издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ищу попутчика

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Иркутяне начали самостоятельно решать транспортные проблемы. На одном из популярных интернет-ресурсов города появился сервис по поиску попутчиков. Как оказалось, идею разработчикам подкинула женщина-библиотекарь, которая пять месяцев назад впервые села за руль. Сегодня там уже несколько сотен объявлений: с их помощью те, у кого есть машина, ищут себе компаньонов для поездок, а все остальные – тех, кто, наоборот, готов их подвезти. Инициатива оказалась востребованной: сейчас ежедневно сайт насчитывает 1,5–2 тысячи просмотров страниц. «Иркутский репортёр» решил выяснить, почему люди вдруг начали активно подвозить друг друга.

Час пик

Не только жители отдалённых районов Иркутска сегодня испытывают проблемы с тем, чтобы доехать из одной точки города в другую. «Я каждый день выхожу на работу за полтора часа, хотя живу практически в центре Иркутска», – рассказывает типичную для многих историю Светлана, которой приходится ездить с «Баргузина» до масложиркомбината. На дорогу помимо времени она ежедневно тратит 48 рублей и кучу нервов, так как ездить приходится в час пик и с пересадками. И в этом смысле плачевность транспортной ситуации в  городе для Светланы очевидна.

Ещё сложнее сегодня жителям новых районов на окраинах Иркутска. «Трудно добраться из микрорайона Берёзовый. Проблема с маршрутками», – рассказывает Ольга. «Очень надоело ездить в общественном транспорте. Путь обратно занимает больше часа», – в том же тоне говорит Максим, которому ежедневно приходится добираться с Синюшиной горы до микрорайона Солнечный. Ещё больше недовольства у жителей Ангарска и Шелехова, которые постоянно приезжают на работу или учёбу в Иркутск, а также у мам, вынужденных возить детей в школу или детский сад на такси. И этот список можно продолжить.

Тем временем, пока одни пытаются найти альтернативу передвижению на маршрутках и автобусах, некоторые автовладельцы всерьёз задумались о том, как сэкономить на бензине. «Каждое утро вожу жену с ребёнком в детский сад», – рассказывает Алексей, который вместе с семьёй живёт в Хомутово и утром и вечером регулярно ездит в Иркутск. Разделить с кем-нибудь свои расходы на бензин он совсем не против. Похожая история у Александра, который ежедневно курсирует между Иркутском и Ангарском. Заправляться, по его словам, приходится в среднем раз в неделю, на что уходит около 1,5 тыс. рублей. Впрочем, ездить в одиночку не только дорого, но и скучно, а потому он не отказался бы от компании. В середине ноября Александр оставил объявление, что ищет попутчиков. «Несколько человек откликнулись. А иногда просто подъезжаю на остановку, там народ стоит, мёрзнет, ждёт автобуса. Вот и предлагаю довезти. Плата за проезд такая же, как в обычном транспорте от Ангарска до Иркутска, – 70 рублей», – говорит он. 

«Это не такси»

Хотя ничего нового в том, чтобы подбросить кого-то до работы и обратно, нет, появление сервиса по поиску попутчиков неожиданно стало событием. Опытом иркутян уже заинтересовался один из федеральных каналов. Растёт интерес и со стороны жителей города. Сегодня в разделе «Ищу попутчика» интернет-портала IRK.ru зарегистрировано уже почти 500 человек. Причём бесколёсных иркутян там явно больше, чем тех, у кого есть личное авто.

По словам главного редактора сайта Анны Сурковой, идея создания нового сервиса принадлежит самим иркутянам. «Мы знаем, что подобный опыт есть в других российских городах и западных странах, но широко он там не применяется. В Европе и США, например, просто не так остра транспортная проблема, плюс люди там более трепетно относятся к своему «личному пространству». Хотя в той же Америке даже есть специальные полосы для водителей, которые перевозят более двух пассажиров. В российских городах-миллионниках проблема отчасти снимается за счёт того, что почти везде есть метро. Кроме того, в большом городе чисто психологически сложнее искать попутчиков. А у нас тут многие друг друга знают», – рассказывает она.

Самое интересное, что у иркутского сервиса по поиску попутчиков есть совершенно конкретный автор. Вопреки предположениям «Иркутского репортёра», что это матёрый автомобилист со стажем, им оказалась сотрудница библиотеки Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) Лидия Капутская. По её словам, за рулём она всего пять месяцев и ездит по городу на небольшой дамской малолитражке. Впрочем, как раз поэтому, предупреждает она, водит машину очень аккуратно. 

– При этом я хорошо понимаю людей, которые вынуждены стоять на остановках, мёрзнуть, пребывать в пробках в переполненных автобусах, потому что сама до недавнего времени так передвигалась по городу, – объясняет собеседница «Иркутского репортёра».

Впервые довезти кого-нибудь, после того как села за руль, она предложила в конце августа этого года. «Понятно было, что впереди осень, в город возвращаются студенты, и добираться скоро станет намного сложнее, – рассказывает Лидия Капутская. – Поэтому в одной из веток форума я написала, что могу брать с собой ещё несколько пассажиров, и оставила свои контакты». Предложение, по её словам, восприняли неоднозначно. Кто-то сказал: «Хорошая идея», кто-то отнёсся скептически. Правда, следом посыпались новые предложения от других людей. «Одним словом, идея давно витала в воздухе. Людям просто нужно было дать толчок», – говорит она.

Не остановило людей даже то, что обычно пугало многих – сесть в машину к незнакомому человеку. «Конечно, с первым попавшимся водителем я не поеду. Но, думаю, на сайте оставляют объявления нормальные люди, которые зашли сюда по делу», – размышляет Светлана, которая пытается найти попутчика, чтобы ездить от «Баргузина» до масложиркомбината без пересадок. Платить за более комфортный проезд она, как и большинство форумчан, готова.

– Конечно, это вряд ли станет альтернативой общественному транспорту. Но кому-то это действительно может сделать жизнь проще. И надо понимать, что это не такси. Люди просто подвозят друг друга, потому что им по пути, – говорит Лидия Капутская. Кроме того, она считает, что такая взаимопомощь помогает поменять устоявшееся мнение о том, что население равнодушно к проблемам друг друга. «Вокруг очень много добрых людей. Недавно ехала в Саянск, пробила шину. Стою на краю дороги, думала, никто не остановится. Ведь нет – остановились, помогли», – рассказывает она.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры