Фитнес-эволюция
В ближайшее время российские регионы ожидает настоящая фитнес-революция. В центральной части страны этот сегмент рынка переживает стагнацию, известные бренды со скандалами закрывают клубы, поэтому роста стоит ожидать именно в территориях. Иркутский рынок фитнес-услуг неоднороден. С одной стороны, здесь присутствуют три крупных игрока, с другой – количество небольших студий и центров постоянно меняется. Как и за счёт чего выживают «малыши», насколько прибылен этот бизнес и каким компаниям франчайзер не доверит известный бренд, – в материале Елены ЛИСОВСКОЙ.
От маленького зала к престижному клубу
Развитие фитнес-услуг в Иркутске можно разделить на несколько этапов. В 2001-2002 годах клубы в Иркутске начали расти как грибы. Это связано с тем, что свои заведения начали создавать те, у кого был опыт работы в фитнесе, гимнастике и аэробике. После интерес к этому направлению стали проявлять крупные бизнесмены, для которых было очевидно, что фитнес-индустрия, в которой можно развиваться, ведь тема здоровья всегда актуальна. В 2005 году сеть клубов «Планета Фитнес» начала обучать управленцев фитнес-клубов на специальных семинарах и конвенциях, которые проводились в столице.
Сейчас в Иркутске работают три крупных фитнес-клуба. Первый, World Gym, открылся в 2008 году в микрорай-оне Радужный, второй клуб – «Весна» – появился на набережной Ангары в 2009-м. Летом нынешнего года потребителям представили новый бренд: в микрорайоне Солнечный был открыт Gold’s Gym Иркутск. Два заведения появились на карте областного центра по франшизе, «Весна» не имеет отношения ни к одной сети и возникла по инициативе одного из иркутских бизнесменов, известных своей привязанностью к теннису. Сначала родилась идея строительства в Иркутске крытых теннисных кортов с профессиональным покрытием, вокруг которых вырос фитнес-клуб.
Появление крупных игроков на региональном рынке – довольно закономерный процесс, говорят собеседники «Конкурента». Пройдя 1990-е годы, маленькие залы и душные подвалы без душевых, клиенты изменились, стали более требовательными. Более того, сформировался новый класс потребителей, которые готовы платить за качественные услуги. Большая часть клиентов – три четверти – посещает крупный фитнес-клуб, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, говорят эксперты. Порядка 10% из общего числа ходят для того, чтобы расслабляться, делая выбор в пользу бассейна и сауны. Остальные 20% – чтобы достичь определённых результатов (накачать мышцы или сбросить лишний вес).
Необходимо отметить, что представители открытых по франшизе фитнес-клубов неохотно общаются с прессой. Между тем в клубе «Весна» сообщили, что минимальная цена, по которой можно приобрести карту крупного фитнес-клуба в Иркутске, – 12 тысяч рублей. Стоимость «золотой» карты в «Весне» составляет 36 тыс. рублей, за годовой абонемент в другие клубы придётся заплатить дороже – 47 тыс. рублей (Радужный) и 59,4 тыс. рублей (Солнечный). За эти деньги клиент получает доступ ко всем услугам клуба в неограниченном количестве. Кроме того, каждое заведение предлагает несколько десятков карт, различных по набору услуг и стоимости.
К преимуществам крупных клубов можно отнести поддержку со стороны франчайзера и «головного» офиса. Как правило, инвесторы взаимодействуют с ними и на этапе подготовки к строительству, и непосредственно при возведении здания, и во время работы клуба. Один из экспертов нашего издания рассказал, что франчайзер никогда не даст согласие на то, чтобы его бренд на рынок выводили инвесторы, которые работают, например, в табачном бизнесе.
Малыши и гиганты
По оценкам собеседников «Конкурента», в Иркутске работают от 40 до 100 небольших фитнес-клубов и студий. Клуб «Люкс Элеганс» был создан одним из первых в Свердловском рай-оне Иркутска. «Семь лет назад, когда мы только открылись, спрос имелся очень большой, у нас было несколько залов, и все они были заполнены, – вспоминает коммерческий директор клуба Елена Елькина. – Однако когда начали открываться другие клубы в нашем районе, спрос пошёл на спад, потом снова увеличился. Сейчас нам достаточно одного большого зала».
«Люкс Элеганс» – клуб среднего ценового уровня, основные клиенты которого – женщины, живущие или работающие неподалёку. Минимальная цена абонемента составляет 1400 рублей, в неё входят шесть посещений в месяц в утренние и дневные часы. Максимальная стоимость абонемента 3300 рублей – это неограниченное количество посещений в любое время. Выбирать можно из 40 видов различных тренировок.
Елена Елькина отмечает, что число небольших фитнес-клубов и студий нестабильно – одни открываются, другие закрываются. «Многие считают, что это довольно прибыльный бизнес, – отмечает она. – Это действительно так, если организовывать его на собственных площадях. В противном случае львиную долю средств съедает аренда». Кроме того, для работы подобных заведений характерна ярко выраженная сезонность. В летние месяцы поток по сравнению с зимой и осенью сокращается в два раза, по сравнению с весной, на которую приходится пик новых клиентов, – в четыре раза, рассказала наша собеседница. Тогда как крупные фитнес-клубы имеют возможность нивелировать сезонность за счёт клубной системы.
Минимальный объём инвестиций в создание собственной студии на базе арендованного зала площадью 115 кв. метров оценивается в 500 тыс. рублей. «Эти деньги необходимы на ремонт, приобретение оборудования и обучение инструкторов, – рассказала нашему корреспонденту одна из создательниц собственной студии. – Причём, чтобы деньги начали возвращаться, нам потребовался год. При этом каждый месяц необходимо было платить арендную плату в размере 50 тысяч рублей».
Объём инвестиций в строительство крупных фитнес-клубов игроки не спешат раскрывать. Аналитик УК «Финам» Максим Клягин отметил, что если речь идёт именно о строительстве, то примерный диапазон может составить около 1–1,5 тысячи долларов за квадратный метр. Организация бизнеса на арендованных площадях может обойтись в два-три раза дешевле. Срок окупаемости проекта составляет четыре-пять лет.
«Хорошо окупаются малобюджетные клубы с высокой посещаемостью и приемлемым уровнем цен и сервиса. Потом они разрастаются в такие же бюджетные сети, – рассказал нашему изданию директор по развитию и PR информационного портала «Фитнес в России» и всероссийской премии «ТОП-Фитнес» (Санкт-Петербург) Антон Ильин. – Окупаемость клубов с многомиллионными долларовыми вложениями, да ещё и построенных на кредитные средства, вызывает сомнения».
Профессиональные участники фитнес-индустрии подчёркивают, что этот бизнес довольно сложен. Качественная работа клуба – это ежедневное удовлетворение потребностей посетителей, а значит, довольно большой персонал. Кроме того, стабильность индустрии зависит от общего экономического состояния как страны, так и отдельного региона и города. Например, в США некоторые клубы были вынуждены снизить цены на период кризиса 2008-2009 годов.
«Одним из самых сложно решаемых является кадровый вопрос, – отметили в «Весне». – На воспитание и обучение настоящих специалистов нужно время. В этой ситуации фитнес-клубы премиум-класса вынуждены привлекать для обучения своих инструкторов специалистов из столичных заведений. В тех случаях, когда приходит инструктор с опытом работы, как правило, его уровень знаний и умений не соответствует форматам и требованиям клуба премиум-класса».
Фитнес-будущее Иркутска
Эксперты говорят, что степень проникновения фитнес-услуг в России пока невелика. «Согласно различным исследованиям, в России спортом регулярно занимается только около 1-2% населения. Для сравнения: аналогичный показатель для развитых европейских стран в среднем в 5–10 раз выше», – отметил Максим Клягин. По его словам, около 50–60% этого рынка по-прежнему приходится на долю наиболее капитализированных регионов – Москвы и Санкт-Петербурга.
Однако в перспективе рынок фитнес-услуг будет развиваться именно в провинции. «Во-первых, до сегодняшнего дня территории были охвачены слабо, поэтому темпы развития здесь будут более высокими, – рассуждает генеральный директор центра «Evolution – спортивный консалтинг», руководитель курса «Организация и управление предприятием в сфере фитнеса, красоты и здоровья» Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья (Санкт-Петербург) Тимур Беставишвили. – Во-вторых, для рынка важно такое понятие, как заполнение ниш (эконом, средний класс, премиум-сегмент). В регионах ни одна из них не заполнена полностью, – продолжает эксперт. – Третья причина заключается в том, что у вас всё больше людей хотят жить, как в столице, то есть получать все «блага цивилизации». И это правильно! Четвёртая причина – в регионах появились деньги, которые так и «просятся» в инвестирование. Всё больше людей готовы платить не только за еду и одежду». Мнение эксперта подтверждают и профессиональные участники рынка, сообщившие нашему корреспонденту, что в перспективе в Иркутске ожидается открытие ещё двух крупных клубов.
Аналогичные тенденции наблюдаются и у наших соседей. «Нынешним летом ещё один крупный игрок премиум-класса – World Class – зайдёт на фитнес-рынок Красноярска, – рассказала нашему изданию менеджер по рекламе фитнес-центра «Экселент» Татьяна Кузьмина. – Таким образом, в городе будут работать два клуба высокого класса. Можно сказать, что в последний год рынок Красноярска начинает формироваться: не так давно появились 3-4 игрока серьёзного районного масштаба с разнообразным комплексом услуг, но без полноценного плавательного бассейна». «В нашем городе довольно много так называемых «клубов во дворе», – рассказала специалист отдела маркетинга сети фитнес-центров Strongо (Красноярск) Юлия Киселёва. – В основном рынок представлен заведениями площадью от 300 до 1000 квадратных метров с бассейном и без. Стоимость клубных карт в них от 15 тысяч рублей в год».
«В Москве и Петербурге наблюдается стагнация, – говорит о тенденциях Антон Ильин. – Даже крупные и известные фитнес-бренды со скандалом закрывают некоторые клубы. На конвенциях из года в год одни и те же люди говорят об одном и том же».
Тимур Беставишвили считает, что регионы ждёт снижение цен на услуги крупных центров, а те, кто не сможет перестроиться, будут вынуждены уйти с рынка. «Если действительно «всё включено», то цена составит от 20 до 30 тысяч рублей в год. Это для Петербурга, – ответил Антон Ильин на вопрос о стоимости абонемента, которая кажется ему адекватной. – Но есть клубы, которые упорно держат планку и в 50, и даже в 80 тысяч. Для богатой Москвы стоимость может быть и выше 30 тысяч. А в регионах – в зависимости от среднего уровня дохода населения. Клуб должен быть доступен человеку со средней зарплатой».
Елена Елькина, которая несколько лет проработала администратором клуба сети Holmes Place в израильской Хайфе, отметила, что его услуги были доступны продавцам и работникам сферы обслуживания. Годовой абонемент стоил 850 долларов, или 22 тысячи рублей. Можно надеяться на то, что в перспективе позволить себе годовой абонемент в фитнес-клуб сможет более широкий круг потребителей.