издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Педагогическая проза

Реформа системы образования пока не оправдывает учительские надежды

Модернизация образования в Иркутской области продолжается. Идёт она по двум основным направлениям: повышение зарплаты учителям и непосредственно модернизация образовательных учреждений. В следующем году планируется потратить на образование более 1 млрд. 200 млн. рублей. Но в частных беседах учителя признаются, что не ощущают ни душевного подъёма, ни роста материального благополучия. По крайней мере пока.

Начнём со второго, наименее противоречивого направления модернизации, то есть с улучшения материальной базы школ. Государство заявляет, что прежде всего позаботится о питании и здоровье школьников. Совместно с муниципалитетами разработана программа совершенствования школьного питания, в рамках которой муниципалитеты ремонтируют помещения, а правительство поставляет комплекты нового технологического оборудования в столовые. До конца года будет поставлено 78 таких современных комплексов. Теперь о здоровье. Медицинским работникам в школах будет увеличена зарплата, это раз. За счёт муниципалитетов будут отремонтированы медкабинеты, а правительство области обязуется поставить туда новое оборудование. В этом году речь идёт о 130 комплектах медоборудования, это два. 

На модернизацию оборудования в 2011 году регион затратит чуть более 400 млн. рублей, из них 386 млн. получено из федерального центра. На эти деньги будет приобретено 355 комплектов учебно-лабораторного оборудования для начальной школы на селе. В следующем году будут оснащаться городские школы. С нынешнего года начата новая программа по обновлению компьютеров. Так, уже в этом году будет закуплено 55 мобильных классов. На увеличение интернет-трафика в этом году будет потрачено около 25 млн. рублей.

За счёт средств областного бюджета будет приобретено 106 автобусов для сельских школ в этом году и ещё 135 – в следующем. Это позволит полностью закрыть проблему школ, где транспорта не было и дети добирались пешком. Затем будут заменены устаревшие автобусы. С нынешнего года школам будут выделяться средства на покупку учебников, в следующем году ими будут обеспечены все первоклассники. Приобретаются учебники для старшего и среднего звена. На это выделено ещё 50 млн. рублей.

Кадры решают всё

Что касается зарплаты педагогам, реформа началась ещё в прошлом году. В этом году повышение зарплаты проходит в три этапа. Первый из них – переход на новую систему оплаты труда, второй – увеличение минимального размера оплаты труда (базовый оклад всех педагогов вырос с 3740 до 4500 рублей). Наконец, третий этап – доведение средней зарплаты учителя до уровня средней зарплаты по экономике. Правда, здесь появляются первые разногласия. 

Например, по данным, озвученным министром образования Виктором Басюком, сегодня среднее жалованье учителя составляет 17840 рублей. По данным Росстата, средняя заработная плата работников образования в Иркутской области составила 13097 рублей. В будущем году её обещают «подтянуть» до средней зарплаты по экономике, как и обещал премьер-министр Владимир Путин. Но, опять же, министерство образования считает, что эта самая «средняя по экономике» составляет 20752 рубля, а Росстат утверждает – 23671 рубль. По официальным данным, фонд оплаты труда работникам образования Иркутской области с апреля по сентябрь вырос на 40 млн. рублей. За год областной бюджет потратил на повышение зарплаты учителям более 1,2 млрд. рублей. Впрочем, директора школ затрудняются указать, насколько вырос фонд оплаты труда в конкретных школах, ссылаясь на то, что прошло слишком мало времени и «бухгалтер баланс не подбил». 

Некоторые руководители на условиях анонимности говорят о том, что фонд оплаты труда вообще не изменился. Просто в минувшем году была проведена «массовая оптимизация». Теперь зарплату «оптимизированных» коллег разбросали между оставшимися учителями. Кстати, режим экономии ставок продолжается, а вскоре всем образовательным учреждениям придётся перейти в категорию самостоятельных учреждений в рамках реализации 138-ФЗ. Требования к руководителям ужесточились, и уже сегодня директора школ в массовом порядке повышают квалификацию, слушая лекции по экономике и юриспруденции. Огромную работу, для которой требуются юристы и экономисты, наверняка будут проводить с использованием минимальных человеческих ресурсов. Выделено 15 млн. рублей на обучение руководителей и педагогов. 

Между тем профсоюзы утверждают, что сама методика начисления зарплаты в регионе используется с нарушениями. Когда зарплата учителю начислялась по единой тарифной сетке, ставка устанавливалась по разряду, который включал в себя стаж работы, образование и квалификационную категорию. Для сельских школ к этой сумме добавлялась 25-процентная надбавка за работу в сельской местности. Затем к повышенному окладу плюсовалась 20-процентная надбавка за классное руководство и 15-процентная за проверку тетрадей, причём сумма высчитывалась от повышенного, а не минимального оклада. 

По новой системе оплаты труда минимальный оклад увеличен всем учителям независимо от категории и стажа и составляет теперь 4,5 тысячи рублей. Выплаты за классное руководство и проверку тетрадей сохранились, но теперь они высчитываются не от повышенного оклада (с учётом прибавки за работу на селе), а просто от минимального оклада. «Мы считаем это нарушением, поскольку законодатель предписывает органам государственной власти и местного самоуправления сохранить условия, которые были установлены на момент введения новой системы оплаты труда», – говорит заместитель председателя обкома профсоюза работников образования Валентина Федосеева. В некоторых случаях после перехода на новую систему люди вообще оказались в минусе. Например, зарплата уменьшилась у тренеров-преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, у которых стаж работы свыше 10–20 лет и квалификационные категории. Виктор Басюк обещал, что в данном случае будет проведена коррекция методики расчёта зарплаты. 

