Особое место Братской ГЭС
«Предлагаю спуститься в машинный зал, посмотреть всё непосредственно на месте, а уже потом обсудить увиденное в кабинете», – сказал директор знаменитой Братской ГЭС Сергей Владимирович Кузнецов. И это было предложением, от которого отказаться не только невозможно, но даже и в определённой степени глупо: поучаствовать в подобной экскурсии, которую проводит сам руководитель, – мечта любого журналиста. И хотя мне уже приходилось раньше бывать в машзале, нынешняя прогулка обещала быть не только интересной, но и весьма познавательной.
Из уютного офиса БГЭС мы спустились вниз, к зданию машинного зала, за которым возвышалась огромная серая масса бетонной плотины. И опять бросилось в глаза, насколько органично она вписывается в окружающий ландшафт. Цвет серо-зеленоватого диабаза прибрежных скал, сливаясь с почти таким же цветом бетона плотины ГЭС и здания машинного зала станции, создаёт единый ансамбль, в котором естественные природные образования гармонично сочетаются с плодами человеческого труда. Такое, вероятно, возможно только в том случае, когда человек не пытается грубо преобразовать природу, а бережно и осторожно вносит свои дополнения в неё. Мирно темнели слегка припорошенные снежком сосны на высоких береговых скалах, гул турбин станции сливался с шумом потоков изумрудно-зелёной ангарской воды, и только потрескивание высоковольтных проводов над головой напоминало о том, что без человека в преобразовании этого природного уголка не обошлось.
– Первым на Братской ГЭС был включён в работу гидроагрегат № 18, у которого мы сейчас и находимся, – начинает знакомство со станцией Кузнецов. – Это торжественное событие произошло 28 ноября 1961 года, ровно 50 лет назад. Так что нынешний ноябрь для нас юбилейный – это славная веха в истории коллектива, станции, города Братска, Сибирского региона и всей страны. В том же году были запущены ещё три агрегата, имеющие станционные номера 17, 16 и 15. Братская ГЭС начала выдавать, а не потреблять электроэнергию, которая приходила от Иркутской ГЭС и была необходима для обеспечения строительства станции. И пусть до полного окончания строительства оставалось ещё много времени и огромное количество работы, ток был дан, и дал его именно агрегат № 18.
В те теперь уже далёкие годы на строительстве принималось много передовых решений. Для ускорения срока окупаемости строительства станции и обеспечения строительства Братского алюминиевого завода и Братского лесопромышленного комплекса было принято решение о запуске первых четырёх гидроагрегатов, несмотря на то что водохранилище было не заполнено, а сама плотина не выведена до проектных отметок. Проектировщиками были разработаны специальные мероприятия, позволившие эксплуатировать гидроагрегаты при пониженном напоре воды. Это приводило к повышенному износу рабочего колеса, цапф лопаток направляющего аппарата и других механизмов, но с этим приходилось мириться. Шла работа по выведению плотины на проектный уровень, укладывался бетон, постепенно наполнялось водохранилище. Фактически уровень воды в водохранилище достиг проектных значений только к 1967 году, когда Братская ГЭС и была сдана Государственной комиссии.
Нет модернизации конца
В машинном зале – идеальный порядок. Несмотря на то, что постоянно проводятся работы по ремонту и модернизации гидроагрегатов, каждой детали определено своё место. Никакой суеты – все работают спокойно и уверенно. Чувствуется, что люди, которые здесь трудятся, обладают необходимыми знаниями, опытом и квалификацией.
– Практически сразу же после сдачи ГЭС в эксплуатацию на станции начались и постоянно проводятся работы по ремонту и модернизации, – продолжает рассказ Сергей Кузнецов. – Дело в том, что установленное здесь оборудование было неопробованным, агрегатов и электротехнических устройств такой мощности в 60-е годы просто не существовало, поэтому нам достались головные образцы, и недочёты проектирования и изготовления были неизбежными. Первым эксплуатационникам совместно с проектировщиками и заводами-изготовителями приходилось доводить оборудование до ума непосредственно в процессе эксплуатации. Постепенно всё необходимое было выполнено, станция стала работать стабильно и надёжно. Однако работы по реконструкции и модернизации не прекратились. Они неизбежны по двум причинам: во-первых, со временем изнашиваются и требуют ремонта даже самые лучшие агрегаты и механизмы, во-вторых, научная мысль не стоит на месте, появляются новые материалы, новые технологии, более надёжные средства управления, контроля и защиты.
Действительно, технологии, которые в 60-х были венцом конструкторской мысли, спустя пятьдесят лет уже явно не соответствуют времени. На Братской ГЭС отслеживают все передовые технологии и по возможности внедряют их у себя.
– Перед нами два гидроагрегата, номер 6 и 7, – продолжает рассказ директор станции, – оба находятся в капитальном ремонте. На седьмом все работы уже выполнены и проводится сборка, на шестом, наоборот, начинается процесс демонтажа. Капитальные ремонты у нас с 2001 года производятся с полной разборкой гидроагрегата, чего в предыдущие годы не было. Раньше ремонтировали только те детали и узлы, к которым можно было получить доступ, не разбирая гидроагрегат полностью. Естественно, это не давало возможности провести ремонт на деталях, к которым не было открытого доступа. Сейчас при проведении капитального ремонта мы полностью разбираем агрегат, диагностируем оборудование, заменяем или восстанавливаем изношенные части. После такого капитального ремонта гидроагрегат как бы получает вторую жизнь, его можно гарантированно эксплуатировать в течение 5-7 лет в соответствии с РД, не беспокоясь за его состояние.
Работы по монтажу и демонтажу очень сложны и трудоёмки. Например, для того, чтобы извлечь для ремонта ротор электромашины, весящий более 650 тонн, используются сразу два мощных мостовых крана, действующих синхронно и осуществляющих подъём с помощью специального приспособления – траверсы, которая сама весит 45 тонн. Главная, однако, трудность не в самом процессе подъёма тяжёлой детали, а в точности и даже скрупулёзности, с которыми приходится эти процедуры проводить. Зазор между ротором и статором электромашины минимален – таковы технические требования. Извлекать ротор надо крайне аккуратно, чтобы случайно не повредить ни ротор, ни статор.
– Интересная деталь, – уточняет директор, – кранами у нас управляют две опытные крановщицы. Мужчины таким работам пока только обучаются. Не всё у них получается гладко. А вот женщины, имеющие огромный опыт выполнения таких работ, справляются отлично. Хотя, конечно, такие точные операции и им даются нелегко. Но по-другому – нельзя.
За несколько последних лет на Братской ГЭС была проведена огромная работа по замене рабочих колёс на шести гидроагрегатах – как раз на тех, которые были введены в работу первыми и несколько лет эксплуатировались при пониженном напоре воды, что вызывало повышенный износ. О грандиозности выполнения этой работы может свидетельствовать, например, тот факт, что с момента заказа рабочего колеса на заводе и до получения его на станции проходит два года с месячным хвостиком. Всё это время уходит на математические расчёты, изготовление модели рабочего колеса и проверку его на специальных стендах. И только потом изготавливается само колесо и отгружается заказчику, которому предстоит установить его на место взамен старого.
В настоящее время проведена подготовительная работа для замены следующих рабочих колёс на гидрогенераторах станции. Конкурсным путём определён изготовитель (фирма из Австрии) ещё шести рабочих колёс, которые в течение ближайших 5-6 лет планируется установить на гидроагрегаты с седьмого по двенадцатый. Таким образом, ещё шесть агрегатов будут полностью модернизированы.
Почему полностью? Потому, что гидроэнергетики Братска капитальные ремонты агрегатов проводят комплексно. Не только ремонтируют непосредственно сами гидротурбины, но и на более современные заменяют все системы защиты и управления гидроагрегатом.
– При проведении капитальных ремонтов мы не только меняем агрегатные щиты управления и агрегатные щиты собственных нужд, – поясняет собеседник «СЭ», – но также полностью заменяем более современными блоки защиты одиночного и укрупнённого блоков, устанавливаем современные надёжные системы тиристорного возбуждения пятого поколения, выполняем комплекс работ по модернизации маслонапорных установок и других систем, при помощи которых управляется гидроагрегат. Такие системы уже были установлены на гидроагрегатах №№ 13–18, № 1, № 2, № 3, № 4. Опыт эксплуатации агрегатов после реконструкции показывает, что все наши нововведения имеют значительный положительный эффект, а значит, мы работаем в правильном направлении.
Сергей Кузнецов не замедлил подкрепить свои слова примером. Подходим к современным щитам управления и защиты гидроагрегата, и руководитель демонстрирует работу нового оборудования. На электронном дисплее в режиме реального времени отражаются параметры состояния всех узлов и деталей работы гидроагрегата. Получить необходимую информацию можно в любой момент, причём исчерпывающую и точнейшую. Все параметры существуют не одномоментно, они записываются и сохраняются в специальной базе данных, по которой можно проследить динамику работы всех систем гидроагрегата, сделать необходимые выводы. Специалистам, которые работают на Братской ГЭС, ситуация на станции видна и понятна.
Близкое и далёкое будущее
Помимо капитальных и текущих ремонтов, реконструкций, направленных на повышение надёжности и безаварийности работы всего гидроузла в целом, на Братской ГЭС постоянно думают и о будущем, прикидывают, просчитывают и обосновывают все виды работ, которые необходимо выполнить.
– Ремонтные работы в рамках утверждённой программы у нас будут продолжаться, – рассказывает Кузнецов. – В ближайших планах – замена шпилек крышек турбин, пальцев регулирующего кольца, диагностика и усиление грузонесущих крестовин и многое другое. Кроме того, уже в конце ноября к нам приедут специалисты для определения остаточного ресурса по электрической части гидроагрегатов. В части реконструкции будем поддерживать набранные темпы как в отношении оборудования машинного зала, так и на открытых распределительных устройствах. Продолжим замену дифференциальных защит шин на ОРУ-220, выключателей на современные элегазовые, панелей управления выключателями, трансформаторов тока. На ОРУ-500 продолжится работа по замене трансформаторов тока. Предстоит замена защит на отходящих присоединениях ОРУ-220 кВ. Будет продолжена работа по маслоподпитывающим установкам маслонаполненных кабелей. Обследование маслонаполненных кабелей напряжением 220 киловольт специализированным институтом показало, что они имеют остаточный ресурс порядка 50–60 лет и потому опасений не вызывают. А вот сами маслоподпитывающие установки, которые создают и поддерживают давление в кабельных линиях высокого напряжения, вызывают у нас уже сегодня повышенное внимание. Оборудование имеет значительный износ и, что самое плохое, уже не выпускается заводом-изготовителем. Следовательно, нужно искать решение проблемы уже сегодня, и в этом направлении мы работаем.
Непрофильные заботы
Помимо выполнения своих прямых обязанностей – вырабатывать электроэнергию, – у сотрудников Братской ГЭС есть и другие, так сказать, непрофильные обязанности. Одна из них – поддерживать в нормальном состоянии автомобильную дорогу, проходящую вдоль плотин гидроузла. За последние четыре года на ямочный ремонт и её текущую эксплуатацию было истрачено около 25 миллионов рублей. Нынешним летом с привлечением подрядчиков капитально отремонтировано 450 метров дороги, проходящей по автодорожному мосту русловой плотины. За счёт оригинальных решений удалось рациональней использовать ширину проезжей части.
– В следующем году мы планируем отремонтировать оставшуюся часть автомобильного моста. И на несколько лет об этой проблеме забудем, – считает Кузнецов.
Второстепенных задач на Братской ГЭС нет
Как представляет себе среднестатистический гражданин работу гидроэлектростанции? Наши фантазии не идут дальше падающей по каналам воды, крутящихся генераторов в машинном зале и наличия электричества в домашней розетке. На деле же всё обстоит гораздо сложнее. Безусловно, машинный зал – это центр гидростанции, её сердце, знакомое каждому из нас по фотографиям крышек гидрогенераторов. Но на любой ГЭС, и Братская здесь не исключение, существуют ещё и специальные службы, сотрудники которых ежедневно скрупулёзно выполняют работу, о которой мало кому известно.
– Ни одна из наших служб не является второстепенной, – считает Сергей Кузнецов. – Они выполняют работу, которая позволяет чётко и слаженно действовать всему коллективу станции, всему организму гидроузла. Каждый отвечает за свой участок. Плохая работа одного будет отражаться на всех. Например, цех технологической автоматики и измерений – это наши белые воротнички, техническая интеллигенция высокой квалификации. Основной контингент здесь – инженеры, так как современное оборудование, которое мы устанавливаем, уже не могут обслуживать простые электромонтёры, хотя и их труд очень востребован. Без сотрудников этого цеха наши агрегаты и оборудование будут просто беззащитны. Есть ещё цех технического обслуживания, оперативный цех, служба средств диспетчерского управления, группа диагностики, группа наблюдений, столовая, здравпункт, персонал управления. Например, группа наблюдения за гидротехническими сооружениями и контрольно-измерительной аппаратурой. В тело плотины заложено около 5 тысяч различных датчиков, устроены мерные створы, установлены геодезические реперы и марки, которые контролируются сотрудниками группы наблюдения. У них огромный объём работы, огромная ответственность. Они обязаны знать всё о гидроузле, состоянии бетона, проблемах в насыпных плотинах, и без них мы тоже как без рук.
Кадры по-прежнему решают всё
С людьми коллективу Братской ГЭС везло всегда. В самом начале строительства в Братск съехались энтузиасты, не боящиеся никаких трудностей. У кого не было нужной для стройки специальности – она приобреталась тут же в процессе работы. Именно в те первые годы строительства и начала эксплуатации гидростанции здесь создавались славные традиции, бережно хранящиеся и сегодня. Люди работали, не жалея сил, во имя главной идеи: стране нужна энергия.
Разумеется, все хорошие начинания поддерживались мудрыми руководителями, в разные годы возглавлявшими станцию. Начиная с первого руководителя строительства БГЭС легендарного Ивана Ивановича Наймушина, чьим именем названы улицы, и до предшественника Сергея Кузнецова Виктора Рудых, отдавшего Братской ГЭС долгие годы, много сделавшего для модернизации станции и ставшего целой эпохой в жизни коллектива.
– Вы почти 18 лет проработали на станции, в том числе и с Виктором Васильевичем Рудых. Наверняка у него было чему поучиться? – спрашиваю Кузнецова во время нашей экскурсии по машинному залу.
– Каждый директор ГЭС – уникальная личность, – задумчиво ответил Кузнецов. – Большое спасибо всем им за то, что работали на станции, делали много для того, чтобы зародились традиции, хорошее отношение к делу. Эти традиции до сих пор мы стараемся поддерживать. Каждый из директоров делал всё возможное, чтобы станция нормально развивалась и хорошо эксплуатировалась. Что же касается Виктора Васильевича, он стоял у истоков многих работ по реконструкции оборудования ГЭС. Например, при его непосредственном участии были выполнены работы по замене изоляции на обмотках главных генераторов, что позволило поднять установленную мощность гидроагрегатов с 225 до 250 мегаватт. Всего на станции 18 генераторов. Каждый дал плюсом по 25 МВт. Получилось, что у нас как бы появились два дополнительных гидроагрегата, на том же оборудовании мы сегодня можем вырабатывать значительно больше энергии. Разве этого мало? Большой вклад Виктор Васильевич Рудых внёс в модернизацию подпятников гидроагрегатов, с которыми были большие проблемы в первые годы эксплуатации. Не буду вдаваться в технические тонкости, скажу лишь, что раньше подпятники изготавливались с покрытием из баббита, а сейчас – из армированного фторопласта. Это позволило снять серьёзную проблему, которая раньше возникала при запуске гидроагрегата. Все работы по первому применению нового материала и получению первичного опыта проводились у нас на станции именно под руководством Рудых. Очень много реконструктивных работ на электротехническом оборудовании, много смелых рационализаторских решений, которые были приняты в тот период, – всё это заслуга Виктора Васильевича. Ну, и как у человека, как у руководителя я у него многому научился.
Юбилей обязывает
28 ноября коллектив Братской ГЭС отмечает 50-летний юбилей. Эта дата ко многому обязывает: 50 лет – не шутка. Но братским гидроэнергетикам есть с чем встретить эту славную дату. Состояние гидротехнического сооружения не вызывает каких-либо опасений. Как и на любом предприятии такого уровня, здесь существуют и проблемы, отлично известные сотрудникам. Однако они не носят глобального характера, требующего оперативного вмешательства. Всё решается в рабочем порядке, без спешки и суеты, без авралов.
Есть чем гордиться и по состоянию оборудования. Гидроагрегаты доведены до оптимальных эксплуатационных параметров при помощи расширенных ремонтов. Выполняется целый комплекс реконструктивных работ. И это позволяет иметь твёрдую уверенность, что агрегаты после проведённой реконструкции проработают ещё как минимум лет 30–40. Это совершенно точно.
Из года в год на Братской ГЭС в среднем вырабатывается порядка 21-22 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. По общим показателям выработки энергии братчане вторыми в мире и первыми на Евразийском континенте выработали триллион киловатт-часов. И здесь этим гордятся. Ну, и сплав опыта, который начал нарабатываться ещё первыми эксплуатационниками, те традиции, которые заложены, позволяют надеяться на то, что высококвалифицированный персонал Братской ГЭС и в дальнейшем будет поддерживать станцию в состоянии высокой эксплуатационной готовности. А оборудование не подведёт.
– Мы с оптимизмом смотрим в будущее, будем работать и дальше на благо региона, области, Родины. Может быть, это несколько громко звучит, но фактически это так. Электроэнергия – наш каждодневный труд, и мы к нему привыкли, – подытожил беседу директор Братской ГЭС Сергей Владимирович Кузнецов. – Мы 50 лет не только даём свет и тепло, но и являемся регулирующей станцией по частоте, перетокам активной мощности и регулированию напряжения, и это определяет наше особое место в ОЭС Сибири и ЕЭС России.
Начинал электромонтёром третьего разряда в электроцехе на участке открытых распредустройств. После прохождения обучения и сдачи экзаменов был машинистом гидроагрегата, дежурным щита на центральном пульте управления станцией, начальником смены машинного зала, начальником смены ОРУ, мастером генераторного участка машинного цеха, старшим мастером турбинного участка машинного цеха, заместителем начальника машинного цеха. В 2004 году назначен на должность заместителя главного инженера, в 2006 году – главного инженера. С 2011 года – директор станции.