Первый ректор политеха
Этапы большого пути Анатолия Игошина
В Свердловском районе Иркутска есть улица имени Игошина, тысячи горожан живут на ней. Но далеко не всем известно о том, каким был этот человек, чем заслужил он такую честь и продолжается ли дело, которому он посвятил свою жизнь, в наши дни.
Факты биографии, как водится, скупо отслеживают лишь этапы его жизненного пути. Анатолий Андреевич Игошин из рабочей уральской семьи. Выпускник Уральского горного института, он в 1937 году получил диплом горного инженера-маркшейдера. До Великой Отечественной войны успел в родном вузе окончить аспирантуру и в грозный год её начала под руководством основоположника отечественной горной геометрии академика П.И. Соболевского защитил кандидатскую диссертацию.
Ну а в «грозовые сороковые», естественно, было не до науки. Урал стал промышленным тылом, облачившимся в солдатскую гимнастёрку, где ковалась наша победа. И молодой учёный, находясь на ответственной партийной работе, все силы отдавал тому, чтобы Урал жил в том же напряжении, в котором жила и боролась вся страна. Но эти годы были и временем становления его незаурядного организаторского таланта, впоследствии раскрывшегося полной мерой.
Встреча Анатолия Андреевича Игошина с Иркутском и, главное, с одним из его ведущих вузов – горно-металлургическим институтом – состоялась летом 1950 года. Он был назначен заместителем директора по учебной и научной работе. А спустя ещё полтора года стал его ректором. Эта дата, январь 1952-го, явилась опорной точкой их общей – института и его руководителя – судьбы. Судьбы, неразрывно связанной с индустриальным Приангарьем.
Планы первых послевоенных лет действительно были огромны. Дальнейшее развитие горнодобывающей промышленности; строительство завода горного оборудования; сооружение химического комбината в районе станции Китой; возведение гидролизного завода в Бирюсинске и прокладка железнодорожных магистралей Тайшет – Лена и Иркутск – Слюдянка. Всё это предполагаемое громадьё свершений так и осталось бы бумажными прожектами, если бы не молодые квалифицированные инженерные кадры, кузницей которых стал Иркутский горно-металлургический институт. На трёх его основных факультетах – горном, металлургическом и геологическом – благодаря энергии ректора открывались новые, крайне необходимые, востребованные жизнью специализации.
Анатолий Андреевич Игошин ходатайствует перед правительством о реорганизации вверенного ему вуза в высшее учебное заведение более широкого профиля – политехнический институт. Его усилия оправдались: в 1960-м в Иркутске появился политехнический институт. Почти одновременно благодаря энергии, увлечённости, таланту его ректора на левобережье Ангары начали прорисовываться силуэты Студгородка и его интеллектуального центра, окрещённого студентами политехом.
Имя Анатолия Андреевича Игошина неразрывно связано с развитием в нашем регионе высшей технической школы.
Несмотря на огромную административную нагрузку, он оставался прекрасным, вдумчивым педагогом. Кафедра маркшейдерского дела политехнического института (ныне – технического университета) была организована при его личном участии, воспитала и выпустила в большую жизнь тысячи умных, талантливых специалистов. Он руководил этой кафедрой в течение десяти лет, и сейчас именно на этой кафедре в память о нём – педагоге, организаторе, учёном – ежегодно проводятся Игошинские чтения.
Судьба не баловала Анатолия Андреевича. Он рано потерял отца, с юности познал нужду и привык работать не жалея себя. В огромном здании иркутского политеха окна его рабочего кабинета зажигались первыми и гасли последними. Об этом помнят многие вузовские сотрудники – ветераны коллектива. Ещё рассказывают, что он был прост в общении, сочетал в своём характере требовательность и любовь к порядку. И никогда не пользовался своим служебным положением, будь то очередь в кассу за зарплатой или служебный транспорт. Он был прекрасным администратором и настоящим хозяином, и сотрудники, особенно молодые, удивлялись: откуда ректор знает каждого по имени-отчеству?
Вот каким предстаёт Анатолий Андреевич Игошин в воспоминаниях его внучки Ольги Юрьевны Карелиной:
– У деда, несмотря на всю его занятость, всегда хватало времени на общение со мной. Помню стихи русских поэтов, особенно Пушкина, которые он читал мне по памяти перед сном. Помню долгие прогулки по дорожкам вокруг института, когда можно было совмещать приятное с полезным. Только теперь, спустя годы, я поняла, что это был его ежедневный обязательный обход территории, принадлежащей институту. По возможности он старался приобщать меня к культуре: брал с собой в театры и на концерты. Неизгладимое впечатление всегда оставляли смотры институтской художественной самодеятельности, проходившие в актовом зале. Приходится только удивляться, как у деда на всё хватало времени.
У нас дома бывали самые разные гости. Моя бабушка, Анна Ивановна, была радушной хлебосольной хозяйкой. В самых непредвиденных ситуациях она могла накрыть стол и развеселить гостей. Анатолий Андреевич всегда для каждого находил нужные слова. Я никогда не слышала в его голосе раздражения – он спокойно и доказательно умел отстаивать свою точку зрения, опираясь на энциклопедические знания и свой высокий интеллект. А ещё дед был настоящим интернационалистом, уделял большое внимание развитию международных связей. Долгое время возглавлял правление Иркутского отделения Общества советско-монгольской дружбы и до конца дней являлся председателем президиума правления Иркутского отделения Всесоюзного общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами.
Мой дед был человеком многогранным и разносторонним. Он не только руководил одним из самых крупных вузов Восточной Сибири, но и талантливо обучал студентов своей специальности – маркшейдерскому делу. А ещё он очень любил и берёг природу. Помню, когда решался вопрос о спортивно-оздоровительном студенческом лагере на 17-м километре Байкальского тракта, он с единомышленниками много ездил, прежде чем остановил свой выбор именно на этом месте. В то время не дозволялось рубить деревья диаметром более 10 сантиметров, и он неукоснительно следовал этому правилу. Самым любимым местом отдыха для него был именно этот небольшой участок в лесу, который, смею думать, хранит память о моём деде.
Он умер после очередной тяжёлой операции. Предвидя свою кончину, написал родственникам и сотрудникам института прощальное письмо. Оно хранится в музее истории Иркутского технического университета. У меня взрослая дочь, и она с раннего детства знает, кем был её замечательный прадед, какие дела он совершил в своей жизни.
Спасибо всем, кто помнит Анатолия Андреевича Игошина, ибо нет лучшего памятника ушедшему человеку, чем память о нём ныне живущих…
Вместо послесловия. 10 октября 1979 года память об Анатолии Андреевиче Игошине увековечена названием улицы его имени. На доме №10, в котором он жил, появилась мемориальная доска. Его заслуги отмечены многими правительственными наградами. Но есть ещё один уникальный памятник – это сам Иркутский технический университет, один из крупнейших вузов России, готовящий специалистов по 45 специальностям, востребованным жизнью, с вечерним факультетом в Черемхове, учебными пунктами в Железногорске-Илимском, Усть-Куте, с филиалами в Ангарске, Братске и Чите, которые в настоящее время выделены в самостоятельные технические вузы.
Сегодня в Иркутском техническом университете обучаются более 20 тысяч студентов. Это и есть реальное воплощение всех чаяний, которыми жил Анатолий Андреевич Игошин.