«Закон должен быть без популизма»
Поправки в областной закон, регламентирующий порядок переселения жителей территорий, попадающих в зону подтопления при наполнении водохранилища Богучанской ГЭС, приняты в первом чтении. Решение об этом было принято на прошедшей 28 сентября сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Изначально утвердить их предполагалось в окончательном виде, однако помешали замечания ряда ведомств. В частности, в правительстве региона отмечают, что затраты, необходимые на реализацию нововведений, не определены.
О необходимости внесения изменений в Закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» говорили ещё тогда, когда на двух июньских сессиях ЗС его принимали в первой редакции. Сами поправки были сформулированы после того, как группа депутатов регионального парламента побывала в Усть-Илимском районе, в котором два села – Кеуль и Невон – при наполнении водохранилища БоГЭС оказываются в зоне подтопления. В частности, в закон было решено внести положение о том, что переселенцы могут претендовать на получение жилищных сертификатов (по итогам последнего заседания комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве появилось уточнение, что выдавать их будут за счёт средств областного бюджета). Был расширен перечень тех, кто имеет право на новое жильё взамен того, которое окажется под водой: в него были включены владельцы объектов незавершённого строительства, погорельцы и дети, находящиеся под опекой и попечительством. Кроме того, решено предоставлять сразу несколько квартир в тех случаях, когда дети, которые уже обзавелись собственными семьями, вынуждены жить вместе с родителями. В законе также предложили учесть компенсацию по оплате государственной пошлины при оформлении права собственности на недвижимое имущество в зоне затопления или подтопления.
Когда поправки ещё только рассматривал профильный комитет ЗС, парламентарии предлагали сразу принять их в окончательном виде для того, чтобы как можно быстрее начать переселение жителей с территории Усть-Илимского района. Однако у ведомств, с которыми их необходимо согласовывать, возник ряд замечаний. Определённые нарекания возникли у прокуратуры Иркутской области, а в региональном правительстве пришли к выводу, что дополнительные затраты из бюджета, которые повлечёт за собой изменение закона, окончательно не определены. «С учётом того, что не просчитаны ни истинные размеры расходов, ни источники покрытия, мы предложили отложить принятие законопроекта до того момента, когда такие расчёты будут произведены, – заметил заместитель губернатора Иркутской области Валерий Гребенников на сессии ЗС. – Принципиально неверно, если разработчики проекта не прикидывают хотя бы в общих чертах, сколько придётся понести ещё обязательств областному бюджету, такой подход заранее закладывает основу будущего конфликта». Речь идёт о 919 млн. рублей из областного бюджета, которые, как полагают представители областного правительства, потребуются на то, чтобы выдать переселенцам жилищные сертификаты. Впрочем, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Юрий Фалейчик считает эту сумму «откровенной подставой». «Разделите, пожалуйста, эту сумму на 650 семей, подлежащих переселению, и вы получите 1 миллион 400 тысяч рублей, – обратился он к Гребенникову. – То есть тот человек, который подсунул вам её на подпись, предусмотрел, что 100% переселяемых воспользуются сертификатами. Не было этого и не будет никогда!».
Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков в ответ на это заявление попросил парламентариев «воздержаться от такого эмоционального накала». И назвал причину, по которой поправки нужно обсуждать в спокойном тоне: «Правительство предлагает не возбуждать общественное мнение и население в преддверии выборов и тех событий, которые мы ожидаем в марте». Очевидно, с таким аргументом согласилась председатель ЗС Людмила Берлина, предложившая депутатам проголосовать за принятие поправок в первом чтении, «принимая позицию правительства, что закон должен быть без популизма».