Рынок ждёт «дореформирования»
Российские энергетики находятся в поиске инструментов инвестирования отрасли
22 ноября в Москве начал работу международный форум Института Адама Смита «Российская электроэнергетика: финансирование и инвестиции». Его участники обсуждали вопросы финансирования инфраструктуры электроэнергетики, включая методологию определения уровня рисков и их оценки в проектах финансирования модернизации и реконструкции энергетического сектора с использованием различных финансовых и инвестиционных механизмов.
Определённым буфером может стать инвестирование в энергетические проекты финансовых институтов, несущих в себе социальную составляющую (пенсионных фондов). Стимулировать приток инвестиций в строительство мощностей может развитие концессионных проектов. В секторе передачи электроэнергии возможности проектного финансирования, а также инвестиционной привлекательности реализации проектов будут во многом зависеть от тарифной политики государства, заметил один из экспертов. По словам руководителя Программы развития возобновляемых источников энергии в России МФК Патрика Виллемса, двумя основными сложностями, которые сдерживают финансирование в российскую электроэнергетику, являются недостаточные для развития тарифы и отсутствие желания у части организаций к изменению сложившейся ситуации, передаёт INFOLine.
Процент несвободы
Вместо полной либерализации энергорынка, обещанной инвесторам с 2011 года, государство принялось вручную регулировать систему: рынок по факту свободен лишь на 35%, плюс правительство в феврале начало бороться с ростом цен на электричество и переписывать правила. Энергетики стали терять прибыль, резать инвестпрограммы, пишут Vedomosti.ru .
За 10 месяцев картина не изменилась. «Рынка у нас на опте как такового нет, – цитируют Vedomosti.ru заместителя исполнительного директора «КЭС-холдинга» Андрея Буренина. – Тепловые генераторы сидят в жёстком контроле». Если бы о госрегулировании объявили открыто, был бы понятен ответственный, продолжал он: «А теперь, если возникают проблемы, виноваты те, кого регулируют». Но цены высоки не из-за генераторов, объяснял председатель наблюдательного совета НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии» Михаил Слободин: «Сегодня оптовая цена, которую получают российские генераторы, является одной из самых низких по сравнению с европейскими странами (менее 30 евро за 1 МВт-ч)». При этом крупные потребители платят около 50 евро за
1 МВт-ч – и разрыв между тем, что платят потребители и получает генератор, постоянно растёт, отмечал Слободин, прогнозируя, что «будет только хуже». Причина – в необходимости оплачивать резерв из простаивающих станций, высоких сетевых тарифах и – в меньшей степени – сбытовых надбавках.
Власти попытались найти выход. «Дореформированием» занимаются НП «Совет рынка» и рабочая группа под руководством автора первой реформы топ-менеджера Роснано Юрия Удальцова. Обе группы предлагают перейти на одноставочный тариф (сейчас оплачиваются отдельно электроэнергия и мощность). Идея в целом нравится потребителям, а вот производители электроэнергии – за доработку нынешней модели, пишут Vedomosti.ru. Двуставочный тариф явно более интересен, отмечает первый заместитель гендиректора «Фортума» Сергей Чижов, плюс группа Удальцова «фактически устранилась» от решения проблем тепловой генерации. По мнению Чижова, если сейчас не сделать реальных шагов, это «аукнется авариями».
Никто не ждёт решений раньше выборов в марте 2012 года. «Сейчас существуют предвыборные явления, приятно или нет, это так. Должны произойти некоторые изменения, после марта посмотрим», – надеется председатель совета директоров «Энел ОГК-5» Доминик Фаш, отмечая, что отрасли не хватает сильного регулятора.
В зоне риска
Участники форума уделили оценке рисков, которые несут стороны в процессе реализации инвестпроектов в электроэнергетике современной России. «Если у вас есть риски и вы в них не разобрались, они будут стоить вам очень дорого», – цитирует INFOLine старшего советника по инвестициям МФК Дениса Кларка. Учитывая наличие различных рисков, успешность финансирования во многом определяется умением определить риски и способы их минимизации, в том числе путём их переноса на других участников и страхования.
По словам Дениса Кларка, риски должна аккумулировать та сторона, которая способна ими управлять лучше, чем другие стороны договорных отношений. Такой подход в прединвестиционном аудите помогает снизить риски проектного финансирования.
Распространённой практикой является перенос рисков на генерального подрядчика, который обычно выступает в консорциуме с проектировщиком, поставщиками и субподрядчиками, констатировали участники форума. Тремя составляющими риска выступают финансовая, юридическая и техническая. Последнюю подробно охарактеризовал глава управления индустриальных проектов SGS Vostok Ltd Александр Вартомо. «Не представляю себе, как генеральный подрядчик возместит год задержки ввода мощности», – отметил он, предлагая для минимизации рисков включение агентства по управлению рисками и оценке соответствия в процесс реализации проектов на самых ранних стадиях. Управление рисками должно осуществляться на каждом этапе реализации проекта: при проектировании, транспортировке, на месте строительства и месте производства.
Проектный подход пока ещё не получил такого распространения в российской генерации, как в зарубежных компаниях. Его внедрению должна предшествовать проработка теоретической базы, в том числе юридической стороны. Нельзя исключать возможность влияния политических факторов, которые могут сказаться на реализации конкретного проекта.