Бизнес-стратегия Дорожной службы
Два года назад депутат Законодательного Собрания Андрей Кайдаш возглавил Дорожную службу Иркутской области, которая находилась на грани банкрот-ства. За это время он успел попробовать себя в роли антикризисного менеджера, сейчас предприятие вступило в фазу развития. Однако этот этап, по словам генерального директора Дорожной службы Иркутской области, ещё сложнее: «Больше творчества, нововведений и работы с людьми. Идёт постоянный подбор новых кадров, замещение тех, кто не может или не хочет думать по-новому». Два года назад инициативы Андрея Кайдаша казались некоторым непонятными и неудобными, но свою эффективность они подтвердили конкретными результатами. Впервые за много лет Дорожная служба смогла обновить парк техники, а в нынешнем году приступила к масштабному строительству и ремонту дорог. Следующий год ставит перед службой более амбициозные задачи.
Стадия развития сложнее антикризисного периода
На вопрос, с каким настроением он каждый день отправляется на работу, генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Андрей Кайдаш отвечает: «Ощущаю колоссальную ответственность. Ведь наша компания входит в первую тройку в дорожной отрасли региона. Служба – это 18 филиалов, 68 участков, 28 асфальтобетонных заводов. Это 1700 единиц техники и порядка 13200 километров дорог в обслуживании. Всё равно что съездить до Москвы и обратно и ещё по Иркутской области проехать. В сезон под нашим началом трудятся 2500 человек».
– Руководитель Дорожной службы должен быть и бизнесменом, и политиком в одном лице, – считает генеральный директор предприятия. – У компании большие ресурсы и возможности, но также и объёмная отчётность и множество вопросов, которые необходимо решать на различных уровнях власти. Мы постоянно взаимодействуем с правительством Иркутской области, аппаратом губернатора региона, с региональными министерствами – дорожного хозяйства и имущества, абсолютно со всеми мэрами, районными и поселковыми главами. Основная миссия Дорожной службы Иркутской области – обеспечение безопасности движения по дорогам региона, поэтому мы работаем с силовыми структурами – ГИБДД, УВД, ФСБ. Испытываем повышенное внимание со стороны СМИ, прокуратуры, инспекций, в том числе налоговой и трудовой.
– Андрей Анатольевич, Дорожная служба Иркутской области – акционерное общество со стопроцентным государственным пакетом. В чём особенности управления таким предприятием и какие бизнес-механизмы были внедрены?
– Изменения начались со структуры, появились новые подразделения: производственная служба, служба карьеров, служба лаборатории, отдел контроля качества. Не так давно структура пополнилась отделом по мостам. Я был удивлён, что его раньше не было, ведь мы обслуживаем 1296 мостовых переходов. В компании усиливаются производственно-технический и проектный отделы. Создан мощный тендерный отдел, мы участвуем во всех аукционах. Совершенно по-другому начал жить финансовый планово-экономический отдел, где внедрена новая система «1С.8.2: Консолидированная бухгалтерия». Появился центральный сервер, который связал серверы и компьютеры во всех филиалах. Теперь вся информация автоматически фиксируется на центральном сервере, там же в режиме онлайн отражаются и все действия бухгалтеров. Это безусловно повышает прозрачность компании в целом.
За два года нам удалось повысить эффективность компании, об этом свидетельствует рост выработки на одного человека. Если в 2002 году этот показатель составил 196 тысяч рублей на человека, в 2009-м – 376 тысяч, то в 2011-м он увеличился до 670 тысяч рублей на одного человека. Это стало возможным за счёт внедрения новых эффективных технологий, модернизации и технизации процессов и применения более «продвинутой» техники. Однако и без кадровых перестановок не обошлось: за два года сменились семь директоров филиалов, управленческий блок обновился на 80%, работников – на 40–50%.
Кроме того, были внедрены технологии удалённого управления с серьёзными функциями контроля. Среди них глобальный мониторинг через спутниковую связь – с его помощью мы отслеживаем маршруты, расход дизельного топлива, который нам удалось значительно сократить.
– Изменился ли режим вашего присутствия на рабочем месте с тех пор, как Дорожная служба вышла из кризиса?
– К сожалению, нет. В среднем провожу здесь 10–12 часов каждый день, а сейчас, когда завершается строительный сезон, ещё и выходные дни. Стадия развития всегда сложнее, чем антикризисный период: больше творчества, нововведений и работы с людьми. Идёт постоянный подбор новых кадров, замещение тех, кто не может или не хочет думать по-новому.
«Территории должны получить деньги на свои дороги, это наша твёрдая позиция»
– Залог успешной работы любого предприятия – качественная техника. Что удалось приобрести в 2010-2011 годах? Как зарекомендовала себя новая техника, насколько позволила сократить трудозатраты и увеличить эффективность?
– В первую очередь приобрели технику, которая каждый день работает на дорогах по содержанию и текущему ремонту, – автогрейдеры и комбинированные дорожные машины, самосвалы и комплекты навесного оборудования. Мы усилились в средствах механизации: купили погрузчики-экскаваторы, катки, мощную дорожную фрезу, асфальтоукладчики. Напрямую из Германии был приобретён ресайклер Bomag.
Ресайклер – ключевая техника для создания основания дороги. Он уже показал себя на двух объектах, выполнив объёмы работ на 25 миллионов рублей. Техника прошла три километра в Нижнеилимском районе и 1,6 километра – в Усть-Ордынском, где и продолжает работать. В нынешнем году мы намерены отработать логистические схемы для более эффективного использования ресайклера.
В целом в прошлом году было куплено 114 единиц техники, за первое полугодие 2011-го – 106, ещё 40–45 единиц техники планируется приобрести во втором полугодии нынешнего года. Мы понимаем, что пока это капля в море. Ведь всего в Дорожной службе 1700 единиц техники, средний моральный и амортизационный износ составляет порядка 70%.
– Где в основном применяется новая техника?
– По всей Иркутской области нет ни одного филиала, который не получил бы новых машин. Но есть такие, которым они переданы в большем объёме, – это Братский, Иркутский, Усть-Ордынский, Тулунский филиалы.
– В 2012 году в Иркутской области планируется создать дорожный фонд, предварительная стоимость которого оценивается в 3 миллиарда рублей. На каком этапе сейчас этот процесс?
– Рабочая группа, в состав которой вошли представители дорожных компаний и общественных организаций, муниципалитетов, а также учёные, сформулировала поправки в закон, прошедшие первое чтение. Участники рабочей группы считают, что одной из задач фонда должно стать финансирование развития дорожной сети муниципалитетов, особенно в переходный период. Территории должны получить деньги на свои дороги, это наша твёрдая позиция, мы её отстаиваем. Осталась последняя инстанция, остальные все «за», даже прокуратура. Дело за тем, чтобы убедить в этом председателя бюджетного комитета Законодательного Собрания Иркутской области Сергея Курилова.
– Какая роль в случае создания дорожного фонда будет отведена службе?
– Мы станем одним из подрядчиков, который будет выполнять определённые объёмы работ через аукционы. Хочу отметить, что работы в следующем году хватит всем, даже самым небольшим, недавно созданным компаниям. Однако заказчик уже предупредил о том, что контроль качества работ будет серьёзным. Технические средства на данный момент дают такую возможность. Другой вопрос, что сейчас не хватает технически толковых, хорошо просчитанных проектов. Зато много старых – с устаревшими технологиями и ценами.
– В какие дороги необходимо вкладывать деньги в первую очередь?
– Во-первых, в ремонт уже существующих дорог. Во-вторых, в те, которые связывают территории, и в те, которые могут реально сократить путь. Например, необходимо достроить дорогу между Чунским и Братским
районами, она позволит уменьшить путь от Тайшета до Братска на 225 километров. Нужно сделать дорогу и между Мамско-Чуйским и Бодайбинским районами: несколько месяцев в году из одной территории в другую можно попасть только с помощью самолёта через Иркутск. Это не глобальная стройка, всего 40 километров. Я убеждён, что необходимо вкладывать деньги в ремонт и строительство мостов в муниципалитетах. Многие находятся в аварийном состоянии, потому что не были рассчитаны на увеличивающуюся нагрузку. Не так давно я ехал из Казачинско-Ленского района в Киренский. Проехал пять мостов, все аварийные, а три просто могут не дожить до следующего лета.
«Чем сложнее, тем интереснее»
В этом году по сравнению с прошлым Дорожная служба Иркутской области увеличила объёмы работ в два раза. Не так давно в управлении был составлен общий реестр объектов по строительству и ремонту, в который включено 125 объектов.
– Мы подсчитали, что на прошлую пятницу наши специалисты укладывали асфальт на 53 участках на территории всей Иркутской области. Такого количества объектов одновременно у Дорожной службы не было точно. Не было и опыта контроля качества выполнения работ в таком объёме. Многие, узнав о наших планах на нынешний год, намекали на то, что мы переоценили собственные силы. Тем, кто интересуется, не надорвётся ли Дорожная служба, отвечаем: «Мы просто работаем». И понимаем, что в 2012-м число объектов увеличится. В нынешнем году многие филиалы получили боевое крещение, даже «старички», видавшие виды, стонут, но радуются, когда справляются – собственными силами или с помощью субподрядчиков. Это достойно уважения.
Нынешний год Андрей Кайдаш назвал тренировочным забегом перед 2012-м, когда заработает дорожный фонд региона и объёмы работ в этой отрасли существенно увеличатся. Спортивные слова довольно часто звучат в его речи, ведь нынешний директор Дорожной службы – спортсмен. В прошлом занимался лёгкой атлетикой, волейболом, боксом и бейсболом, сейчас – горными лыжами, тяжёлой атлетикой, гольфом.
– Какие спортивные принципы вы взяли из спорта в нынешнюю жизнь?
– Идти до конца, дожимать. И ещё один: чем труднее, тем интереснее. Спорт доказал, что человеческие ресурсы бездонны, а благодаря правильной мотивации можно добиться практически невозможного. Сейчас мне важно показать человеку, что он может больше, чем он привык делать. Зачастую это удаётся, хотя не могу сказать, что все заразились энергией чемпионства и куража. Свою миссию на этом посту я вижу в том, чтобы создать систему ответственного и оперативного принятия решений, систему поддержки талантливых людей и инициатив.
За время работы в Дорожной службе бизнесмен и политик Андрей Кайдаш успел настолько хорошо вникнуть в специфику работы, что многие его коллеги не верят, что у него нет соответствующего образования. К выпускнику Братского индустриального института по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий» часто обращаются за советом. «Полгода у меня ушло на то, чтобы понять специфику предприятия, через такое же время смог довольно основательно изучить экономику. Теперь ориентируюсь во всех вопросах по теме», – рассказал наш собеседник.
Андрей Кайдаш признался: за время работы на новом посту побывал в тех уголках Иркутской области, где раньше бывать не доводилось: «Не так давно за пятницу, субботу и воскресенье проехал 3200 километров попеременно с водителем. Остановка, осмотр объекта, короткое совещание с директором, получение информации, выдача указаний – и в очередной пункт назначения. В дорожной отрасли лучше один раз увидеть своими глазами, чем семь раз услышать. Раньше мой автомобиль могли отследить при помощи GPS, сейчас такой возможности нет. Никто не знает, где я появлюсь. Почему? У дорожников всегда должен присутствовать режим ответственной напряжённости, ведь мы в ответе за безопасность движения».
– Какие филиалы вы обычно посещаете?
– Еду туда, где всё очень хорошо или очень плохо. Туда, где средние показатели, могу месяцами не выезжать. Это тоже одна из технологий управления, потому что у нас много объектов, участков и, чтобы объехать их все, нужно больше месяца. Туда, где отличные показатели, еду перенимать опыт и технологии, а туда, где плохие, – выручать. Филиалы свои результаты знают, в нынешнем году мы впервые внедрили рейтинг, в рамках которого каждый филиал оценивается по 20 критериям. На первом месте, с большим отрывом от других, идёт Усольский филиал, на последнем – Киренский и Иркутский. В Киренском несколько раз менялся директор, а потом было решено объединить его с более сильным Казачинско-Ленским, в Иркутском решено переназначить директора.
Этот рейтинг – не субъективная оценка генерального директора, а обратная связь, которая говорит об эффективности работы подразделений и самой компании в целом. Оцениваются прибыль, рентабельность, выработка, ликвидность запасов, отношение дебиторской и кредиторской задолженности, доля реализации и даже рентабельность по EBITDA. Для многих это непонятное иностранное слово, но именно по этому показателю весь мир оценивает реальное состояние дел в компании. Это – прибыль предприятия за вычетом выплат по процентам от кредитов, лизинговых платежей, налогов, амортизационных отчислений. По этому показателю Дорожная служба Иркутской области с 2009 по 2011 год «выросла» в семь раз – с 10,7 до 57. Это реальный показатель мощности, возможностей и инвестиционной привлекательности компании.
Для меня важно то, что наша беседа проходит в преддверии Дня работников дорожного хозяйства, который будет отмечаться 16 октября. Огромное спасибо всем партнёрам, коллегам-дорожникам за поддержку Дорожной службы Иркутской области; за помощь, за то, что мы плечом к плечу успели поработать на многих объектах. Хочется поблагодарить и всех работников нашего предприятия, которые много сделали для его развития. Желаю на следующий год увеличения объёмов, успехов в работе и простой человеческой удачи. В Иркутской области действительно есть дорожное братство, и многие работы наш регион может выполнить своими силами, без привлечения компаний из других территорий.