Танцевать искренне призывает хореограф-постановщик из Риги Ольга Жилтухина
В последние годы в разноязыковом пространстве хореография становится самым понятным средством драматургического общения артистов и зрителей. Поэтому школы и фестивали современной хореографии во всём мире завоёвывают всё большую популярность. В Сибири фестиваль современного танца «Айседора» несколько лет имеет статус международного. В Красноярск ежегодно приезжают известные и начинающие танцевальные коллективы, для которых современная пластика является адекватным и гармоничным способом самовыражения. Кроме гран-при, дипломов лауреатов и специальных призов, «Айседора» дарит артистам возможность обмена идеями и даже гастролями.
На фестивале в Красноярске познакомились постановщик танцев Иркутского регионального колледжа педагогического образования Артём Бизимов и художественный руководитель театра современного танца из Риги Ольга Жилтухина. Так одна из обычных осенних недель в Иркутске стала праздником современной хореографии на камерной сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова и на концертных площадках регионального колледжа педагогического образования.
Для студентов колледжа гости провели вечер танцпогружения. Ольга, которую в Иркутске многие спрашивали о сибирских корнях, хорошо понимает различие ментальностей западного и восточного человека. В её спектакле «И опять о том же», привезённом в столицу Прибайкалья, хореографический разговор посвящён дружбе, любви, взаимоотношениям людей разного пола, возраста, социального положения. Только многим зрителям показалось, что западное прочтение, в отличие от русского «нараспашку» и «от души», отличается сдержанностью, неуверенностью и даже робостью. Поиск контакта, не говоря о взаимопонимании, происходит в спектакле на ощупь, вслепую, часто без видимой надежды. Зато обретение партнёра становится и радостью, и недоумением: а тот ли рядом, кто нужен?
На вопросы о разности культур Ольга Жилтухина уже после спектакля отвечала, что в посёлке Бохан Иркутской области родилась её мама, уехавшая с родителями совсем маленькой в Латвию. Возможно, генетическая связь мамы – чемпионки страны по спортивной гимнастике, а затем её дочери с сибирской землёй не обрывалась. В России Ольга и выступает, и даже преподаёт. Хотя географически Запад ближе. К тому же зритель в Европе больше адаптирован к такому танцующему театру.
— Как я недавно выяснила, мне нравится преподавать на русском языке, — рассказала Ольга иркутским студентам. — Ясно, что такой возможности в Риге нет. Когда часть жизни прожита на латышском языке, интересно посмотреть на мир с точки зрения другого языка. Я верю, что, когда ты говоришь на одном языке, ты – один человек, а на другом – другой. Первый раз я это почувствовала в Красноярске на фестивале «Айседора», когда меня официально пригласили преподавать на русском. Я читала много книг на русском, очень много говорила, практиковалась. Однако когда случается всплеск эмоций в работе, творчестве, то русские слова забываются, теряется профессиональная терминология. Всё это сложно, но именно поэтому очень интересно.
В Сибирь Ольга приехала в компании профессиональных танцоров. Все они не только артисты, но и преподаватели современной хореографии. Сама Ольга Жилтухина преподаёт в Рижском хорео-графическом училище и академии культуры. «Латвия – страна маленькая, почти все люди, которые занимаются современной хореографией, прошли через меня», – говорит она.
– Сначала в Красноярске, а теперь в Иркутске я увидела, что русские студенты очень эмоциональны и не могут держать эмоции в себе, – поделилась она своими наблюдениями. – Это неплохо, но для того, чтобы их выплеснуть, важно дождаться подходящего момента. Молодёжь хочет проявить себя сразу. Часто люди торопятся некстати.