«Будьте навязчивы»
Кому должен приносить доход многоквартирный дом как рекламный носитель и чем реклама отличается от вывески – эти и другие вопросы в минувшую пятницу задавали активные жители Иркутска на втором из цикла обучающих семинаров для собственников жилья «Умный житель». Отвечали на них эксперты из Иркутского УФАС и Службы государственного жилищного контроля.
Участники семинара «Умный житель», собравшиеся в актовом зале Иркутского госуниверситета, изучали практику размещения рекламы на домах, основные различия в видах рекламы и порядке согласования её размещения. На вопросы жителей отвечали Сергей Пур, начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС, и Денис Воронов, руководитель Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
В начале встречи Сергей Пур объяснил, что рекламой считается информация, которая распространяется любым способом и привлекает внимание к объекту рекламирования – товару, работам или услугам. Размещение рекламных конструкций на многоквартирном доме возможно только с согласия собственников, это компетенция общего собрания. Собственники вправе самостоятельно заключать такие договоры, то есть сдавать в аренду рекламные площади на доме, или делегировать полномочия в управляющую организацию. Деньги, вырученные от размещения рекламы, можно потратить на текущий ремонт или общие расходы дома.
При этом следует отличать рекламу от вывески. Наличие последней на том здании, где располагается предприятие, обязательно. Вывеска включает фирменное наименование предприятия и дни работы.
– Если возникает вопрос, к чему относить ту или иную конструкцию, можно обратиться в УФАС с просьбой пояснить, является ли она рекламой или вывеской, – заверил представитель ведомства и добавил: – Есть ещё понятие «указатель»: фирменное наименование либо вид деятельности и стрелочка. На ней может быть указано и расстояние до объекта.
Вопросы из зала не заставили себя ждать.
– Как определить, сколько будет стоить реклама на нашем доме?
– Цена в договоре, как правило, ориентируется на рыночные цены. Здесь «свобода творчества» для собственников. Например, если дом расположен в центре города, оплата будет выше, чем на окраине, поскольку привлекается внимание большего количества потребителей.
Чтобы сориентироваться в ценах, можно обзвонить рекламные компании, которые размещают свою рекламу поблизости, или обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом, где есть отдел по размещению рекламы; в комитете по градостроительной политике есть отдел оформления городской среды и ландшафтного дизайна.
Разрешение на установку рекламных конструкций выдаёт КУМИ. За нарушение порядка распространения рекламы предполагается ответственность. Если вы обнаружили, что на фасаде вашего дома без разрешения закрепили рекламу, можно обратиться в органы полиции, так как это административное нарушение, которое грозит штрафом от 50 до 80 тысяч рублей для юридических лиц, 3–5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.
– На нашем доме приклеен большой плакат, но конструкцией его назвать нельзя. Будет ли он считаться рекламой?
– Понятие наружной рекламы определяется в статье 19 Федерального закона «О рекламе». Плакат рекламой будет являться.
– Бесконечно в почтовые ящики раскладываются рекламные проспекты. Как с этим бороться, чтобы не было мусора в подъезде?
– В данном случае можно посоветовать поставить железную дверь в подъезд. Ответственность за распространение предусмотрена, если вы получаете рекламное сообщение на телефон в виде СМС, хотя своего согласия не давали. В этом случае штраф для юридических лиц составляет от 100 до 500 тысяч рублей.
– Скажите, пожалуйста, размер играет какую-то роль в разграничении рекламы и вывески? Например, вывеска со «стрелой» длиной 5 метров.
– Вывеска обязательна для распространения в том месте, где находится организация. Требований к размерам закон о рекламе не содержит, но есть специальные разъяснения антимонопольной службы о том, что вывеска, например, во всю стену дома будет квалифицироваться как реклама, потому что она направлена на привлечение внимания потребителя, а не указывает местонахождение. В любом случае вам надо обратиться к нам с заявлением, сделав фотографию конструкции, мы определим, вывеска это или реклама. Всё зависит от содержания.
– Если мы получаем доход от рекламы, должно ли ТСЖ платить налог за размещение рекламы?
– Налоги платит рекламодатель.
– На доме висит листовка с телефоном такси. Это будет рекламой?
– Да, если эта служба такси не размещена в вашем доме.
– Управляющая компания без согласия собственников жилья заключила договор о рекламе. Деньги поступают в компанию, как они должны распределяться?
– Использование доходов от размещения рекламы зависит от того, как прописан договор управления домом. Если в договоре управляющей компании делегированы полномочия, в том числе и на размещение рекламы на фасадах, как это часто бывает, то предполагается, что доходы получает управляющая компания, но в своих отчётах она должна указывать их отдельно. В этом случае нужно очень тщательно контролировать УК. Вообще деньги, которые получает от рекламы управляющая компания, должны тратиться на содержание общего имущества. Проверять это должны собственники помещений. Вы же знаете, что висит у вас на фасаде.
– Согласовывается ли содержание рекламы?
– Если это исторический центр, – в комитете по архитектуре и службе по сохранению культурного наследия.
– По адресу: бульвар Гагарина, 54, согласовано?
– Да, весь фасад здания, в том числе размещение на нём рекламы, предварительно был согласован в администрации города у архитекторов района. У архитекторов всегда можно выяснить, законно ли размещение именно такой конструкции, поскольку у них сохраняются эскизы. Вообще с комитетом по градостроительству и с архитекторами вашего района вам нужно общаться так же часто, как со своими районными администрациями.
– В дом провели кабельное телевидение без согласия собственников. На лестничных площадках сделали дыры. Как возместить ущерб?
– Только в судебном порядке. Если телекоммуникационные компании вторгаются во внутридомовые коммуникации, то через суд вы вправе требовать устранения коммуникаций, возмещения ущерба либо восстановления имущества в прежнем виде.
– Заключение УФАС о том, чем является конструкция – рекламой или вывеской, платное?
– Бесплатное.
– Если стоит стрелочка-указатель и на ней указан телефон – это реклама?
– Позиция УФАС состоит в том, что если указан телефон, это уже реклама. Позвонив по нему, потребитель может получить всю информацию о товарах и услугах, которые предлагает эта организация. Надо отметить также, что закон запрещает размещение рекламы на опорах дорожных знаков.
– Какие ограничения есть на звуковую рекламу, которая гремит на улице?
– К сожалению, в настоящее время закон не содержит понятия звуковой рекламы. Есть требования к рекламе, которая распространяется по телевидению и радио.
– А мигающую световую рекламу должны ночью выключать?
– По закону можно обратиться с заявлением, где будет обосновано, почему она вам мешает. У нас есть торгово-развлекательный центр в центре города, который расположен прямо напротив жилых домов, он увешан стробоскопами по всему периметру, которые работают круглые сутки.
– Антимонопольная служба и Роспотребнадзор пересекаются в своей деятельности? Или это совершенно разные структуры?
– У ведомств разные функции, но есть соглашение о взаимодействии УФАС и Роспотребнадзора.
– В нашем доме находятся три собственника, владеющие чердаком и цокольными помещениями, они не платят за содержание общего имущества, текущий ремонт, не заключили договора ни с одной управляющей компанией. Куда лучше обратиться?
– Вероятнее всего, нужно обращаться в суд, чтобы взыскать денежные средства. Нужно указать, какие расходы были понесены другими собственниками, с какого момента данные лица не оплачивают содержание общего имущества, представить расчёты и взыскивать в судебном порядке.
Причём, напомнил Денис Воронов, все государственные и муниципальные органы обязаны давать ответ в течение 30 дней.
– Люди к нам часто приходят жаловаться, что тот или иной муниципалитет вообще не дают ответа. Это противозаконно. Если вам не ответили в течение 30 дней, пожалуйста, копию вашего заявления и заявление о том, что вам не ответили, передавайте в прокуратуру.
– Куда обращаться, если не отвечает прокуратура?
– Если не реагирует районная или городская прокуратура, – в вышестоящий орган: есть прокуратура области, есть Генеральная прокуратура.
– На стене нашего дома учреждение, расположенное в соседнем здании, разместило видеокамеру. Должно ли оно платить?
– Собственник камеры должен платить за использование вашего строения. Пусть это аренда участка на стене площадью 20х20 см, это тоже стоит денег, это лишний цветочек, лишнее стекло у вас в подъезде. Собственники или УК, если дом обслуживает управляющая компания, могут обратиться к владельцу камеры с требованием либо демонтировать её в определённый срок, либо заключить договор. Причём мало послать заявление, надо контролировать его исполнение. Будьте навязчивы.