Дыхание северных широт
В Иркутском Доме художника экспонируются произведения, написанные на пленэре в Ханты-Мансийском округе
26 художников из России, Чехии и Франции были участниками II Международного пленэра, который проходил в Ханты-Мансийском автономном округе. Результатом стала большая выставка в Югре – центре автономии. Участвовали в фестивале современного искусства и два иркутских художника – Павел Авенариус и Владимир Максимов. Поэтому нельзя считать случайным решение организаторов пленэра показать свои произведения, написанные на просторах округа, в Иркутске. Иркутяне смогли увидеть 100 лучших произведений, отобранных для показа в галерее современного искусства «Дом художника».
Пейзажи, показанные в экспозиции, стали настоящим открытием для посетителей. Здесь и золотая осень в Берёзове – месте отбывания ссылки фаворитов Петра Великого: князя Меншикова, князей Долгоруковых, графа Остермана; и красота Приполярного Урала, прелесть и разнообразие северной природы, традиции и особенности жизни народов, проживающих в экстремальных условиях Севера. Всё это отражено на полотнах, выполненных в разных манерах и техниках. Из нескольких картин члена Союза художников иркутянина Павла Авенариуса на выставке представлено три. Павел Анатольевич получил диплом второй степени в номинации «Пейзаж сегодня». Диплома третьей степени удостоился второй наш земляк, Владимир Максимов, в номинации «Оригинальность интерпретации». Его диптих «Северные мотивы. Сумерки Саранпауля», выполненный в технике темперы, передаёт суровое дыхание северных широт, непростые условия, в которых люди умеют не просто выстоять, но и живут полнокровной жизнью.
Во время работы выставки посетители галереи имели возможность увидеть документальный фильм о поездке, фоторепортаж об экзотике края, о художниках – участниках акции.
Вот мнение о пленэре искусствоведа Татьяны Астраханцевой: «Писать пейзажи в Ханты-Мансийском округе – это отнюдь не романтика. Художник, приехавший сюда на этюды, должен быть готов не только к любым испытаниям, связанным с быстрой сменой природных состояний, бездорожьем, но и почувствовать монументальность сурового края, уметь видеть редкое цветовое богатство. Местный пейзаж может одновременно сочетать в себе миниатюрную тонкость и обобщённое величие гор. Но прежде всего это мотив большого открытого пространства, пустынность сравнительно малозаселённых мест, обилие водных просторов. Достаточно сказать, что более 12 часов художники передвигались по воде – по Иртышу, Оби, Сосьве, не встречая практически населённых пунктов. И самое главное – каждый художник нашёл здесь что-то личное, новое, сумел проявить своё отношение к увиденному через типы, образы и символы, в разных техниках – в масляной живописи, в акварели, гуаши, темпере, пастели, акриловых красках…»
Иркутск, Прибайкалье стали как бы продолжением «югорского» десанта: для делегации Ханты-Мансийского округа организовано проведение трёхдневного пленэра на острове Ольхон с участием иркутских художников. Живописные и графические работы, выполненные на Ольхоне, станут продолжением второго международного пленэра.