Бизнес на социальных рельсах
Социальное предпринимательство в России выходит на новый уровень
В ближайшее время в регионах будут открыты школы, где обучают особенностям технологии, позволяющей эффективно решать социальные задачи. Одной из таких территорий стала Иркутская область, где школа социального предпринимательства откроет двери для первого набора слушателей в начале 2012 года. Этот выбор не случаен. Приангарье – один из ведущих регионов в плане социальных инноваций, уверены менеджеры фонда «Новая Евразия», посетившие на днях областной центр.
Школа на этапе стартапа
Менеджеры фонда «Новая Евразия» Ольга Щедрина и Екатерина Пигалицына, а также директор Омской школы социального предпринимательства Ирина Сербина прибыли в Иркутск на прошлой неделе. Они встретились с представителями министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области, а также отобрали кандидатов на обучение по программе подготовки тренеров для школы социального предпринимательства.
«Мы выбрали шесть потенциальных тренеров, в основном из молодёжной среды, – рассказала Ольга Щедрина. – Есть в их числе представители некоммерческого сектора, бизнес-сообщества и академической науки. Такой выбор не случаен, ведь нашими партнёрами в Иркутской области стали министерство по физической культуре, спорту и молодёжной политике, а также Иркутский государственный университет (ИГУ)».
Претендентов на роль тренера выбирали на конкурсной основе – по рекомендации ИГУ, заявиться можно было и с помощью открытого доступа. Для этого необходимо было заполнить анкету и мотивационное письмо на сайте «Новой Евразии», а потом пройти собеседование в Иркутске. «Мы предлагали вопросы, ответы на которые дали представление о человеке и о том, соответствует ли он нашему пониманию, каким должен быть тренер», – рассказала Ольга Щедрина.
В школе социального предпринимательства в Омске сейчас обучается второй поток слушателей. «Мы получили лицензию министерства образования Омской области на осуществление этого вида деятельности и сейчас заканчиваем этап стартапа, – рассказала Ирина Сербина. – На обучение в первом потоке подал заявку 161 человек, набралось 35 слушателей, из которых до финишной прямой дошли 32. В первый месяц обучения мы дали возможность покинуть школу самостоятельно тем, кто переоценил свои силы. Ведь не каждый готов взять на себя ответственность создать предпринимательский проект, который социально востребован и значим».
Возраст пожелавших учиться социальному предпринимательству различен – начиная от 23 лет и заканчивая пенсионным. «Для нас было важно, чтобы пришли люди с креативным мышлением, понимающие, в чём инновационность предложенного ими проекта», – рассказала директор омской школы. Слушатели первого потока приезжали на обучение раз в месяц – на один уик-энд. Это связано с тем, что группа состояла в основном из жителей Омской области. У второго потока, в состав которого вошли слушатели из соседних территорий, другое расписание – три сессии по четыре дня. Учёба длится полгода.
Создан пул преподавателей, в который включены эксперты федерального и мирового уровня. Например, профессор из Финляндии, который ведёт бизнес-планирование, а также эксперт из Израиля, специализация которого – мобилизация социального капитала и формирование социальных сетей на территории.
«Этот проект меня потряс»
Каждый из 32 выпускников первого потока Омской школы социального предпринимательства разработал, защитил и реализовал собственный проект. Причём для преподавателей было важно, чтобы он был инновационным и финансово успешным. Получение прибыли при условии реализации значимых проектов – вот что отличает социальное предпринимательство от благотворительности. При этом под прибылью понимаются не только финансовые потоки, но и формирование так называемого социального капитала, создание благоприятного имиджа.
Редактор муниципальной газеты из Одесского района Омской области создала творческую лабораторию «Люкс», где каждый желающий может получить навыки журналистской работы и советы профессионалов по выбранной теме, а также найти дополнительный заработок, предлагая креативные идеи для разработки сувенирной продукции и рекламы. Кроме того, редактору удалось дополнительно трудоустроить двух человек на постоянной основе и семь – временно. Причём во втором случае речь идёт о старшеклассниках, которым занятость гарантирует не только получение профессиональных навыков, но и финансовое поощрение. Этот проект вошёл в число победителей конкурса, объявленного в рамках Международного молодёжного инновационного форума «Interra-2011».
Один из представителей сельского бизнес-сообщества, работающий в сфере торговли, создал консалтинговую фирму, услугами которой охотно пользуются представители малого и среднего бизнеса. В Кормиловском районе Омской области появился проект «Чистая питьевая вода». Предприниматель на собственные средства установил диспенсер в детском доме, а доставка и розлив воды для малообеспеченных слоёв населения осуществляется по сниженным тарифам.
Однако самым резонансным, по мнению Ирины Сербиной и Ольги Щедриной, оказался проект, разработанный директором одного из детских домов. На базе учреждения были созданы социальная парикмахерская и прачечная. «Многие выпускники детского дома сейчас учатся в средних учебных заведениях, стипендия небольшая, а свободное время и навыки для работы есть, – рассказала директор Омской школы социального предпринимательства. – В итоге и сами ребята не «теряются», получают дополнительный источник дохода и могут помочь решить проблемы на своей территории. Ведь стоимость их услуг гораздо ниже, чем в других аналогичных заведениях».
«Этот проект меня потряс, – делится Ольга Щедрина. – Он гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Зачастую выпускники детских домов не могут правильно использовать предоставляемые им финансовые ресурсы: продают квартиры, которые им выделяет государство, оказываются на улице или возвращаются в эту систему. А интернат не всегда имеет возможность адаптировать человека к обычной жизни. Для ребят парикмахерская и прачечная – не просто маленький бизнес, а возможность почувствовать себя нормальными людьми, зарабатывать деньги и влиться в рабочий коллектив. Результаты этого проекта были высоко оценены руководством Омской области. Не случайно его инициатор, директор детского дома, выиграла региональный грант в 1 миллион рублей на постпатронатное сопровождение выпускников детского дома».
75 заявок из 21 региона страны
В целом на обучение в Омской школе социального предпринимательства в качестве тренеров поступило 75 заявок из 21 региона России, что говорит о социальной востребованности этой модели в нашей стране, считает Ирина Сербина. Интерес к этому направлению проявляют и наши соседи – Украина и Молдова, последняя готова обучить 25 человек. Говоря о том, как будет проходить обучение тренеров, директор школы социального предпринимательства отметила: «Содержательный блок станет более серьёзным, ведь им предстоит самим нести знания. В программу также будут включены техники тренерской деятельности». При этом сформированный пул тренеров, который подтвердил эффективность своей работы, скорее всего, останется неизменным. Завершится обучение в конце января – начале февраля следующего года.
Школы социального предпринимательства будут открыты в Иркутской области и Татарстане. Этот выбор не случаен. «К социальным инновациям готовы не все: нам проще купить то, к чему мы привыкли, чем что-то новое, даже если это касается стирального порошка, – рассуждает Ольга Щедрина. – На мой взгляд, Иркутская область – один из российских регионов, которые в плане социальных инноваций смело можно причислять к ведущим».
Предполагается, что первый набор в Иркутскую школу социального предпринимательства будет произведён в феврале 2012 года. Сначала планируется набрать до 35 человек. «Это самое подходящее количество, ведь работа будет идти в небольших группах, оптимальное число участников в которых семь человек», – рассказала Ольга Щедрина. Однако говорить о конкретных результатах можно будет только после выпуска первого потока – летом следующего года. Одним из координаторов проекта в Иркутске станет эксперт Межрегионального института общественных наук при ИГУ (МИОН) Татьяна Калугина, а оценивать итоги его реализации и управлять проектом будет Екатерина Пигалицына, которая станет в городе частым гостем.
Школа в нашем регионе может стать уникальной, поскольку одним из партнёров является вуз. «В вашем регионе удалось соединить то, что редко оказывается вместе, – академическую науку и социальную практику. Не исключено, что и школа у вас примет другие формы за счёт того, что будет поддерживаться научной, экономической экспертизой», – подчеркнула менеджер проектов фонда «Новая Евразия».
В свою очередь Татьяна Калугина отметила, что университету интересно прикладное значение проекта. «Мы заинтересованы в том, чтобы приблизить вуз к региону с помощью реализации социальных проектов, открытия публичных школ, – рассказала она. – Сейчас у будущей школы в Приангарье четыре партнёра – «Новая Евразия», Омская школа социального предпринимательства, министерство по физической культуре, спорту и молодёжной политике, ИГУ в лице МИОН и Института социальных наук. Но я уверена, что в ближайшее время их число увеличится».
В то время как в регионах создаются школы социального предпринимательства, эффективность этого направления оценили и на федеральном уровне. Эксперты отмечают, что социальное предпринимательство существовало в России и раньше, однако в последние годы оно выходит на новый уровень. Сейчас разрабатываются необходимые федеральные стандарты, а появления федеральных законов следует ожидать в следующем созыве Государственной Думы.