Впрочем, профсоюзы признают, что в целом новая система оплаты труда даёт повышение зарплаты, прежде всего молодым специалистам. Минимальное повышение получили как раз педагоги-стажисты, у которых нет квалификационных категорий. Предполагается, что их зарплата в основном будет регулироваться индивидуально за счёт стимулирующего фонда. С этим фондом тоже не всё так просто. По идее, он должен быть не ниже 25% от общего фонда оплаты труда. Однако увеличение базовой части заработной платы – ставок учителям и преподавателям, повышающих коэффициентов за наличие квалификационных категорий – повлекло за собой уменьшение стимулирующего фонда. Выдержать заявленный правительством и Министерством образования области 25-процентный размер в большинстве образовательных учреждений не представляется возможным. Фактически он составляет от 14 до 18%.

«После того как минимальный оклад поднялся до 4,5 тысячи рублей, зарплата педагогов выросла, – говорит директор иркутской гимназии №3 Андрей Трошин. – Но основной рост произошёл именно благодаря стимулирующим надбавкам. У нас все учителя работать умеют, поэтому у некоторых зарплата поднялась даже на 7 тысяч рублей». Валентина Федосеева считает, что на стимулирующий фонд сильно уповать не стоит, поскольку он каждому работнику не гарантируется. Кроме того, многое будет зависеть от того, каким образом он будет распределяться – индивидуально руководителем либо комиссионно, а также от его размера. «Стоимость балла за один и тот же показатель, критерий может быть разной». 

«До Бога – высоко, до царя – далеко»

Чем дальше в глубинку, тем больше рядовой работник зависит от администрации. Это в большом городе можно уйти в другую школу, а на селе выбор небольшой, волей-неволей приходится держаться за рабочее место. Тут уж с начальством не поспоришь. Проверки министерства образования показывают, что до сих пор не во всех школах области приняты положения, регулирующие выплату зарплаты и начисление тех самых стимулирующих выплат. Кое-где зарплата увеличилась только у руководящего состава. Больше всего нарушений отмечается в сельских школах. 

За полчаса, проведённых в обкоме профсоюза, я успела стать свидетельницей одной такой истории. Звонок из Чуны раздался не то чтобы неожиданно. Мастер производственного обучения чунского профучилища №31 Чижова уже писала жалобу и на имя министра образования, и в обком профсоюза. Женщина просила разъяснить, почему после введения новой системы оплаты труда её зарплата не выросла ни на рубль. Казалось бы, заслуженный педагог, имеющий госнаграду и 36 лет стажа в образовании, может рассчитывать на стимулирующие выплаты. Однако зарплата её как была 6705 рублей в апреле, такой и осталась в сентябре. К письму прилагались две расчётки.

«В училище творится беспредел, – заявила в телефонном разговоре председатель Чунского районного комитета профсоюзов Светлана Зубко. – Долгое время там вообще не было разработано Положение о выплате зарплаты работникам. После того как в область ушли наши жалобы, директор предоставил Положение, но в нём не затронуты многие вопросы, оно составлено с нарушениями и без участия профсоюзов, что противозаконно. Работники не согласились с некоторыми пунктами и написали свои возражения в письменном виде. Наутро директор вызвал в кабинет всех подписавшихся под возражением и поставил условие: вы пишете либо заявление о выходе из профсоюза, либо заявление по собственному желанию. Люди вышли из профсоюза, сказали, что работа им дороже». И только руководитель профсоюзной организации училища отправилась в прокуратуру. Кстати, директор училища носит обязывающие ко многому имя и фамилию: Борис Пастернак.

«Нервозность сохраняется»

В скором будущем учителей ждёт ещё одно испытание. Дело в том, что с введением нового порядка аттестации педагогических работников отменяется самая массовая вторая категория, которая давала 10-процентную надбавку к зарплате. Произойдёт это не сразу, а постепенно. По истечении пяти лет, на которые педагогу присваивается квалификация, её просто никто не станет подтверждать. Последние «второразрядники» исчезнут в области через 5 лет. После этого у наших учителей есть два пути – претендовать на первую категорию (30% надбавки), высшую (50%) либо оставаться без категории и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Требования к учителям значительно возрастают. Если получить первую категорию всё-таки реально, высшую смогут иметь далеко не все. В наиболее уязвимом положении оказываются сельские учителя. Ведь педагог высшей квалификации должен иметь в послужном списке не только личные успехи, научные публикации, но и достижения своих учеников. Они должны участвовать и побеждать в олимпиадах различного уровня, хорошо сдавать ЕГЭ, словом – блистать. 

«Я считаю это справедливым, – говорит Валентина Федосеева. – Высокий уровень профессионализма должен подтверждаться соответствующими результатами. Вместе с тем мы должны понимать, что аттестация на первую и высшую квалификационные категории носит добровольный характер. Может быть, и так. Но не стоит забывать, что с 10-процентной надбавкой основной массе просто хороших учителей придётся распрощаться. Лишь малая часть из них получит более высокую квалификацию, остальные останутся без надбавки. Государство называет такой принцип индивидуальным подходом, стимулирующим творческий рост кадров». «Пока нервозность в учительской среде сохраняется, – признался Андрей Трошин. – Но мы надеемся, что все вопросы будут решены в пользу учителя». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры