, а количество рейсов авиатранспорта ограничено. Дороги, ведущие в поселке, примитивные и непроходимые для легкового транспорта. «Здесь проедет только «Урал», но мы же не можем, например, роженицу вести в больницу на «Урале»,- говорит Анатолий Козловский.

В советское время, напомнил заместитель мэра, в каждый поселок совершалось по два вертолетных рейса в день. Сейчас субсидию на транспортные расходы в основном тратят на завоз продуктов. Билет для населения в один конец стоит 6 тыс. рублей, поэтому люди месяцами не могут выехать. Летный час стоит 90 тыс. рублей, как отмечают в районе, цена растет, но размер дотации из года в год не меняется, 49 млн рублей на 2011 год – крайне мало. «Если человек умирает в больнице в Нижнеудинске, не можем его вывести, чтобы похоронить на родине – водители отказываются вести вместе с продуктами, а родственникам хочется, чтобы родной был похоронен дома, — рассказывает Анатолий Козловский. – А недавно был случай, что в тайге в 100 км от поселка умер 42-летний охотник. Причин смерти мы не знаем, возможно, криминал, но мы не можем привести прокуратуру на место преступления, чтобы во всем разобраться».

По словам Тимура Сагдеева, решать проблемы Тофаларии надо комплексно, и не только с помощью дотаций из областного бюджета. «Люди должны иметь возможность самостоятельно зарабатывать деньги, — подчеркнул депутат. – В поселковых магазинах должны быть не только долгохранящиеся продукты, но и фрукты, и другие, те, которые доступны другим жителям Иркутской области». Заместитель председателя правительства региона Валентина Вобликова признала, что действительно отсутствует межведомственное взаимодействие, и предложила создать рабочую группу для совместной разработки долгосрочной целевой программы. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова отметила, что к 2012 году программу принять не успеют, но вопрос увеличения финансирования поддержки для Тофаларии может быть пересмотрен при корректировке областного бюджета в 2012 году. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры