издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Финансовая инъекция

На обновление материальной базы региональное здравоохранение готово потратить 12 миллиардов рублей

Год уходящий и тот, что идёт ему на смену, наверное, войдут в историю отечественного здравоохранения беспрецедентной финансовой инъекцией, цель которой – подтянуть службу здоровья хотя бы к терпимому уровню. 495 миллиардов рублей, которые в течение двухлетки (первая половина отмеренного срока фактически уже истекла) предстоит освоить, обновляя практическую медицину всей России, – сумма немалая. На долю Иркутской области из этого солидного бюджетного кошелька «отстёгнуто всего» 12 миллиардов, что, согласитесь, не так уж мало. Во всяком случае, кто бы из медицинского сообщества нашего региона ни комментировал этот факт, все сходятся во мнении: медицина Приангарья до сей поры не знавала подобной щедрости со стороны государства. Важно только по-умному – так, чтобы ни один рубль не унёс ветер – распорядиться полученными немалыми деньгами. Собственно, об этом наша беседа с министром здравоохранения Иркутской области Дмитрием Пивнем.

– Дмитрий Валентинович,  меня, если честно, настораживает несовпадение понятий. Уточню. Словосочетание «Программа модернизации здравоохранения» звучит вызовом, брошенным хронической нищете и запущенности лечебного дела во всех регионах станы, включая, конечно, и нашу область.  Фактически же под этой формулировкой, уже застывающей привычным штампом, маскируется сермяжный ремонт давно обветшавших помещений лечебно-профилактических учреждений. Так стоит ли словесная игра свеч?

– Но суть же не в терминах! Скажу прямо: в таком объёме, как сейчас, на наше региональное здравоохранение никогда не отпускалось столько средств. Они полностью будут израсходованы на обновление материальной базы и, специально подчеркну, на оснащение стационаров и поликлиник современным врачебным оборудованием. Разве интенсивное обновление, которому отпущен жёсткий срок, не есть модернизация нашей лечебной сферы? В течение двух лет нужно вдохнуть новую жизнь более чем в сотню объектов. Благодаря проведённой инвентаризации мы чётко знаем, какой больнице или поликлинике и в каком районе требуется ремонт. Ситуация такая: нет ни одного лечебного учреждения в области, которого в той или иной мере не коснулось бы  идущее преобразование. При этом принципиально важно: из 6 миллиардов рублей, датированных нынешним годом, полтора миллиарда направлено на приобретение оборудования, отвечающего требованиям дня.

– Всё-таки в городе проблема оказания врачебной помощи на более-менее современном уровне не так остра, как на периферии. Каким «крылом» модернизация коснётся сельской медицины? Может быть, удастся открыть новые фельдшерско-акушерские пункты или участковые больнички в самой что ни на есть нашей сибирской глуши?

– На территории Иркутской области сегодня более 700 ФАПов и около 60 участковых больниц. Новые открывать не планируем. Но и вопрос о закрытии ни одной из этих опорных точек сельского здравоохранения ни в коем случае не стоит. Даже если ФАП находится в маленькой деревушке, он в ней и останется. Все имеющиеся фельдшерско-акушерские пункты и крохотные, пусть на десяток коек, сельские стационары будем максимально поддерживать. Такова наша принципиальная позиция, и мы её последовательно отстаиваем. Что до центральных районных больниц и межрайонных лечебных центров, то планируемые у них преобразования  финансируются строго по заранее составленным и обоснованным сметам.

– Есть ещё один нюанс,  без которого, как мне кажется, наш разговор будет  неполным. Смета сметой, и финансирование больницы или поликлиники в связи с их совершенствованием по принципу «каждой сестре по серьгам», конечно, важно. Но ведь одновременно с модернизацией здравоохранения, можно сказать, даже в унисон с ней изменяется юридическое пространство, в котором реализуется сам проект. Я имею в виду правовые нормы, вступившие в силу в этом году. И прежде всего, так называемый 83-й закон – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Что кроется под этой трудно воспринимаемой неискушённым слухом формулировкой? 

– Если иметь в виду его смысл, то он заключается в изменении правового положения государственных учреждений – образовательных, культурных, ну и, конечно, медицинских. 83-й закон поделил их на три типа: на казённый, бюджетный и автономный.

– Ну и чего нам, обычным гражданам, сегодня относительно здоровым, а завтра неведомо каким, ждать от этого новшества? Кстати, определение «казённый тип учреждения» тут же вызывает в памяти богоугодные заведения, посетить которые в уездном городе N удостоился незабвенный Иван Александрович Хлестаков. По правде сказать, сравнение не из весёлых.

– Ну и оставим в стороне  литературные аллюзии. Просто учреждения казённого типа накрепко привязаны к бюджету – муниципальному или региональному. И финансируются они строго по смете. Если иметь в виду казённые медицинские учреждения, то это дома ребёнка, психиатрические больницы. Внебюджетные статьи доходов в их стенах исключены полностью. Подавляющее же большинство медицинских учреждений относится к бюджетному правовому статусу, переводящему их со сметного финансирования на субсидии в рамках госзаказа, формирующегося либо муниципалитетом, либо субъектом федерации. Этот же статус позволяет выходить за границы госзаказа  и осуществлять внебюджетную деятельность. Но с одним непререкаемым условием: все конкурсы на оказание такими учреждениями дополнительных услуг проводятся уполномоченным органом. И только централизованно. Наконец, третий правовой тип – автономные медицинские учреждения, имеющие право самостоятельно, минуя формальности, проводить конкурсы на оказание дополнительных врачебных услуг.  

– Иными словами, их рука – владыка? Каких же милостей ждать пациенту от этой руки?  Наверное, не случайно вокруг этого 83-го закона кипят в прессе и в Интернете такие же страсти, какие клубились вокруг недоброй памяти монетизации льгот.  Может быть, автономный правовой статус медицинских учреждений –  реальный шаг к их приватизации?

– Конечно же, нет! И бюджетные и автономные медицинские учреждения как были, так и остаются государственными и, в зависимости от учредителя, то ли муниципальными, то ли федеральными.  Просто закон, о котором мы сейчас говорим, дарует им хозяйственную самостоятельность. Бюджетным – в меньшей степени; автономным, среди которых, к примеру, первая и восьмая иркутские городские клинические больницы, Ивано-Матрёнинская детская, областная стоматологическая поликлиника, областной диагностический центр, – в большей степени.

– Фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы – их-то по какому ранжиру числить?

– Они – структурные подразделения центральных районных больниц, значит, бюджетные. 

– Отныне новая классификация отводит на второй план прежнюю, устоявшуюся модель практической медицины, при которой статус любого лечебно-профилактического учреждения определялся уровнем, объёмом оказания медицинской помощи?

– Уровневая характеристика по-прежнему остаётся принципиальной. Она не зависит от типа, к которому 83-й закон относит ту или иную поликлинику или стационар. Просто идёт определённая реструктуризация медицинских учреждений по степени их финансово-хозяйственной самостоятельности. И эта перестройка диктует иные, более соответствующие времени подходы к использованию имеющихся в нашем здравоохранении ресурсов.

– Понятно,  новая правовая реальность особой нагрузкой ложится прежде всего на плечи главврачей врачебных коллективов. Им приходится перестраиваться на марше, а это всегда непросто…

– Не только перестроиться, но и сделать это очень оперативно: в декабре все наши медицинские учреждения уже должны быть «приписаны» к тому или иному типу. Вживаться в новую схему приходится буквально на ходу; опыта пока нет; так что вы правы: процесс нелёгкий.

– Дмитрий Валентинович, вот вы сказали, что опыта существования в новой правовой реальности у наших медиков нет, но я позволю себе не согласиться с вами. Как же нет опыта, если дополнительные, то есть платные, медицинские услуги давно вошли в нашу жизнь? Так, может быть, этот закон, вокруг которого кипят страсти, просто юридически закрепил сложившуюся практику и, как считают многие, положил конец бесплатной медицине?

– Объёмы платной помощи остаются строго регламентированными. Об их увеличении речи нет. Задача прямо противоположна: разделение по типам должно способствовать более рациональному использованию финансовых возможностей лечебных учреждений и, как следствие, повышению качества оказываемой людям помощи. Во всяком случае, 83-й закон принимался именно с этой целью. Хочется верить, что он себя оправдает…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры