Опыт передовиков
Иркутская область пишет инновационную концепцию с лучших образцов
Проект концепции инновационного развития Иркутской области обсуждает региональное экспертное сообщество. Документ, составленный министерством экономического развития, науки, труда и высшей школы, пока нигде не презентовался, но «Конкуренту» удалось ознакомиться с ним. Как оказалось, отдельные части концепции очень напоминают Стратегию инновационного развития Красноярского края. Впрочем, в областном правитель- стве заявляют, что использовали красноярский опыт только как базу для создания своего документа, проект ещё «сырой» и будет качественно доработан.
Проект концепции инновационного развития Иркутской области на 23 страницах Word не привлёк бы внимания «Конкурента», если бы не попытка поискать этот документ в «Яндексе». Когда один из экспертов инновационного сообщества Иркутска передал газете этот файл, он сказал: «Нам дали его на обсуждение, однако я не знаю, выложен ли он публично». Собственно, попытка найти в поисковике этот документ и привела к неожиданному открытию. Запрос по фразам, взятым в иркутской концепции, вывел на другой документ – Стратегию инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года. Однако всё по порядку.
Получив проект, «Конкурент», естественно, осведомился у экспертов, знакомы ли они с этим документом. Как заявил начальник отдела инновационной деятельности Иркутского научного центра СО РАН Николай Потороченко, проект концепции действительно к ним поступил от управления науки и инноваций министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы и специалисты ИНЦ уже направили на него свои замечания. «К сожалению, этот проект в администрацию города не попал, – сообщил начальник управления по стратегическому развитию и инвестиционной политике комитета по экономике администрации Иркутска Евгений Семёнов. – Но он был направлен в научно-образовательные организации города для отзыва. Поэтому коллеги поделились проектом концепции с нами. Так как наше мнение разработчиков не заинтересовало, мы решили никак не реагировать на этот документ. Хотя, безусловно, его проанализировали». На замечание «Конкурента» о схожести стратегии Красноярского края и проекта иркутян Евгений Семёнов ответил: «Да, по моему мнению, он процентов на 70–80 совпадает в смысловой части со Стратегией инновационного развития Красноярского края. Причём совпадение касается и структуры документа. Именно поэтому сложно оценивать качество проекта, который не является оригинальным для Иркутской области».
Проект инновационной стратегии Красноярского края был опубликован на официальном портале края 27 июля 2011 года. Вот как, к примеру, записана цель красноярской стратегии: «Достижение долгосрочной конкурентоспособности региона в национальном и мировом масштабе на основе развития экономики знаний, через формирование необходимых условий для модернизации производства и инноваций». А вот как это звучит в иркутской концепции: «Достижение долгосрочной конкурентоспособности региона в национальном и мировом масштабе на основе развития экономики знаний, через формирование необходимых условий для создания инноваций и модернизации производства». Аналогичных совпадений по документам действительно много, хотя, на наш взгляд, не в 70–80%, как считает Евгений Семёнов. Мы предположили, что для Красноярска и Иркутска по технологической части программы работал один разработчик.
Но как сообщил «Конкуренту» помощник министра инвестиций и инноваций правительства Красноярского края Максим Терский, проект красноярской стратегии не был заказан никакой сторонней организации. «Это плод работы нашего правительства», – сказал он. В иркутском управлении науки и инноваций о том, что заимствовали опыт других регионов, сказали открыто. «Готовя наш проект, мы работали с разными документами субъектов – членов Ассоциации инновационных регионов России, – сообщил заместитель начальника управления науки и инноваций Илья Усов. – Красноярская стратегия показалась нам наиболее близкой к задачам Иркутской области. Естественно, какие-то чисто технологические вещи и формулы мы не могли не перенять, ведь в целом они одинаковы для всех
субъектов. Но при этом мы наполнили концепцию собственным содержанием, которое отражает ситуацию с инновационным развитием в Иркутской области». Документ этот выполнен, как сказано в преамбуле, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года и «в увязке» с концепцией социально-экономического развития Иркутской области. Илья Усов сообщил, что красноярские коллеги в курсе интереса иркутян именно к их стратегии. Он призвал не судить проект строго, поскольку он ещё будет дорабатываться, так, в частности, свои предложения готовит научное сообщество. Вполне вероятно, что итоговый вариант концепции будет сильно отличаться от нынешнего.
В одном месте иркутского документа, видимо, случайно вкралась ошибка. Говоря о финансировании будущей концепции, авторы заявляют: «Финансовое обеспечение концепции составит: средства областного бюджета (краевые фонды, государственный и муниципальный заказ, региональные и муниципальные программы и другие источники)». Понятно, что в Иркутской области краевых фондов при всём желании не может быть. Зато они могут быть в Красноярском крае. Но, очевидно, к официальной презентации концепции этот досадный технический казус будет исправлен.