Культурная «матрица»
В областном центре продолжается работа над стратегией развития Иркутска
Одним из ключевых аспектов документа должна стать культурная политика. «Зачастую причиной того, что иркутяне уезжают из родного города в поисках лучшей жизни, становится не столько экономический фактор, сколько условия жизни, культурная политика, – говорит председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов. – Культура – это не только театры, музеи и выставочные галереи, не только выдающиеся деятели, но и самоидентификация человека, его понимание своей роли в городе и многое другое».
Очередной раунд общественного обсуждения этой темы стартовал в областном центре в сентябре на стратегическом семинаре «Культурная политика как основа стратегии социально-экономического развития города Иркутска». В мероприятии приняли участие порядка 100 человек, а в качестве эксперта присутствовал президент Института развития им. Г.П. Щедровицкого, консультант по вопросам пространственного развития, культурной и инновационной политики Пётр Щедровицкий.
По словам Алексея Альмухамедова, одной из задач диспута стала выработка единого понятийного аппарата, ведь в этот термин каждый вкладывает своё понимание: «Что такое культура? Музеи, театры? Значит ли это, что мы должны вкладывать деньги в развитие подобных учреждений? Но есть множество примеров, когда такие вложения не оправдываются. Бывает, что без больших средств создаются новые культурные центры. Например, галерея «Революция», где сейчас проходят выставки и экспозиции».
– Существует культура официальная и та культура, которой реально живут горожане. Не секрет, что сейчас сети пивных пабов зачастую формирует культуру молодёжи больше, чем городские музеи, – отмечает председатель комитета. – И это тоже проблема, ведь если мы говорим, что город должен привлекать так называемый креативный класс, то и культурная политика должна быть выстроена соответ-
ствующим образом. Часто причиной отъезда иркутян из города в поисках лучшей жизни становится то, что они не видят своего места в нём, не могут участвовать в значимых событиях и опасаются за свою безопасность. И решение таких тем – это тоже аспекты культурной политики.
Алексей Альмухамедов отметил, что впервые на площадке удалось собрать «делегатов» самых разных общественных институтов – от представителей епархии до байкеров и драгрейсеров. Участники понимали, что к их мнению прислушиваются. Интересная мысль была озвучена Щедровицким, который предложил на первом этапе формирования культурной стратегии города разработать так называемую «дорожную карту». Она позволит описать существующую культурную среду, оценить имеющийся креативный ресурс и показать возможное место для каждого из участников в будущем.
«Ранее состоялся ряд экспертных семинаров, где мы говорили о том, каким должно стать позиционирование города. Было предложено несколько разных вариантов, например город как коммуникативный центр, город как экоцентр, город креатива и инноваций, – рассказал председатель комитета по экономической политике. – Теперь мы стараемся собрать эту «матрицу» и ответить на вопросы: какой должна быть городская среда для коммуникативного центра, для экогорода, центра креатива и инноваций? Какая в этих вариантах может работать экономика, какой для них должна стать культурная политика?»
Очередной семинар, посвящённый культурной политике, планируется провести в Иркутске в октябре. Предполагается, что участие в открытом мероприятии примут порядка 60–70 человек. «Разговор будет посвящён пяти основным блокам культурной политики – толерантности, безопасности, вовлечённости граждан, отношению к истории и экологичности. Мы планируем составить конкретный план действий, который ляжет в основу культурной политики, а далее и в основу одного из центральных блоков стратегии развития Иркутска», – пояснил Алексей Альмухамедов.