издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Чудныя открытия на Солнце, Луне и Планетах»

«Королевская астрономия» Апиана, «Разговоры о множестве миров» Фонтенелла – их выносят на свет из редкого фонда научной библиотеки ИГУ по особым случаям. Во вторник как раз был такой – 80-летие астрономической обсерватории госуниверситета. Можно было потрогать раскладные карты, прикоснуться к подвижным астрономическим таблицам, вклеенным прямо в книгу. Это даже не книги – это старинные произведения искусства. На «Руководстве к астрономии» 1831 года обнаружился штамп – «Библиотека И.Н. Язева». Даже внук Ивана Наумовича директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев не знал, что такая книга хранится в редком фонде.

Редкий фонд открыли всего на один день специально для учёных, собравшихся на 80-летие астрономической обсерватории ИГУ. Если книге присваивается статус памятника федерального и мирового значения, значит, она того стоит. «Это раритеты, которые сохранились в очень немногих российских библиотеках», – говорит заведующая отделом книговедения и культурно-исторического просвещения библиотеки ИГУ Вера Пешкова.

«Отобрать и прислать в Синод»

Она берёт в руки старенькую книжку. «Разговоры о множестве миров» («Entretiens sur la pluralitй des mondes») – очень редкое издание первой половины 18 века. Первая популярная книга по астрономии была выпущена в 1730 году секретарём Парижской академии наук господином Фонтенеллом, знаменитым популяризатором науки. Фонтенелл в общедоступной форме рассказывает о строении Вселенной, опираясь на учение Коперника. Книга написана лёгким языком в форме диалога под открытым небом между учёным и маркизой. В библиотеке ИГУ хранится русское издание 1740 года, перевод сделал известный сатирик князь Антиох Кантемир. Это был его первый опыт литературного перевода. За издание книги ратовал Михаил Ломоносов. Через 15 лет после выхода она была запрещена церковью как «противная нравственности». Все найденные книги  предписывалось «отобрать и прислать в Синод». Академии наук запрещалось печатать «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном».  

Астрономам показали «Грамматику философических наук, или Краткое разобрание новейшей философии» Мартина Бенджамина. На титульном листе значится: «Изданная на аглицком языке г. Вениямином Мартином, а с онаго переведена на французский, с французскаго же преложена на российской Павлом Бланком». Книга 1796 года. Вторая её часть содержит сведения о космологии, уранологии, селенографии, планстографии, астрографии. В книге «объясняются природа, свойства и качества всех тел столько, сколько до сих пор открыто, касательно до сей материи». «Чувствуете, как всё изменилось? Планстография, к примеру, это учение о планетах, – говорит Вера Пешкова. – Когда читаешь, понимаешь, какой была астрономия в 18 веке. Это издание необычно тем, что материал подаётся в форме вопросов и ответов». Например, телескоп описывается как прибор, с помощью которого «Астрономы и Философы сделали чудныя открытия на Солнце, Луне и Планетах». А вот как художники 19 века представляли себе полное солнечное затмение 1831 года, миражи в Абиссинии и северное сияние в Норвегии, можно увидеть в «Атласе к учебнику космической физики» доктора Мюллера, изданном в Санкт-Петербурге в 1860 году. Он содержит 29 таблиц, служивших наглядным пособием к курсу космической физики.

В редком фонде хранится книга известного российского астронома Дмитрия Перевощикова «Руководство к астрономии», второе издание, вышедшее в Москве в 1831 году. На ней стоит личный штамп библиотеки Ивана Язева, дедушки директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева. «Книга эта в семье по неизвестной причине не осталась, – рассказывает Вера Пешкова. – В нашей библиотеке хранится несколько книг с личным штампом Ивана Язева. Сам Сергей Артурович был удивлён, увидев их впервые». «Я действительно не знал, что эти книги хранятся здесь, – сказал Сергей Язев. – Судьба их мне неизвестна, вероятно, Иван Наумович сделал библиотеке такой подарок. После того как его не стало, сестра моего отца увезла часть библиотеки деда в Новосибирск, в основном художественную литературу. Научная хранится в Иркутске. У меня лично есть несколько книг со штампами деда, ещё часть – в библиотеке обсерватории ИГУ, в которой около 10 тысяч изданий на сегодняшний день».  

«А к нам многие книги попали из Иркутской духовной семинарии, – говорит Вера Пешкова. – Там хранилась очень ценная научная литература, её привозили в Иркутск первые епископы, многое было сконцентрировано в дореволюционных учебных заведениях. В 1918 году, когда открылся университет, библиотечный фонд был национализирован и передан ИГУ».

Вращающиеся диски Апиана

Книга с дарственной надписью была очень дорога Ивану Язеву, он всю жизнь отстаивал свою гипотезу: на движение полюса Земли влияют космические силы

К стенду с книгами невозможно было пробиться. Все хотели посмотреть одну книгу – «Королевскую астрономию» Апиана. Апиан Петер, немецкий географ, астроном, механик, картограф, выпустил эту книгу в Ингольштадте в 1540 году. «Пожалуйста, вдумайтесь в эту цифру! – говорит Вера Пешкова. – Это памятник книгопечатания 16 века, признанный астрономический шедевр, за который Апиан получил в подарок от императора Карла V три тысячи ливров золотом. Карта Апиана построена так, что Северное полушарие не отделено от Южного. (Таким образом воспроизводится всё небо, видимое с территории Европы.) Главное достоинство труда – это точно рассчитанные движения планет вокруг Солнца по отношению к Земле. Его труд пришёлся на время, когда геоцентрическая теория уже отживала свой век, целое мировоззрение уходило, на смену ему шло учение Коперника». По словам Веры Пешковой, первоисточник, с которого были сделаны копии, сейчас хранится в Баварской национальной библиотеке. В середине 20 века с него сделали 500 факсимильных изданий. Книги разошлись по всем странам мира. Несколько из них направили в крупнейшие библиотеки СССР. Сейчас факсимильный фолиант, к примеру, можно увидеть в научной библиотеке Эрмитажа. Номер 453 оказался в научной библиотеке ИГУ. В 1969 году, когда книгу привезли в Иркутск, она стоила 195 рублей.  А в 1998 году на аукционе Сотби одна из сохранившихся со времён Апиана книг была продана за 442500 долларов. 

Факсимильное издание в точности воспроизводит оригинал. Фолиант издан с великолепными гравюрами и вклеенными подвижными таблицами для расчётов – в своё время таблицы и вращающиеся диски были прорывом, так как избавили учёных от утомительных математических расчётов. «Сохранены все цвета, даже пометы, какие-то пятна на страницах первоисточника, воспроизвели золотой обрез, бумага изготовлялась по специальным старинным рецептам, все клише и штампы выполнены по старым технологиям», – говорит Вера Пешкова. Гравюры и таблицы были в своё время напечатаны в чёрно-белом варианте, а потом раскрашены вручную.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры