издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«За 80 лет сделано много»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

4 ноября в этом году – не только официальный всероссийский выходной, но и настоящий праздник для энергетиков Нижегородского региона. Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает одна из старейших в стране станций – Автозаводская ТЭЦ. Игорь Шангин, её генеральный директор, рассказал корреспонденту «СЭ» об основных вехах в истории станции, которая сейчас входит в состав крупнейшей независимой энергокомпании «ЕвроСибЭнерго» и производит почти 15% от общей потребности в электроэнергии Нижегородского региона и ориентировочно 39% тепловой энергии, вырабатываемой в Нижнем Новгороде.

– Игорь Анатольевич, 80 лет для человека – серьёзный рубеж, а что эта цифра значит для ТЭЦ?

– Для предприятия, тем более энергетического, это тоже очень солидный возраст. Станция строилась в составе Горьковского автомобильного завода и была предназначена для обеспечения технологического процесса производства автомобилей. Без станции не было бы и завода, и именно со строительства ТЭЦ весной 1931 года началась грандиозная стройка. Оборудование монтировали практически круглые сутки. Первый котёл был введён в эксплуатацию в рекордные сроки – 4 ноября 1931 года, на два месяца раньше, чем сам завод. В течение двух лет работы по строительству 1-й очереди завершились. В то время ТЭЦ ГАЗ была одной из самых мощных станций СССР.

В жизни станции было несколько этапов, которые отразились в названиях её очередей. Строительство второй очереди, ТЭЦ-2, было прервано Великой Отечественной войной, она была окончательно смонтирована и введена в эксплуатацию в 1950-е годы.  В годы войны ТЭЦ бесперебойно снабжала завод энергией, давая возможность выполнять заказы фронта несмотря на то, что на станцию неоднократно совершались воздушные налёты (было сброшено 17 фугасных и множество зажигательных бомб). 

Третья очередь, ТЭЦ-3, была введена в начале 1970-х, четвёртая, ТЭЦ-4, – построена в 1970–1980-е годы. Строительство пятой очереди началось в начале 90-х годов. 

– В каком состоянии сейчас оборудование станции?

– Установленная электрическая мощность станции – 580 МВт, тепловая – 2074 Гкал. Самое старое оборудование осталось на второй очереди, наработка до 400 тысяч часов. Это четыре небольшие паровые турбины мощностью 25 МВт каждая, разного типа, производства таких легендарных теперь предприятий, как Брянский паровозостроительный завод или Ленинградский металлический завод им. И.В. Сталина, четыре котла Рамзина. Безусловно, все регламентные работы проводятся в срок, техника проходит всевозможные экспертизы, но сейчас наступает время его замены.

Инженерная мысль на Автозаводской ТЭЦ, где работают профессионалы, никогда не стояла на месте

Если коротко, то несколько лет реализуется проект по увеличению мощности станции на 300 МВт. В рамках реконструкции планируется смонтировать новую парогазовую установку ПГУ-400. По плану будет выведено 100 МВт генерирующего оборудования на второй очереди, в то же время будет введена пятая очередь. На пятой очереди планируется смонтировать современное оборудование, пожалуй, с самым высоким КПД в мировой энергетике, отпуск электроэнергии значительно увеличится, несколько возрастёт и отпуск тепла. Однако основная цель реконструкции всё же вывод оборудования второй очереди, которая полностью выработала свой ресурс. 

– Что изменилось в работе станции?

– С 60-х годов прошлого века она работает на газе, резервное топливо – мазут. Кроме того, раньше ТЭЦ работала только на нагрузку завода и в 1970-е годы была включена в состав Нижегородской энергосистемы. Возвращаюсь к теме реконструкции. В 2009 году в рамках пятой очереди мы ввели в работу паровой котёл производства Барнаульского котельного завода паропроизводительностью 420 тонн. В 2010 году ввели новый газораспределительный пункт, соответствующий всем последним требованиям. Конечно, это далеко не все меры по техническому перевооружению, которые принимаются на станции.

– Потребители смогут заметить эти изменения? 

– В идеале потребители не должны чувствовать, что происходит на энергетических предприятиях. Если говорить о населении, то в домах должны быть свет и тепло, которые мы давно воспринимаем как данность. Если потребитель не замечает изменений, это значит, что энергетики работают хорошо. С промышленными потребителями всё немного иначе. С тем же Горьковским автомобильным заводом у нас единый технологический цикл: производство использует пар, воздух, который вырабатывается нашими компрессорами, естественно, электроэнергию и горячую воду, сетевую воду. Есть ещё ряд моментов. Не знаю ни одной другой российской станции, на которой из дымовых газов выделялся бы углекислый газ и затем использовался бы в производстве, а у нас есть эта достаточно эффективная технология ещё с 1960-х годов. Кроме того, для нужд автозавода производим сухой лёд, который используется для охлаждения в разных технологических циклах. 

– Сколько человек трудится на АТЭЦ?

– На станции сформирован коллектив профессионалов, в настоящее время в среднем это 780 человек. Надо сказать, инженерная мысль на ТЭЦ никогда не стояла на месте: многое в Советском Союзе, а потом и в России впервые было создано и отработано на Автозаводской ТЭЦ. Например, восстановительная термическая обработка главных паропроводов. Да, были разные мнения об этой операции, тем не менее первой в СССР внедрила у себя эту технологию ТЭЦ ГАЗ – и до недавнего времени мы ею пользовались. После такой обработки паропровода срок его службы продляется ещё на 100 тысяч часов. Плюс достаточно передовые технологии всегда использовались в химическом и турбинном цехах АТЭЦ. 

Наш «золотой фонд» – ветераны, они станцию не забывают, и станция их, естественно, тоже. Наверное, дольше всех – с 1981 по 2001 год – руководил предприятием Лев Николаевич Смирнов, ТЭЦ была его судьбой. Главный инженер Михаил Исаакович Хайтун проработал в этой должности около 15 лет. Эти люди  всю свою жизнь посвятили станции. Когда мы готовили альбом к юбилею, я попросил перечислить всех руководителей. Интересная картина получается: в течение 1931 года поменялось, насколько я помню, пять человек, в 1932-м – три человека, в 1937-м – тоже. Такое было время.

– А как давно вы работаете на станции?

– С 2007 года, а до этого 23 года трудился на Усть-Илимской ТЭЦ «Иркутскэнерго».

– Не бывает ли у вас ностальгии по работе в Приангарье?

– Знаете, ностальгия есть и будет всегда, всё-таки Усть-Илимская ТЭЦ – предприятие, на котором я начинал работать сразу после института, прошёл путь от электрослесаря до технического директора. Это большой период жизни, много сделано,  коллектив на  станции замечательный. На Автозаводской ТЭЦ я работаю уже четыре года, она тоже стала мне родной. Даже не возникает вопроса о том, где интереснее работать. Работать везде интересно, просто проблемы для решения немного разные.

– Есть ли разница в управлении электростанцией на западе страны и в Сибири?

– Во-первых, практически все ТЭЦ «Иркутскэнерго» работают на угле, а мазут, как правило, используют только для растопки котлов. Мы же работаем на природном газе и мазуте. Объём мазута, который мы сжигаем, и его запасы значительно больше. Конечно, мы стремимся к экономии, поскольку сейчас это достаточно дорогое топливо. Второе отличие: станции Иркутской энергосистемы всегда входили в состав Минэнерго РФ, как правило, относились к «большой энергетике». Автозаводская ТЭЦ из-под «крыла» Министерства машиностроения перешла под юрисдикцию Министерства энергетики в 2004 году, – в этом тоже большое отличие. Всю свою историю станция была вспомогательным структурным отделением автомобильного гиганта. Понятно, что и в начале истории, и в годы войны, и в перестройку зачастую энергетика заводом финансировалась по остаточному принципу, во главу угла ставилось производство автомобилей и снижение их себестоимости. Тем не менее за эти 80 лет на станции сделано достаточно много.

– Сегодня основная задача станции – обеспечение промышленных потребителей или частных?

– Мы не делим  потребителей на основных или неосновных. Каждый потребитель важен для нас. Разные клиенты предъявляют разные нужды и требования, которые мы должны выполнять – поставлять пар, свет или тепло. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры