«Деньги есть – вы за ними не приходите»
Выполнение программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011–2015 годы с перспективой до 2020 года» оказалось на грани срыва. 100 млн. рублей, запланированные на этот год, лежат мёртвым грузом и вряд ли будут освоены. Муниципалитеты не спешат за деньгами, а единичные заявки на получение субсидий они подают лишь под натиском региональных властей. Впрочем, экспертов это не удивляет: люди по-прежнему мало знают об энергосбережении. Даже в Иркутске об этих технологиях слышали лишь около 1,5% населения, а используют их всего 0,3%.
«У нас есть 100 миллионов рублей из областного бюджета на программу энергосбережения. Их мы должны были бы в этом году освоить. Но до сих пор результат освоения этих денег нулевой», – заявила на конференции «Энергоэффективность-2011 – вектор развития» начальник управления топливно-энергетического комплекса министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Татьяна Маринченко. По её словам, 78% финансирования программы должно пойти на три основных направления. Первое – создание зон высокого охвата приборами учёта и регулирования. «Мы провели конкурс в июле. К нам поступила только одна заявка, и то искусственно организованная: Нижнеудинск принял участие в тендере под напором областных властей, – отметила Маринченко. – Конкурс пришлось проводить в два этапа, потому что муниципалитет даже не мог обосновать эффективность проекта и квалифицированно описать его». «Подтянуть» Нижнеудинск было решено, поскольку кроме программы энерго-сбережения там будет выполняться программа модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (перенос нагрузки с мазутной на угольную котельную). В итоге проект получился интересным, считает специалист. В зоне охвата окажется микрорайон Экспресс, где на 38 домах и 7 объектах социальной сферы будут установлены общедомовые приборы учёта тепловой, электрической энергии, а также счётчики по воде. Кроме того, запланирована установка индивидуальных счетчиков. Проект оценивается в 56 млн. рублей. Срок окупаемости – около семи лет. «В целом муниципалитеты отстранились от установки приборов учёта в соответствии с законом. Я призываю их задуматься и занять более активную позицию», – сказала Маринченко.
Второе направление – использование альтернативных источников энергии. В этом году выбор пал на Ольхонский район, где планируется построить ветро-солнечную электростанцию мощностью 250 кВт. Объём инвестиций – 59 млн. рублей. Сроков окупаемости у проекта практически нет, однако он тоже попал в программу, отметила Маринченко. По её словам, другие территории могли бы тоже поучаствовать в конкурсе и установить солнечные водонагреватели, к примеру, на объектах социальной сферы (технология позволяет экономить на горячем водоснабжении летом до 20%). «Мы не просим по этим проектам нормальных сроков окупаемости, то есть до пяти лет. Мы просим инициативы. Подумайте, особенно муниципалитеты, где нет централизованного энергоснабжения», – заключила представитель министерства.
В 78% финансирования, о которых говорила Маринченко, входят и расходы на строительство энергоэффективного дома в Ангарске. В таком жилье стоимость квадратного метра составляет 42,4 тыс. рублей (12,4 тыс. рублей из областного бюджета, 7,65 тыс. рублей – из муниципального, 22,3 тыс. рублей – из Фонда содействия реформированию ЖКХ). «В доме уже смонтировано оборудование: там предусмотрены солнечные водонагреватели, высокоэффективная система вентиляции и другие современные технологии. Результаты реализации проекта мы обсудим через год», – отметила Маринченко.
По менее затратным направлениям программы тоже не всё удаётся, признала специалист. Например, на повышение энергоэффективности в социальном секторе заложено 4,6 млн. рублей. Половину из этой суммы получила областная клиническая больница, но опять-таки после настойчивых уговоров исполнителей программы. Остальные деньги достались двум школам и детской поликлинике в Ангарском районе. «Мне было не понятно, почему ни одно учреждение по своей инициативе не заявилось на эти деньги. Единственные два условия, которые надо было выполнить, – это 50% софинансирования и наличие программы энергосбережения, – недоумевает Маринченко. – Деньги есть – вы за ними не приходите». Аналогичная ситуация сложилась и с энергоаудитом на объектах социальной сферы, на который в 2011 году по программе положено выдать 6 млн. рублей. Муниципалитеты опять-таки неохотно заключают соглашения с министерством. «Есть у нас и «двоечники», которые пока этого не сделали: Усть-Кутский, Жигаловский, Слюдянский, Куйтунский и Чунский районы. Когда они будут проводить конкурсы, я слабо понимаю», – продолжила Маринченко. То же самое с оснащением жилищного фонда общедомовыми приборами. Ни один из муниципалитетов не подал заявки на получение субсидий, общая сумма которых равна 10 млн. рублей.
Провалились и планы по поддержке ресурсоснабжающих организаций. Они должны были предоставить свои проекты по повышению энергоэффективности, а область – профинансировать половину стоимости этих проектов. Всего в программу на этот год заложено 10 млн. рублей. «Но пока у нас только одна заявка, прошедшая конкурсный отбор, на общую сумму чуть более двух миллионов рублей. Проект точечный – замена насосов на сооружениях «Облжилкомхоза». Заявку предприятие подало по большой личной инициативе Петра Воронина (министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области. – «Конкурент»). Ещё несколько проектов пока не прошли конкурсный отбор, и мы не уверены в их включении в программу», – отметила Маринченко. В завершение, по её словам, этого «удручающего доклада» она добавила, что в Усть-Кутском и Катангском районах вовсе не разработаны программы энергосбережения, а это значит, что они уже год нарушают федеральное законодательство. «Удивительная ситуация, для меня не понятная», – резюмировала она.
Между тем ничего «удивительного» в этой ситуации нет, предположил начальник отдела в области пропаганды энергосбережения и энергоэффективности Российского энергетического агентства Минэнерого РФ Антон Усов. По его мнению, люди, в том числе главы муниципальных администраций, вообще пока слабо понимают, что такое энергосбережение. «Для многих это только лампочки и счётчики», – отметил он и продемонстрировал видеоролик, где москвичи либо признавались в незнании темы, либо выражали глубокое презрение к энергосбережению. «У нас не было программы по продвижению энергоэффективности, отсюда искажённое понимание», – добавил он. По данным Усова, только 7% жителей Москвы слышали об энергосберегающих технологиях и 1,5% используют их. В Иркутске показатели ещё хуже: здесь 1,5% слышали и 0,3% используют. Исправлять ситуацию, по словам Усова, должны специальная «горячая линия» и сеть демонстрационно-образовательных центров инноваций, энергосбережения и энергоэффективности. Первый такой центр уже открылся в Красноярске. В будущем аналогичные структуры появятся и в других городах. Часть площадок агентство развернёт на базе региональных вузов – к 2013 году по стране будут действовать 56 демонстрационных аудиторий. В Интернете параллельно заработает виртуальная выставка. Впрочем, представители агентства готовы прибегнуть и к более архаичным способам пропаганды. Рассказывать в популярной форме о лампочках, счётчиках и других технологиях они выйдут на площади городов, куда будет приезжать «роад-шоу-трак», иначе говоря, передвижная платформа для демонстрации достижений в сфере энергосбережений. Вся эта работа, уверен Усов, приведёт к тому, что к 2016 году намного больше людей будут знать об энергосбережении. Впрочем, добавил он, вопреки ожиданиям агентства на все эти мероприятия Минэкономразвития РФ так и не дало денег в 2011 году, поэтому в лучшем случае кампания развернётся лишь в 2012-м.