Невыученный урок «Фукусимы»
На этой неделе «Российская газета» решила подсчитать количество действующих в мире энергоблоков, а также планируемых к вводу до 2030 года и пришла к выводу, что события на «Фукусиме-1» хотя и заставили мировое сообщество задуматься, но всё же не повлияли кардинально на планы в атомной энергетике, а лишь слегка сдвинули сроки их реализации.
«Пуск атомной электростанции в Иране, контракт на строительство ещё двух российских энергоблоков в Китае и последовавшее за этим соглашение по Белорусской АЭС задают прямо противоположный вектор пост-фукусимским настроениям, что возобладали этим летом в Германии. Добавьте сюда активное продвижение новых проектов «Росатома» в Турции, Вьетнаме, Бангладеше, решения Чехии, Румынии и Финляндии построить у себя новые энергоблоки АЭС, намерения Бразилии, Великобритании, США, Франции и ЮАР со-хранять и развивать атомную генерацию – и станет ясно, что современные ядерные технологии не будут принесены в жертву политической конъюнктуре и предвыборному популизму», – пишет «РГ» в материале «Здесь страх не должен подавать совета» и приводит цитату Стива Кидда из Всемирной ядерной ассоциации: «Почему исключительный по силе природный катаклизм, практически невозможный в большинстве частей мира, должен влиять на всех?»
Выражая своё глубочайшее сожаление по поводу трагедии в Японии, большинство стран всё же не намерены отказываться от своих энергоатомных проектов. Подтверждение тому – совместные российско-китайские проекты. Так, согласно контракту, подписанному «Атомстройэкспортом» и Цзянсуской ядерной энергокорпорацией (JNPC) ещё в ноябре прошлого года, Россия и Китай намерены приступить к сооружению 3 и 4 энергоблоков Тяньваньской АЭС. Соглашение вступило в силу в преддверии визита премьера Путина в Поднебесную после небольшого тайм-аута, взятого китайцами после событий на «Фукусиме».
Вступление в силу контракта на вторую очередь Тяньваньской АЭС важное, но не единственное в этом году событие в российско-китайском атомном сотрудничестве, отмечает «РГ» со ссылкой на главу департамента коммуникаций «Росатома» Сергея Новикова. В середине года в Поднебесной ввели в эксплуатацию экспериментальный реактор на быстрых нейтронах – он тоже построен по российской технологии и в тесном взаимодействии специалистов двух стран. А в начале июля состоялся досрочный ввод в эксплуатацию четвёртой очереди газоцентрифужного завода, который также был построен по российской технологии.
Германия: одна против всех
После небывалого землетрясения и цунами, разрушивших японскую АЭС «Фукусима-1», большинство стран, использующих атомную энергетику, взяли паузу для уточнения и выработки новых требований к безопасности атомных станций, а также проведения стресс-тестов.
Но общий тренд остаётся неизменным: мировой парк АЭС к 2015 году обеспечит 411 ГВт электроэнергии, к 2020-му – 471 ГВт, к 2030-му – 614 ГВт. Ежегодный прирост составит в среднем 2,3 процента – таков базовый сценарий Всемирной ядерной ассоциации. В его основе, сообщает Nuclear.Ru, анализ существующего и ожидаемого спроса на ядерное топливо для атомных электростанций. Есть и более оптимистичный прогноз, основанный на том же подходе. Согласно этому сценарию, в 2015 году мощность ядерного парка будет составлять 416 ГВт, а к 2030-му поднимется до 790 ГВт.
При том и другом сценарии доля ядерной генерации в мировом энергобалансе сохранится на уровне нынешних 14 процентов в среднесрочной перспективе, а к 2030 году возрастёт. Но есть и существенные различия между тем, что было, и тем, что ждёт.
– Если до аварии на японской атомной станции в мире отмечался почти ажиотажный спрос на строительство АЭС, то сейчас, с учётом новых условий, к возведению новых энергоблоков стали относиться гораздо более избирательно и строго, – отмечает генеральный директор «Рос-атома» Сергей Кириенко. – Уже почти не осталось шансов на строитель-ство АЭС поколения «два» и «два плюс», а экспортных перспектив у них нет совсем.
С этой точки зрения у российской атомной корпорации с её более про-двинутыми проектами и технологиями есть конкурентные преимущества перед другими крупными игроками на этом рынке – японо-американским консорциумом Toshiba – Westinghouse Electric и французской группой AREVA. Тогда как после событий на «Фукусиме», отмечают аналитики, американские и японские компании, причастные к созданию и эксплуатации этой АЭС, оказались в сложном положении, а к их технологиям предъ-явлены существенные претензии. «Росатом» с полным правом может воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы укрепить своё положение на рынках основных заказчиков строительства АЭС. А это не только Индия и Китай, но и другие азиатские государства, страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Америки.
Но и конкуренты постепенно приходят в себя от фукусимского шока, проводят ревизию атомного хозяйства у себя дома и не собираются сдавать позиции и освобождать занимаемые ниши на мировом рынке. Например, уже сейчас за право построить к 2020 году первую, а к 2030-му вторую атомные электростанции в Польше соперничают Westinghouse Electric с реактором AP1000, AREVA с реактором EPR и GE Hitachi Nuclear Energy с реакторами ABWR и ESBWR.
Помимо этого американская Westinghouse Electric намерена участвовать в реализации планов Великобритании по строительству новых ядерных мощностей и ведёт переговоры о возведении нового энергоблока на площадке АЭС «Уилфа». По данным Nuclear.Ru, до конца нынешнего или в начале следующего года компания должна определиться с выбором реакторной технологии.
В Центральной Европе, помимо уже известной позиции Германии, обращает на себя внимание постфукусимский выбор, сделанный властями Чехии. В недавно обнародованном докладе министерства промышленности Чешской Республики ставится задача поднять долю атомной генерации в производстве энергии до 80 процентов. В дополнение к ныне действующим шести реакторам в ближайшие десять лет планируется ввести два новых – энергоблоки № 3 и № 4 на АЭС «Темелин».
Что касается Германии, то после того, как немецкие власти приняли решение о закрытии своих наиболее старых АЭС, недостаток электроэнергии ей приходится компенсировать за счёт экспортных поставок точно такой же атомной генерации из соседней Чехии. В связи с этим дефицит немцам придётся, скорее всего, покрывать и с будущей Балтийской АЭС, строящейся в Калининградской области.
Белорусский заход
Знаковым событием в начале октября стало подписание контрактного соглашения между Россией и Белоруссией о строительстве Белорусской АЭС. По заверениям российской стороны, и дирекция строительства атомной станции как заказчик, и «Атомстройэкспорт» как генподрядчик, полностью готовы к началу строительства. И сейчас всё зависит от того, когда финансовые ведомства двух стран завершат переговоры об условиях и порядке предоставления Россией государственного кредита на сооружение Белорусской АЭС.
Подписание контракта на строительство атомной станции в Белоруссии лишний раз доказывает: мир освобождается от постфукусимского синдрома. Другое важное обстоятельство связано с тем, что сооружение АЭС в разных странах – это не просто бизнес, это экспорт знаний и наукоёмких технологий, заключает «Российская газета».
Издание приводит и ряд других фактов, согласно которым не останется в стороне от атомных проектов и сама Япония, которая не намерена в обозримом будущем отказываться от атомной энергетики по целому ряду причин политического, экономического и финансового характера. «У третьей в мире экономики нет других собственных источников энергии, а альтернативная энергетика неэффективна и стоит дорого, – цитирует «РГ» одно из зарубежных информагентств. – Кроме того, ядерные технологии являются гордостью нации и прибыльной статьёй экспорта. Более того, в ориентированном на консенсус японском обществе не принято откровенно выступать против ядерной энергетики. Многие японцы находят антиядерное движение слишком эксцентричным». Также «РГ» приводит слова премьер-министра Японии со ссылкой на зарубежные СМИ о том, что к лету 2012 года будет разработана новая энергетическая политика, которая не предусматривает отказ от ядерной энергии. Более того, по словам политика, «реакторы, которые в данный момент остановлены, рано или поздно будут запущены вновь».