Ангарский мусор будет «золотым»
В городе опасаются роста тарифов на вывоз твёрдых бытовых отходов
Основной причиной грядущего повышения тарифов на вывоз твёрдых бытовых отходов является не столько рост цен на ГСМ, сколько ценовая политика полигона ТБО. Ангарск, задохнувшись от дымов переполненного и постоянно горевшего старого полигона ТБО в районе Цемпосёлка, несколько лет назад нашёл выход, который сейчас бы назвали частно-государственным партнёрством.
Строительство нового полигона ТБО вблизи посёлка Юго-Восточный было доверено частному инвестору. Инвестор этот – «Сибтранспетройл» – построил ключевой для городской инфраструктуры объект по последнему слову техники и экологии, но… для себя. Лишь по истечении десяти лет эксплуатации свалка перейдёт в муниципальное ведение, а пока инвестор может диктовать ангарчанам собственные условия, и условия практически «золотые». Если в Иркутске полигон принимает отходы по 300 рублей за тонну, то в Ангарске – не менее 700 рублей без НДС. Соответственно вырастает и тариф для владельцев жилья.
Любопытно, что в жилищном законодательстве вообще нет ни слова об утилизации ТБО – оно учитывает в тарифе только вывоз мусора. Вывоз – статья тоже недешёвая: от города до полигона ТБО в среднем 24 км в одну сторону. Средний рейс на полигон (полная машина едет, разгружается и возвращается в город), по словам заместителя директора фирмы «Контакт-плюс» Олега Шеина, занимает около часа:
– Если бы был выбор: вот частный полигон, к нему идёт хорошая дорога, и там, условно говоря, пахнет розами и поэтому высокий тариф, и есть муниципальный полигон, на котором пахнет не розами, – это было бы понятно. Сегодня же выбора у нас нет – и нам, и всем тем подразделениям управляющих компаний, которые занимаются вывозом мусора, буквально «выкручивают руки».
С тем, что владельцы полигона используют своё монопольное положение, согласны и депутаты.
– Конфликт двух коммерческих структур – «Сибтранспетройла» и «Контакта-плюс» – носит затяжной характер, в основе которого лежат коммерческие интересы, – говорит депутат Думы АМО Дмитрий Надымов. – Владелец полигона как монополист выставил перевозчику неисполнимые условия и, не достигнув договорённости, организовал собственную транспортную сеть. Я осуждаю невнятную позицию главы города Леонида Михайлова, который неоднократно пытался урегулировать ситуацию, но не сумел. В результате мы имеем постановление главы 2009 года, по которому стоимость утилизации одного кубометра ТБО превышает 71 рубль за кубометр против 34 рублей в Иркутске. Заложниками спора двух хозяйствующих субъектов становятся люди, которые могут остаться один на один с горами мусора. Считаю, что городская администрация должна занять более жёсткую позицию, привести тарифы в соответствие с общеобластными и организовать бесперебойный вывоз ТБО, иначе проблема зайдёт слишком далеко и будет в буквальном смысле дурно пахнуть.
Тариф в Ангарске практически на 50 процентов состоит из услуг по утилизации. Даже учитывая отдалённость полигона, сумма набегает значительная: по подсчётам коммунальщиков, вывозить ТБО в Иркутск было бы дешевле, и это не делают только из-за перегруженности тамошнего полигона. Ангарский же «гостеприимен»: он принимает отходы не только из Ангарска, но и из соседнего Усолья, где «Сибтранспетройл» имеет собственный филиал.
Ангарск, в свою очередь, не несёт бюджетных затрат на содержание полигона и его рекультивацию. Но поскольку предприятие зарегистрировано в Иркутске, налоги оседают там же, а также по месту нахождения филиала – в Усолье-Сибирском.
За бюджетную экономию расплачиваются жители, оплачивая вывоз и утилизацию мусора по 1 рублю 88 копеек с квадратного метра жилья либо – по решению общедомовых собраний – по 34 рубля 41 копейку с жителя. Это значительно выше, чем в соседних городах.
Инвестора можно понять: строился полигон не из соображений благотворительности, а с целью получения прибыли. Причём прибыль – это не только деньги, которые «Сибтранс-петройл» получает за собственно утилизацию. На полигоне ведётся сортировка и переработка ТБО, и лишь 25 процентов отходов подлежит просто захоронению. Остальное – металл, стекло, пластик и другие продукты «золотого дна» – приносят инвестору доход. Высокий тариф предприятие – владелец полигона объясняет именно издержками на сортировку и переработку мусора.
Получить официальные комментарии в Ангарском филиале компании – владельца полигона не удалось.
По словам специалистов отдела цен администрации Ангарска, заявка от руководства полигона ТБО о повышении тарифа на утилизацию мусора до 92 рублей за кубометр действительно поступила. Однако, как считают чиновники, руководство города в ближайшие месяцы не намерено утверждать повышенный тариф. Правительством РФ планируются ограничения, связанные со сдерживанием роста тарифов на коммунальные услуги в 2012 году (в частности, ожидается документ, который продлит действующие на декабрь 2011 года тарифы на коммунальные услуги до 1 июля 2012 года). В ожидании регламентирующих документов федерального уровня администрация Ангарска не будет спешить с повышением тарифов на коммунальные услуги, в том числе на вывоз мусора.
Ситуация существует далеко не первый год: полигон открыт в 2004 году и ещё как минимум четыре года будет находиться в частном владении. Соответственно, ещё четыре года социально значимые тарифы будет диктовать частник. На этой неделе главе города на стол легли новые обоснованные владельцем полигона цены, которые ему предстоит утвердить. Мусор для жителей может стать просто «золотым».
Выход из ситуации предлагают мелкие перевозчики: они обещают вывезти мусор за половину цены – и, надо сказать, добросовестно делают это. Однако цены полигона мелким перевозчикам не по карману, поэтому ТБО вываливаются в ближайших лесных массивах. Степень замусоренности пригородных лесов в последние годы заметно возросла. Схватить за руку «свальщика» в 99 процентах случаев не удаётся.
Второй путь более сложный. Администрация города совместно с областными контролирующими органами может разобраться, как обосновывается и из чего именно складывается тариф на утилизацию, не попадают ли в расчёты тарифа для населения те издержки, которые предприятие несёт для извлечения прибыли от переработки мусора. Возможно, повышенные аппетиты владельцев полигона власть способна умерить и хотя бы приблизить тариф на утилизацию ТБО к среднему по области.
Кстати, существует ещё один неиспользуемый ресурс. Осенью управляющие компании обязуют вывозить на полигон не только отходы, но и опавшие листья – а это сотни тонн ценного биоудобрения. Предлагается даже возить этот продукт не на свалку, а в МКП «Благоустройство», занимающееся подготовкой земли для благоустройства города. Возможно, тогда бы часть процесса утилизации была не так убыточна да и транспортные издержки были бы в разы ниже.
В любом случае пример Ангарска должен стать наукой для других городов, привлекающих частных инвесторов в коммунальную сферу, считают ангарские эксперты. Думы, администрации и жители должны чётко понимать: экономя на проектировании, строительстве и содержании водозаборов, очистных сооружений или котельных, города рискуют стать заложниками пусть и временной – на десяток или пару десятков лет, – но монополии владельцев социально значимых объектов, отметил один из собеседников «СЭ». А договариваться с монополистами, от которых зависит качество жизни города, всегда непросто.